Файл: Специфика использования биологической обратной связи (Б.О.С.) при работе организационного психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы Подготовка квалифицированного медицинского персонала к работе в экстремальных сложных ситуациях является проблемой актуальной. Молодые специалисты приступающие к работе в естественных условиях стационара, сталкиваются с проблемами адаптации к условиям труда. Зачастую хорошие академические знания в области медицинских наук, на практике не дают результатов, если молодой специалист испытывает большие психоэмоциональные нагрузки. Высокий уровень тревожности негативно сказывается на действие мелкой моторики и общих действий медицинского работника. Особенно когда речь идет о подготовке медсестер.

Высокий уровень реактивной тревожности становится причиной целого ряда деструктивных изменений в эффективности деятельности молодых специалистов.

Настоящая работа посвящена изучению проблем коррекции высокой реактивной тревожности по средствам методов БОС. (Бернштейн Н.А., Анохин П.К., Лебединский В.В., Никольская О.С.).

Теоретической основой нашего исследования стала концепция уровневого подхода к изучению закономерностей развития эмоциональной сферы (Бернштейн Н.А., Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р.). По данной концепции в процессе организации и осуществления эмоциональной регуляции поведения выделяются три её составные: морфологические «слои ЦНС» (Гиппенрейтер Ю.Б.,1988); аффективные переживания и собственно само поведение.

На наш взгляд, коррекция высокого уровня тревожности молодых специалистов, будет способствовать повышению эффективности их профессиональной деятельности и адаптации к новым условиям.

Под адаптацией нами понимается процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные, индивидуальные, качественно своеобразные способы её организации. В случае неуспешного решения задач возникает дезадаптивность и все вытекающие из неё последствия: неприятие себя, других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, конфликты с окружающими, замыкание в себе, снижение активности, невозможность удовлетворения ведущих потребностей (возрастных), трудности в формировании профессиональной Я – концепции, нарушение саморегуляции, повышение тревожности.

В психологической науке изучены особенности проявления реактивной тревожности личности на разных возрастных этапах. (Никольская О.С.,1990, Баенская Е.Р.,1990, Мостовая О. 2006). В то время как в психодиагностике, возрастной и педагогической психологии остро ощущается необходимость коррекции отклонений в формировании стиля саморегулятивных особенностей поведения на этапе профессионального становления молодых специалистов. Этот возрастной период является сензитивным для формирования рефлексивного процесса и произвольности регулирования поведением, что играет не - маловажную роль в становлении зрелой самостоятельной, нравственно развитой личности.


Цель исследования: выявить и изучить возможности использование метода БОС при снижении реактивной тревожности младшего медицинского персонала.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

Возможно имеется положительная динамика коррекции реактивной тревожности при использовании принципа биологической обратной связи.

Для теоретической и экспериментальной проверки данной гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Теоретическое изучение специфики использования биологической обратной связи в деятельности организационного психолога при работе с персоналом.
  2. Разработка индивидуального подхода к младшему медицинскому персоналу с использованием основ метода БОС. С целью преодоления трудностей повышенной реактивной тревожности при выполнении профессиональных задач (проведение лечебных процедур).
  3. Проведение эксперимента с использованием методики БОС.

Объект исследования: эмоциональная сфера лиц юношеского возраста, ммп.

Предмет исследования: эмоциональная сфера (реактивная тревожность)

Методы исследования:

1. Наблюдение за поведением медсестер в условиях выполнения профессиональных задач.

2. Беседа с врачами, относительно действий медсестер при решении профессиональных задач.

3. Эксперимент для диагностики особенностей реактивной тревожности. Для этого нами были использованы:

модифицированный вариант Спилбергера «Уровень тревожности».

методика САН.

