Файл: Специфика использования биологической обратной связи (Б.О.С.) при работе организационного психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К настоящему времени доказана эффективность биологической обратной связи при лечении многих функциональных нарушений (в том числе головных болей, нарушений сна и т.п.), а также целого ряда психосоматических заболеваний. В частности, было показано, что БОС при лечении такого широко распространенного заболевания, как гипертоническая болезнь, позволяет добиваться достоверного снижения уровня артериального давления, приводит к улучшению прогноза заболевания. Научно доказана также эффективность применения биологической обратной связи при лечении желудочно-кишечных (гастриты, хронический холецистит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) и спастических бронхо-легочных заболеваний. Выбор адекватной программы управления своим состоянием позволяет больному переориентировать свой внутренний мир и тем самым корригировать депрессивные и навязчивые состояния, гиперактивное поведение, блокировать страх и напряжение.
Хороших результатов удалось добиться при лечении с помощью БОС пограничных психических расстройств. Успешное обучение дает возможность больным с тревожными состояниями повысить самообладания, улучшить адаптацию к внешним условиям. В своем исследовании мы используем методику БОС для коррекции уровня реактивной тревожности. Деятельность младшего медицинского персонала заключается в проведении лечебных процедур, взаимодействии с врачами и пациентами в условиях высокого психоэмоционального напряжения. От качества проведенных медицинских процедур зависит качество общего медицинского лечения. Зачастую высокая реактивная тревожность негативно сказывается на показателях исполнения профессиональных задач.

1.2 Специфика использования биологической обратной связи (Б.О.С.) при работе организационного психолога

В обычных условиях человек не получает точной количественной информации о состоянии физиологических функций (таких, как частота пульса, величина артериального давления и т.д.). Методики, использующие биологическую обратную связь, позволяющую регулировать тончайшие изменения физиологических процессов, дают возможность обучить клиента навыкам сознательного регулирования физиологических процессов. Многие функции организма осуществляются на подкорковых уровнях, без участия сознания, особенно те, которые носят непрерывный характер, как, например, сердцебиение или биохимические реакции. Хотя именно такой способ функционирования организма является эффективным, он препятствует сознательному прослеживанию за протеканием автономных функций и, следовательно, их осознанному изменению. Именно это и обеспечивает биологическая обратная связь -дает организму возможность приобрести некоторый контроль над автономной биологической деятельностью. Принцип, на котором основана биологическая обратная связь, требует активного участия клиента в изменении его состояния.


В основе методик биофидбека (от англ) - биологической обратной связи, лежит представление о возможности целесообразного регулирования непроизвольных функций при использовании систем внешней обратной связи.

Биологическая обратная связь представляет собой метод, посредством которого информация о биологической деятельности человека собирается, обрабатывается и посылается обратно к нему, так, что он в результате может изменить эту деятельность. Создается "петля обратной связи". Сущестует несколько вариантов различных методик построенных на принципе «БОС». Рассмотрим каждый из них, чтобы выбрать наиболее эффективный для работы с младшим медицинским персоналом.

«Жетонный» метод. Метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения.

Цель коррекции в "жетонных" программах формулируется как изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом. Так, "жетонная экономика" представляет собой определенную форму внешней организации поведения индивида: в контролируемой среде клиент получает привилегии (деньги или какие-либо другие материальные блага) в обмен на "жетоны", которыми он награждается за выполнение социально одобряемого поведения. Модификация поведения состоит в том, что право на получение разных льгот реализуется путем предъявления "жетонов", которые изымаются при всяком нарушении режима (число изымаемых "жетонов" пропорционально тяжести нарушения).

Осуществление "жетонных" программ возможно при условии строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления. Такое поведение может быть организовано только в условиях жестко контролируемой среды (в школах, больницах, тюрьмах, центрах изоляции).

В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение клиент получает "жетоны", которые по определенной системе обмениваются на пищу, привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения клиент штрафуется. У него отбираются "жетоны" в строгом соответствии с тяжестью проступка.

Данный метод можно использовать при работе с ММП на стадии формирования идеального образа профессионала, с целью повышения уверенности. Возможно, что уверенность в себе снижает уровень реактивной тревожности.

Следующий метод, это метод морита

Направленность метода - коррекция личностных проявлений. Исходные теоретические положения этого метода связаны с пониманием всеобщей зависимости людей. Условием целесообразного поведения считалась необходимость производить хорошее впечатление на окружающих.


