Файл: Специфика использования биологической обратной связи (Б.О.С.) при работе организационного психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное исследование необходимо проверить на репрезентативной выборке, а при анализе использовать статистические методы математического анализа.

Выводы по главе 2

  1. В исследование приняли участие медсестры с недостаточным опытом работы, имеющие высокие показатели по параметрам «реактивной тревожности». Целью эксперимента являлось снижение этих показателей посредствам БОС.
  2. Динамика улучшения показателей уровня тревожности выявлен в группе в которой наблюдалось осознанное понимание своего состояния, с хорошим уровнем профессиональной подготовки особенно при решении сложных задач, с позитивной оценкой со стороны пациентов. БОС в этом случае снижает ОИД и повышает СД за счет подключения саморегулятивных процессов.
  3. У испытуемых второй группы высокий уровень реактивной тревожности усилился повышением личностной тревожности. В силу наличия психической защиты в виде вытеснения, неосознанность сложности ситуации и своего состояния сказался на эффективности выполнения профессиональных действий. В одном случае это было усилено низкой профессиональной подготовленностью, неумение выполнять работу и неосознание этого становится причиной не только повышенной тревожностью, но и чувством обиды и агрессии, что не приемлемо в профессии медсестры. В этом случае метод БОС не снижает уровня тревожности, а усиливает агрессию.
  4. Реакция испытуемых на оценку их поведения со стороны пациентов разнообразная от неадекватной до адекватно положительной. Проявление негативизма, упрямства и строптивости у испытуемых второй группы проходят с истерической реакцией и агрессивностью с уходом в себя.
  5. Курс БОС способствует улучшению состояния тревожности в случае наличностного личностного и профессионального роста. В противном случае он оказывается менее эффективным. Эффект может произойти при личностном росте с участием психолога. Метод психорелаксационной терапии с использованием принципа биологической обратной связи или адаптивное биоуправление, аппаратный аутотренинг при этом психолог сам является важным звеном биологической обратной связи и активно влияет на ход обучения. И от его мастерства во многом зависят результаты проводимой коррекции, а прибор, помимо представления информации, является вспомогательным средством установления терапевтических отношений. И именно эти отношения помогают испытуемому развиться, изменить свое поведение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе существуют множество проблем, связанных с вопросами трудоустройства молодых специалистов. Государство в лице учёных-психологов уделяет внимание разработке и решению проблем, связанных с мсозданием условий для эффективной трудовой социализации молодежи. В этой связи принимаются постановления, указы, расширяется сеть психологической службы в дошкольных, и школьных учреждениях. Не остаётся без внимания и организация психологического сопровождения молодых специалистов в период прохождения практики. К сожалению, их изучению уделяется недостаточное внимание из-за отсутствия точных, валидных, надёжных методик рассчитанных на специфику изучения процесса вхождения в трудовую деятельность. Все исследования строятся на наблюдениях за поведением молодого специалиста. Теории становятся фундаментом для новых исследований и новых научных гипотез, позволяющих раскрывать и проверять различные аспекты существующих проблем. В частности, проблема эмоционального развития, нарушений поведения. Наше исследование посвящено выявлению и изучению особенностей использования метода биологической обратной связи, как способа снижения реактивной тревожности младшего медицинского персонала. Профессия медсестры не терпит ошибок даже при отсутствии опыта. Пациент не может стать полигоном для тренировок.

Изучение процесса формирования саморегуляции является сложной задачей. Решить эту задачу можно при условии наличия чёткой методологической позиции в рассмотрении структуры самосознания. В нашем исследовании речь идёт о проблеме становления саморегуляции. Между показателями «Тревожности» и «Профессиональными навыками» существует прямая зависимость. Испытуемые с высоким показателями «Тревожности и низкими профессиональными навыками», имеют более яркое выражен негативизм, ревность, упрямство, негативные эмоции, наблюдается застревание в негативной ситуации. Эту версию необходимо проверить, так как испытуемые с хорошими показателями уровня профессиональных качеств так же высокотревожны, однако у них реактивная тревожность высока и они осознают этот фактор, тогда как вышеуказанные испытуемые пытаются доказать всем, что они спокойны и хладнокровны.