4.Методика БОС

База экспериментального исследования: основная выборка испытуемых составляет 30 испытуемых 17-18 лет, медсестры. Исследование проводилось в лечебном учреждении при прохождении практики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности коррекционной работы с использованием метода БОС раскроет новые перспективы в подготовке младшего медицинского персонала, что повысит уровень медицинского обслуживания. Исследование раскрывает специфическую особенность применения принципа БОС при работе с молодыми кадрами. Это раскрывает новые возможности для изучения индивидуальности молодых специалистов, с целью повышения их и профессиональной адаптации и успешного разрешения проблем и негативных последствий дезадаптивности профессиональных страхов (страх нанести вред, страх чужой боли, смерти, крови), кризисов и эмоциогенных ситуаций, вызывающих тревожность, агрессию. Практическая значимость определяется тем, что: Раскрытие механизмов применения метода БОС при работе с младшим медицинским персоналом, позволяет оптимизировать процесс психокоррекции и профилактики отклонений в профессиональном становлении личности. Полученные материалы могут использоваться при чтении лекций по курсам: «Возрастная психология», «Психодиагностика» при подготовке практических психологов и педагогических кадров.


ГЛАВА 1 Теоретическое исследование методов коррекции тревожности личности

1.1 Метод «Биологической обратной связи» (Б.О.С.), как средство коррекции тревожности личности

Метод биологической обратной связи широко используется в психиатрии, нейропсихологии, патопсихологии, дефектологии с середины 20го столетия. В 30-е годы 20 го столетия во время физиологических исследований было обнаружено, что животные, в частности крысы, способны изменять показатели функционирования внутренних органов, если поощрять динамику нужного направления и наказывать при нежелательных изменениях. Таким способом, удавалось обучить животное вырабатывать определенное количество желудочного сока, поддерживать заданную величину артериального давления, число сердечных сокращений и т.д. В последующем такие исследования проводились и с людьми, причем было обращено внимание на то, что человеку для закрепления желаемых реакций не обязательно получать поощрение или наказание, а достаточно иметь в режиме реального времени информацию о минимальных изменениях выбранного показателя.

Термин biofeedback появился в США в конце 60-х годов. Первые публикации в 40-х годах описывали испытуемых способных произвольно изменять уровень своей сердечной деятельности. Позднее проводились исследования возможности использовать миограмму в качестве параметра для обучения общему расслаблению и лечения болей нервно-мышечного происхождения.

В конце 70-х и начале 80-х стали изучать проблему применения температурной и электроэнцефалографической биологической обратной связи для лечения различной патологии. Последнее время в этой области достигнуты определенные успехи и исследования продолжаются. Принцип обратной связи является основным и универсальным принципом управления различными системами. На его основе построена работа привычных для нас бытовых приборов - холодильника и утюга. В них обратная связь используется для поддержания определенной температуры. Физиологические и психические процессы в человеческом организме формируются по этому же принципу.
Сущность биологической обратной связи (БОС) состоит в создании дополнительного канала информации о вегетативных функциях и управление этими функциями на его основе. Это стало возможно, сравнительно недавно, когда появились электронные приборы позволяющие давать такую информацию (минимальные изменения какого-либо физиологического показателя в режиме реального времени).


Обнаружено, что в процессе занятий с биологической обратной связью развиваются физиологические и биохимические реакций, противоположные тем, что возникают при стрессе: усиливается a -ритм головного мозга; снижается уровень артериального давления, уряжается число сердечных сокращений, уменьшается периферическое сопротивление сосудов, потребление кислорода; снижается электрическая активность мышц, уровень катехоламинов, кортизола, ренина и холестерина в плазме крови. Дополнительно происходит усиление активности эндогенной опиоидной системы и снижение сосудистой реактивности.
Таким образом, БОС способствует улучшению способностей человека противостоять стрессу. Большая роль при этом отводится резервным возможностям больного, его способности преодолеть заболевание.
В ходе биологической обратной связи пациент является активным участником своего лечения, что способствует активации естественных скрытых резервов организма. Во время занятий появляется осознания психологических механизмов болезни и их обратного развития. Успешная деятельность по саморегуляции улучшает самочувствие, способствует повышению самооценки за счет чего расширяются возможности и улучшается адаптивность. Больные видят, что их усилия являются полезными и становятся оптимистичнее. В свою очередь рост положительных эмоций стимулирует мотивационные процессы, а осуществляемая деятельность становится более результативной. Высокая результативность тренировок еще больше повышает самооценку и так далее.
В конечном итоге в ходе БОС снижается фиксация на своих переживаниях, уменьшается ипохондричность, агрессивность, увеличивается вера в свои возможности, улучшается настроение.

В психотерапии с биологической обратной связью присутствует как релаксационный, так и поведенческий компоненты. Использование биологической обратной связи для релаксации называют психорелаксационной терапией с использованием принципа биологической обратной связи или адаптивное биоуправление, БОС-метод психотерапевтического лечения, аппаратный аутотренинг.
В основе биологической обратной связи лежит наличии зависимости между вегетативными и психическими функциями. При БОС больной через датчик, преобразующее и регистрирующие устройство получает информацию о минимальных изменениях какого-либо своего физиологического показателя (мышечное напряжение, температура тела, электрическое сопротивление кожи, уровень артериального давления и многие др.), связанного с эмоциональным состоянием, и старается изменить его в заданном направлении, что позволяет ему приобрести и развить навыки направленной саморегуляции, тем самым повлиять на течение патологического процесса.


Различают два основных вида биологической обратной связи: прямая и непрямая. "Прямая" БОС осуществляется по той физиологической функции, которая нарушена при данном заболевании и является основным его проявлением (например, по уровню артериального давления при гипертонической болезни). "Непрямая" БОС по показателям, изменение которых не является специфичным для данного заболевания.
Самыми распространенной из них являются БОС по температуре и электрическому сопротивлению кожи. Связано это с тем, что они хорошо отражают уровень психоэмоционального напряжения человека. Возрастание напряжения приводит к снижению температуры и сопротивления кожи, а расслабление к повышению этих показателей.
Современные компьютерные системы автоматизации биологической обратной связи, позволяют в качестве параметра управления использовать практически любой из показателей работы организма (число сердечных сокращений, дыхательных движений, уровень артериального давления, скорость распространения пульсовой волны, электрическое сопротивление кожи, характеристики электрокардиограммы и энцефалограммы.
Существуют аппараты для регистрации одного и одновременно нескольких физиологических характеристик. Отдельные исследователи считают, что более эффективна много параметрическая БОС. Для ее проведения разработаны програмно-аппаратные комплексы на базе персонального компьютера. Существуют компьютерные программы, позволяющие обучаться саморегуляции в процессе интересной игры.
Роль аппарата в этом методе велика, но не стоит игнорировать заслуги врача. Так психотерапевт сам является важным звеном биологической обратной связи и активно влияет на ход обучения. И от его мастерства во многом зависят результаты проводимого лечения, а прибор, помимо представления информации, является вспомогательным средством установления терапевтических отношений. И именно эти отношения помогают пациенту развиться, изменить свое поведение. На первом подготовительном этапе врач в беседе мотивирует пациента на участие в тренинге, вселяет надежду в успешность занятий, объясняет больному сущность метода, механизм его работы, дает представления о патологическом процессе, происходящем в организме и почему лечение будет эффективным в данном случае.
В процессе тренировки психотерапевт, имея информацию о пациенте от прибора и от него самого, помогает больному лучше использовать полученные данные. Врач дает советы и указания по тому, как нужно себя вести, экспериментировать, искать наилучшие пути управления своими функциями. При наличии первых минимальных результатов и даже при их отсутствии фиксирует внимание больного на его успехах.
Еще больше повышается роль психотерапевта, когда пациент освоил метод в условиях кабинета и переходит к следующему этапу применения своих навыков в повседневной жизни. В этой ситуации основной упор делается на развитие у пациента активного отношения к процессу лечения, повышении ответственности за себя и свое здоровье.
Преимуществами этой терапии является сознательное активное участие пациентов в лечебном процессе, безопасность и безвредность метода, крайняя редкость побочных эффектов, однако, врачу следует быть готовым столкнуться с ними.