Работа с лючностью на фоне недостатка уровня профессионализма может вызвать расхождение между Я реальным и Я идеальным образом. В таких обстоятельствах у человека может возникнуть боязнь отношений с пациентами.

Холдинг

Метод холдинга (от англ, "hold" - держать) используется в коррекции широкого спектра подкреплением при оперантном обучении. Высказывается опасение, что холдинг может вызвать у человека дискомфорт, боль, депрессию, усилить тревогу и страх. Поэтому холдинг относится к разряду острых методов, но его можно скорее сравнивать с психодрамой, чем с электрошоком. Как и во время психодрамы, в холдингтерапии драматическая борьба приводит клиента к катарсису, вслед за которым наступает эмоциональное и физическое расслабление. При работе с молодыми специалистами возможно использование не всего метода , а его элементов.

Имаго-метод

Имаго-метод (от лат. "imago" - образ) - метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Имаготерапия проводится в групповой и реже в индивидуальной форме. Клиенту предлагается ежедневно (до 2 ч) воспроизводить в поведении образ своего "Я" таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом клиента.

Во время коррекционной работы по имаго-методу человек создает динамический образ самого себя. Конкретные приемы здесь применяются самые разнообразные: пересказ литературного произведения с переводом рассказа в заранее заданный диалог; импровизированный диалог; импровизация заранее заданной ситуации; пересказ и драматизация народной сказки; театрализация рассказа; воспроизведение классической и современной драматургии; исполнение роли в спектакле.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе. Основатель Якоб Леви Морено. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта. В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.


Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы- диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции.

Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.


Методы БОС с применением индивидуальных технических устройств. Индивидуальное устройство для релаксационной терапии БОС-ИП, предназначено для обеспечения биологической обратной связи по электрическому сопротивлению кожи. БОС-ИП включает в себя:
электроды для измерения электрического сопротивления кожи, которые фиксируются на пальцах руки липкой лентой и соединяются штекером с гнездом _ЭЛ  прибора; электронный блок, включающий: регулятор громкости звука - _том , регулятор частоты непрерывного звука - "настройка", и регулятор частоты ритма прерывистого звука (имитатор ритма сердца) - "ритм", а также визуальный индикатор на корпусе (красная световая линия, перемещающаяся с различной скоростью);
наушник, подключающийся к гнезду "ТМ" прибора.
Преимущества устройства БОС-ИП БОС-ИП обладает высокой чувствительностью. Это позволяет больным получать информацию о минимальных изменениях электрического сопротивления кожи и, соответственно, своего психоэмоционального состояния, что повышает эффективность применения методики и способствует формированию положительного отношения к лечению.
Возможность использования БОС-ИП не только правшами, но и левшами, фиксация электродов на пальцах (а не "жестко" на приборе) повышают удобство при эксплуатации устройства.
Принципиально новым является также акустическая индикация с использованием как непрерывного звукового сигнала, так и звуковой имитации сердечного ритма (при проведении тренировок можно использовать один из этих сигналов или их сочетание). Возможность одновременной акустической и визуальной индикации позволяет врачу контролировать изменение психоэмоционального состояния пациента непосредственно во время занятий.

Методика применения устройства БОС-ИП

Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах по 4-8 человек. Перед началом занятий с пациентами проводится индивидуальная беседа, цель которой - установление психологического контакта с пациентами, повышение их мотивации к лечению.
Занятия проводятся в положении пациента сидя или лежа. Предпочтительно проведение занятий в положении сидя, поскольку в этом случае приобретенные навыки релаксации легче используются пациентами в реальных жизненных ситуациях.
Каждое занятие начинается с беседы. На первой встрече врач объясняет цель занятий, сущность методики и принцип действия устройства БОС-ИП. Для повышения мотивации пациентов к лечению нужно разъяснить, что это даст каждому из них. В начале следующих занятий проводится короткий опрос пациентов о самочувствии, успешности освоения методики.
Длительность тренировки - 20-25 мин., после чего пациентам предлагают сделать глубокий вдох, выдох, и открыть глаза. В конце занятия вновь проводится опрос о самочувствии пациентов и успешности проведения тренинга. Общая продолжительность каждого занятия составляет 45-50 мин. Частота групповых занятия при обучении методике - 2-5 раз в неделю. Общий курс обучения составляет 10-15 занятий.
Для более глубокого освоения методики, получения дополнительных навыков расслабления и саморегуляции в стрессовых ситуациях, после пятого занятия пациентам рекомендуется до начала тренировки давать следующее задание: