Файл: Понятие компетентности и компетенции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Вторичные умения» трактуются как объединение автоматизированных действий в более сложные комплексы, которые позволяют осуществлять более сложную деятельность на основе сочетания расширенных знаний, навыков и умений. Рассматривая взаимоотношения между компетентностью и компетенцией, Р.П. Мильруд приходит к следующим формулировкам: «компетентность представляет собой интегративный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных теоретических и практических знаний. Расширенные трактовки компетентности и компетенции имеются в приложении 2.

Профессиональное мастерство менеджера рождается в процессе реальной социокультурной деятельности. Деятельность становится основным компонентом профессионального мастерства, а оно определяет профессиональную компетентность менеджера. В свою очередь, профессиональная компетентность выступает в качестве основного атрибута профессиональной культуры как концептуальной основы профессиональной управленческой деятельности. 

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного варианта работы.

Необходимо обратить внимание на профессиональное мышление менеджера, а также профессиональное лицо менеджера допустим направления культуры и искусства, тогда оно будет определяться также нравственными и этическими нормами. 

В среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности. Этика отношений должна быть менеджер – менеджер. По неписаным правилам менеджер обязан уважать и соблюдать неприкосновенность артистов другого менеджера, другими словами соблюдать психологическую дистанцию.

Желание расти и развиваться в какой-либо сфере, либо культуры, либо продаж является также компетенцией. Если имеется кандидат на вакансию менеджера и необходимо прощупать данную компетенцию в этом помогают следующие вопросы:

  • Что вас привлекает в вашей профессии больше всего и почему?  
  • Какие трудности вы испытываете на своей должности? Как с ними справляетесь?
  • Что для вас самое сложное в вашей работе?
  • Какую зарплату вы бы хотели получать через год?
  • Кем, где и как вы видите себя через три года? Через пять лет?
  • Поясните, что для вас означает «быть успешным менеджером по продажам». Являетесь ли вы таким специалистом? Если нет, то каких компетенций менеджера вам пока не хватает? 

Также одной из компетенций является работа с клиентами и работа со скидками если рассматриваем менеджера в сфере продаж.

Менеджер, владеющий данной компетенцией, предложит от 3 до 5 вариантов примерно следующего содержания:

  • Что мы можем предложить вам взамен скидки?
  • Для вас будет возможна такая скидка при закупке ХХХ количества товара;
  • Мы можем предоставить вам дополнительную услугу;
  • Предлагаем вам скидку несколько меньшую, но в наиболее удобном для вас варианте;
  • Я бы с удовольствием сделал вам такую скидку, но, к большому сожалению, в нашей компании существуют определенные правила и я должен их соблюдать;
  • Боюсь, это будет нечестно по отношению  к другим нашим клиентам. Мы все работаем по определенной схеме. Я думаю, вам бы не хотелось, чтобы мы портили свою репутацию на рынке.

Этот кейс позволяет выявить вариативность и гибкость мышления продавца, знание специфики сферы продаж,  умение организовывать работу.

Работа с сомневающимися клиентами также является компетенцией. Менеджер должен выслушать возражения покупателя, принять их во внимание, задать уточняющие вопросы. Только после этого менеджер должен привести аргументы в пользу товара компании.  Он может сказать: « Вы правы, вопрос цены действительно очень важен как для вас, так и для нашей компании. Могу ли я уточнить? Вы сравниваете с чем-то другим или есть другие причины?» В зависимости от ответа, менеджер приведет 2-3 аргумента в пользу продукта вашей компании.

Следующая компетенция работа с требовательными клиентами.

Чтобы выяснить, владеет ли кандидат этой компетенцией, попросите менеджера вспомнить о ситуации, когда его клиенту хотелось слишком многого. Какую сторону занял в этой ситуации кандидат? Как урегулировал вопрос? Вписываются ли его методы в рамки корпоративной этики вашей компании.


Последняя компетенция: анализ потенциала клиента.

Компетенция - интегративная комплексная характеристика, совокупность личностных качеств и умений в той или иной области, приобретенных в процессе профессиональной подготовки и обеспечивающих успешность деятельности.

