Файл: Специфика использования биологической обратной связи (Б.О.С.) при работе организационного психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • представить себе какую-либо неприятную ситуацию. Если при этом тон звука повысится, постараться опять расслабиться (тон звука должен снова понизиться) - 6 и 7-е занятия;
  • представить ситуацию, вызывающую тревогу, и постараться, чтобы тон звука при этом не повышался - 8 и 10 -е занятия.

Эти задания выполняются только во время тренировки с БОС-ИП после наступления состояния релаксации. Кроме занятий с врачом для пациентов рекомендуются ежедневные самостоятельные релаксационные тренировки:
в положении сидя - 15-20 мин. Больным предлагают расслабиться и воспроизвести ощущения, возникающие при релаксации во время занятий с врачом (если есть возможность - с устройством БОС-ИП, если такой возможности нет - без него),
в положении лежа перед сном - 3-5 мин, (без БОС-ИП),
в различных условиях (в том числе при стрессовых воздействиях) несколько раз в день кратковременно (без БОС-ИП).

Особо подчеркивается важность регулярного выполнения самостоятельных тренировок для освоения методики и обеспечения эффективности коррекции тревожности.

С целью повышения мотивации молодых специалистов к работе по преодолению тревожности и закрепления навыков релаксации, после окончания основного курса рекомендуется проводить также групповые "поддерживающие" занятия с использованием устройства БОС-ИП (с частотой 2-4 раза в год), каждый раз напоминая им о необходимости самостоятельных тренировок.

Выводы по главе 1.

    1. Сущность биологической обратной связи (БОС) состоит в создании дополнительного канала информации о вегетативных функциях и управление этими функциями на его основе.
    2. Исследование БОС применяется в психиатрии. Элементы методов БОС можно использовать в работе организационного психолога для снятия напряжения, тревоги и повышения тонуса, работоспособности.
    3. Биологическая обратная связь -дает организму возможность приобрести некоторый контроль над автономной биологической деятельностью. Принцип, на котором основана биологическая обратная связь, требует активного участия клиента в изменении его состояния.
    4. Методики, использующие биологическую обратную связь, позволяющую регулировать тончайшие изменения физиологических процессов, дают возможность обучить клиента навыкам сознательного регулирования физиологических процессов.
    5. К настоящему времени доказана эффективность биологической обратной связи при лечении многих функциональных нарушений (в том числе головных болей, нарушений сна и т.п.), а также целого ряда психосоматических заболеваний (Голубев М.В. врач психотерапевт, дмн, профессор).
    6. В курсовой работе мы используем элементы данного метода с целью снижения тревожности ММП, связанной с низкой уверенностью в себе и недостатком опыта проведения профессиональных действий молодых специалистов.

ГЛАВА 2 Экспериментальное выявление и изучение проявления реактивной тревожности врачей-стажеров

2.1 Описание методики диагностики особенности тревожного состояния испытуемых

Эксперимент по использованию метода БОС проводился в несколько этапов. На первом этапе измерялся уровень реактивной и личностной тревожности. Далее проводился один из трех методов БОС. После каждого метода испытуемые выражали свое состояние по 10 бальной системе, чем выше балл, тем выше уровень тревожности. Метод БОС проводился в течении 10 дней, перед началом процедур. После проведенных процедур независимое лицо интересовался у пациентов о их субъективных ощущениях. Процедура: укол антибиотика в вену, укол внутримышечный. В эксперименте приняло участие 15 медсестер с высокими показателями реактивной тревожности.

Схема эксперимента следующая:

оценка уровня тревожности по методики - самооценка своего состояния – методика БОС - процедура – субъективная оценка пациента – самооценка своего состояния – оценка тревожности по методики.

Описание методики измерения уровня тревожности, разработанная Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации. Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = Е1 –Е2 + 35, где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,7 9 12 13 14 17 18. Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 1,2, 5,8,10,11, 15,16,19,20).

ЛТ = Е1-Е2 +35, где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22 23 24 25 28 29 31 32 34 35 37 38 40, Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 21 26 27 30 33 36 39. Интерпретация: До 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.


Описание методик БОС.

На первом подготовительном этапе психолог в беседе мотивирует испытуемого на участие в эксперименте, вселяет надежду в успешность занятий, объясняет испытуемому сущность метода, механизм его работы, дает представления о процессе, происходящем в организме и почему занятие будет эффективным в данном случае.
В процессе тренировки психолог, имея информацию о клиенте от него самого и от методики, помогает испытуемому лучше использовать полученные данные.

Психолог экспериментатор дает советы и указания по тому, как нужно себя вести, экспериментировать, искать наилучшие пути управления своими функциями. При наличии первых минимальных результатов и даже при их отсутствии фиксирует внимание испытуемого на его успехах.
Преимуществами этой методики является сознательное активное участие испытуемых в процессе, безопасность и безвредность метода, крайняя редкость побочных эффектов, однако, экспериментатору следует быть готовым столкнуться с ними.

  1. Дыхательные упражнения. Счет до 6ти глубокий вдох – выдох. Повтор до 3 раз.
  2. Аутотренинг. Релаксационные упражнения по 20-25 минут в положении сидя в группе 4-8 человек. Кроме занятий с экспериментатором для испытуемого рекомендуются ежедневные самостоятельные релаксационные тренировки: в положении сидя - 15-20 мин. Больным предлагают расслабиться и воспроизвести ощущения, возникающие при релаксации во время занятий несколько раз в день кратковременно. В течении 10 занятий.
  3. Психодрама, «формирование положительного образа Я профессионала». Проигрывание ролей.

2.2 Описание результатов исследования.

Описания данных первого дня применения БОС, представлены в таблице №1. Показатели реактивной тревожности испытуемых при прохождении БОС.

Таблица 1.

оценка уровня Р. Т. по методики

самооценка своего состояния уровень тревожности напряжения

методика БОС

процедура

субъективная оценка пациента

самооценка своего состояния

оценка РТ по методики

1

высокая

высокая

Занятие 1

уколВМ

Положительная

Спокойное

Средние

2

высокая

высокая

Занятие 1

Укол ВВ

нейтральная

Удовлетворительное

Средние

3

высокая

высокая

Занятие 1

Укол ВВ

Положительная

Спокойное

Средние

4

высокая

высокая

Занятие 1

Укол ВВ

негативная

Высокая тревожность агрессия

Высокий ЛТ

5

высокая

высокая

Занятие 1

уколВМ

Положительная

Положительное

Средние

6

высокая

среднее

Занятие 1

уколВМ

негативная

депрессиовное

Высокий

7

высокая

высокая

Занятие 1

уколВМ

Положительная

положительное

Средние

8

высокая

высокая

Занятие 1

уколВМ

нейтральная

Спокойное

Средние

9

высокая

высокая

Занятие 1

уколВМ

Снисхождение

Спокойное

Средние

10

высокая

Среднее

Занятие 1

уколВМ

Положительно

положительно

Высокий

11

высокая

Среднее

Занятие 1

уколВМ

Положительно

положительно

Высокий

12

высокая

Среднее

Занятие 1

Укол ВВ

Положительная

Чувство гордости

Высокий

13

высокая

Среднее

Занятие 1

Укол ВВ

негативно

Обида

Высокие ЛТ

14

высокая

высокая

Занятие 1

Укол ВВ

нейтрально

удовлеторение

Средние

15

высокая

высокая

Занятие 1

Укол ВВ

нейтрально

Спокойное

Средние показатели


Обсуждение результатов после первого дня занятия по методике БОС. Все 100% испытуемых до начала занятия имели высокую тревожность. Первый день практики первые пациенты. Опыт работы у некоторых из них имеется, однако не было оценки их работы со стороны сокурсниц, педагога, врачей медсестер со стажем и врачей. Напряжение, связанное с ситуацией оценки. 8 испытуемых из 15 ти испытуемых указали высокий бал наличия напряжения. Эти испытуемые хорошо чувствуют свое состояние. Остальные 7 ро в силу возраста пытаются маскировать тревожность за маску спокойствия. Возможно, подключается механизм психологической защиты. Работа на занятии по БОС проводилась в течении 20 минут. Положение сидя дыхание и работа с фиксацией состояния спокойствия. После чего медсестры практиканты под присмотром приступили к процедурам. Уколы ВМ являются простой процедурой, более знакомой. Так, 8 испытуемых, проводили внутримышечные процедуры. Из них у 5рых клиентов положительная реакция. То есть они удовлетворены работой медсестер не испытывают дискомфорта и боли. Один пациент оценил негативно процедуру. У двоих выявлена удовлетворительная оценка процедуры.

7 испытуемых делали внутривенную процедуру. Они испытывали страх связанный с уровнем ответственности. Двое пациентов выразили положительную оценку действиям медсестры. Трое пациентов испытуемых

Выразили нейтральную оценку. Двое пациентов оценили действия медсестер негативно.

Субъективная оценка со стороны пациентов действий медсестер зависели от степени сложности профессиональных задач.

После проведения процедур медсестры оценили свое состояние как спокойное –пятеро, как положительное -четверо, чувство гордости у одного, негативно (обида, агрессия) у троих, удовлетворительно у двоих и депрессивное у одной испытуемой.

На основание полученного исследования мы выделили две группы.

1 группа

П=9

Субъективная оценка

Субъективная оценка пациента

2 группа

Негатив

Удовлетв.

Полож.

Негатив

Удовлетв

Полож.

П=6

1

ВМ

-

2

3

1

-

2

ВМ

1

1.1.

Самооценка тревожности

-

спокойное

2 полож

1 спокой

депрессия

-

2 Полож.

Самооценка тревожности

1.1.

1.2.

Индекс тревожности

-

средний

средний

высокий

2 высокий

Индекс тревожности

1.2.

2

ВВ

-

3

1

2

-

1

ВВ

2

2.1.

Самооценка тревожности

-

3 спокойное

1

спокойное

1 Агрессия,

1 обида

-

Чуство гордости

Самооценка тревожности

2.1.

2.2.

Индекс тревожности

-

2 Высокий ЛТ

-

высокий

Индекс тревожности

2.2.


Первую группу составили 9 испытуемых успешно справившихся с выполнением профессионального задания-5 ВМ инъекций и 4ро ВВ инъекций. Первичные показатели данных реактивной тревожности до задания высокие у 100% испытуемых. Так же они оценивают свое субъективное состояние как высокотревожность и наличие волнения и напряжения. Было проведено занятие и после него процедуры. Субъективная оценка пациентов при ВМ инъекциях 2 удовлетворительно при этом они оценивают свое состояние как спокойное показатель по методике реактивная тревожность в норме, личностная тревожность в норме. 3ое из пяти успешно справились с заданием, о чем свидетельствуют положительные и удовлетворительные оценки пациентов. Свое состояние испытуемые оценивает как положительное двое и спокойное один. Показатели тревожности личностной и реактивной средние.

Вторую группу составили 6 испытуемых у которых в начале исследования выявлены высокие показатели по методике Спилбергера, однако свое состояние они оценили как спокойное. Тревожность по их мнению у них выражена средне. Такое расхождение свидетельствует о подключении защитных механизмов вытеснения. Тем самым они маскируют, либо не осознают своего истинного состояния. Подключение защитных механизмов свидетельства того, что недостаток компенсаторных возможностей компенсируется резервами психики. Это может негативно повлиять на деятельность. При проведении легкой процедуры ВМ инъекции. Один испытуемый получил негативную оценку своих действий это отразилось на оценке своего состояния – депрессивное, высокие показатели реактивной и личностной тревожности.

При выполнении сложной задачи ВВ инъекции двое получили низкую оценку и негативное отношение пациентов. То есть испытуемые не попали в вену с первого раза, нанесли боль пациентам. Свое внутреннее состояние испытуемые оценили как агрессию злость, обида. У них выявлены высокие показатели тревожности. Один испытуемый успешно справился с заданием и испытал чувство гордости. Однако уровень тревожности остался высоким. Это свидетельствует о том, что до проведения БОС необходимо повышение осознанности своего внутреннего состояния и уровня профессионализма.

По окончанию эксперимента мы продолжили работать с испытуемыми второй группы. Работа шла в направлении повышения профессиональных навыков особенно по сложным заданиям, повышение навыков понимания своего внутреннего состояния, работа по методики БОС, преодоление страха оценки своей деятельности.