По данным исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Показатели «реактивной тревожности» у испытуемых до терапии БОС, высокие. После проведения БОС они снизились у тех, кто осознавал свое состояние, имел хорошие показатели сформированности профессиональных навыков, получил позитивную либо нейтральную оценку пациентов. Во всех остальных случаях эффективность БОС носила диагностический характер. У испытуемых второй группы была выявлена негативная реакция на вводимые ограничения со стороны пациентов. При этом ярко выражены следующие реакции: негативизм, капризы, упрямство, истерический припадок, аутоагрессия, спонтанная агрессия.
  2. В целом, эксперимент позволил выявить своеобразие двух групп испытуемых с разными показателями «решения профессиональных задач». Хотя нами и не была определена прямая зависимость между показателями «реактивной тревожности» и «возможностями БОС», всё же нам удалось выявить особенности процесса становления самосознания в процессе профессионального становления.
  3. На основании проведённого исследования можно дать практические рекомендации педагогам наставникам, сопровождающим профессионального становления взрослым по построению воспитательного и учебного процесса с детьми раннего возраста.
    • Учёт уровня профессиональной подготовленности практиканта.
    • Развитие представления о своем состоянии и их трудовой деятельности. Обучение педагогов методам создания ситуации успеха, тактики сотрудничества и объективной опёки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базанова О. М., Афтанас Л. И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. т. 106. № 2. с. 31-36.
  2. Базанова О. М. Современная интерпретация альфа-активности электроэнцефалограммы // Успехи физиологических наук. 2009. Т. 40. № 3. С. 32-53.
  3. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, Эксмо, 2009 Тест опросника Айзенка Москва, Эксмо, 2009 – с. 190
  4. Вольф Н. В., Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Коваленко С. П. Проблемы, рекомендации и перспективы при изучении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах Новые исследования, 2006, № 2, с. 36.
  5. Веревкин Е. Г., Завьялов В. Ю., Шубина О. С. Депрессия и биоуправление // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 36
  6. Джафарова О. А., Скок А. Б., Хаймович Е. В., Шубина О. С., Штарк М. Б. Электроэнцефалографическое биоуправление при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Наркология, № 1, 2004, с. 56.
  7. Институт медицинской реабилитации. Богданов, Олег Викторович. Проверено 29 июля 2015.
  8. Мосолов С.Н. Бирюкова Е.В. Тимофеев И.В. Применение Α-Θ-Тренинга биологической обратной связи при тревожных расстройствах, резистентных к психофармакотерапии (открытое рандомизированное контролируемое исследование). Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева (2010. N1, c.15-20). Проверено 12 декабря 2015.
  9. Мельников М. Е., Шубина О. С. Современные электроэнцефалографические исследования химической зависимости // Успехи физиологических наук, 2013, т. 44, № 3, с. 16-32.Осипова АА Общая психокоррекция 2003
  10. «Общепсихологический практикум». «MC».// Краткий ориентировочный тест КОТ МФПУ «Университет», 2014//. С105\«Общепсихологический практикум». Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина «MC».// МФПУ «Университет», 2014//. С126
  11. Рябус М.В., Колосова О.А., Вейн А.М. Лечение различных форм головной боли напряжения методом биологической обратной связи. Журнал невропатологии и психиатрии им.Корсакова. 1999. T.99. N12 C.35-38
  12. Циркин Г. М., Шперлинг М. М. К вопросу о применении ЭЭГ- и ЭМГ-биоуправления для преодоления патологического двигательного стереотипа // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004, № 3, с. 132—133
  13. Штарк М. Б. Новосибирский краеведческий портал. Проверено 29 июля 2015.
  14. Шубина О. С., Уколова Л. А., Шабанова Н. А., Богодерова Л. А., Загоруйко Е. Н. Психосоматические соотношения при заболеваниях суставов аутоиммунной природы // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2009, № 1, с. 71-74.
  15. Хачатурьянц Л.С., Гримак Л.П., Хрунов Л.В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях.М. 1976
  16. Barber T. X.(Eds.) et al. Biofeedback & Self-Control 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976, 581 p.
  17. Blanchard E. B. Biofeedback treatments of essential hypertension // Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p. 209—228.
  18. Laibow R. Medical applications of neurobiofeedback // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 83-102.
  19. Lubar J. F., Lubar J. O. Neurofeedback assessment and treatment for attention deficit/hyper­activity disorders.//In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 103—143.
  20. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Neurofeedback in the treatment of addictive disorders. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 157—179.
  21. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alpha-theta brainwave neuro-feedback for Vietnam veterans with combat-related post-traumatic stress disorder // Medical Psychotherapy 4,1991, 37-55.
  22. Rosenfeld J. P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders // Biofeedback, 1997, v.25, n.1, pp. 8–25.
  23. http://psihologia.biz/psihologiya-korrektsionnaya/obschaya-psihokorrektsiya-uchebnoe.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Инструкция:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Заполненный бланк ответов представлен в Приложении 4. Таблица 2. «Показатели реактивной тревожности».

Таблица 1

высказывания

Нет, это не так

Пожалуй, так

верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Таблица 2

высказывания

Нет, это не так

Пожалуй, так

верно

Совершенно верно

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень легко устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из за того, что недостаточно быстро принимаю решение

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

1

2

3

4