Компетентность - личностно-профессиональная характеристика, реализация компетенций в деятельности, результат профессиональной подготовки.

Анализ ключевых понятий компетентностного подхода и опыта их описания в зарубежных и отечественных исследованиях позволяет сделать следующие выводы: в настоящее время назрела потребность в системном описании структуры и состава компетенций в программных документах на уровне менеджеров и специалистов. Если принять за исходное, что в данной курсовой работе рассматривается именно компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров. Информация о составе компетенций в программных документах на примере компетентностной модели специалиста по специальности компьютерная безопасность имеется в приложении 3.

Работодатели должны критически оценивать уровень подготовки будущих менеджеров и «разрыв» между требованиями отраслевых организаций и качеством подготовки, который должен увеличиваться. Такой дисбаланс спроса и предложения на рынке труда является одним из факторов, способствующих разработке и реализации национальной модели подготовке менеджеров.

Отраслевые организации испытывают дефицит в квалифицированных менеджерах, но, несмотря на это кадровую проблему предпочитают решать самостоятельно. Чаще всего это происходит за счет внутренних источников покрытия потребности в персонале (совмещение, ротация) или внешних (набор неквалифицированных кандидатов и организация внутрифирменного обучения, обучение за рубежом).

Сферы компетенции всегда основывались на управленческих навыках или поведенческих стандартах профессионального поведения. Для подхода, разработанного и принятого в Великобритании в конце 80-х гг., например использовали модель функциональной компетенции. Британская система сосредоточена на индивидуальных управленческих функциях и предполагает непрерывную оценку результатов деятельности менеджера по критериям «Национальных стандартов менеджмента» и «Основных национальных профессиональных квалификаций».

У российской системы высшего профессионального образования есть выбор: либо использовать в проектировании профессионального обучения любую из двух моделей, которые не исключают друг друга, либо создание собственной системы, отвечающей имеющемуся уровню квалификации.


В настоящее время образовательной и управленческой практикам следует

конкретизировать особенности подготовки менеджеров – бакалавров и менеджеров – магистров. Какие содержание и технологии обучения должны использоваться в системе профессионального образования?

Следовало бы также отработать систему оценки результатов профессионального обучения менеджеров, которая должна включать: итоговый результат обучения - профессиональное тестирование и защиту управленческого проекта; продленное воздействие обучения (влияния) на профессиональную деятельность менеджера (карьера, экономический результат); результат действия – качество принимаемых управленческих решений в организации; обучающий результат – способность передать знаний другим специалистам.

Специалисты должны быть компетентны в любой сфере, например направления компьютерной безопасности. Но тем не менее в любом направлении работы нельзя доходить до абсурда, в качестве примера хотелось бы приложить данную историю.

Сверхразумная раса существ создала компьютер «Deep Thought» - второй по производительности за всё существование времени и Вселенной, - чтобы найти Окончательный Ответ на величайший вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого. После семи с половиной миллионов лет вычислений, «Deep Thought» выдал ответ: «Сорок два». Реакция была такой: - Сорок два! - взвизгнул Лунккуоол. - И это всё, что ты можешь сказать после семи с половиной миллионов лет работы? - Я всё очень тщательно проверил, - сказал компьютер, - и со всей определённостью заявляю, что это и есть Ответ. Мне кажется, если уж быть с вами абсолютно честным, то всё дело в том, что вы сами не знали, в чем Вопрос.
- Но это же Великий Вопрос! Окончательный Вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого! - почти завыл Лунккуоол. - Да, - сказал компьютер голосом страдальца, просвещающего круглого дурака. - И что же это за вопрос?

В конце курсовой работы обозначим основные понятия, которыми мы оперировали, рассматривая компетенции. Это необходимо для единообразного и четкого понимания излагаемого материала. Учитывая многообразие различных определений и толкований, применяющихся в теории и практике, следует помнить, что приводимые определения являются не истинной в последней инстанции, а лишь вариантами, которые используются в излагаемом материале. Предложенные определения не являются стандартизированными, но они позволяют корректно обозначить основные термины, используемые в настоящей работе.

К сожалению, в русском языке исторически прижилось несколько популярных и часто употребляемых выражений, включающих однокоренные слова со словом «компетенция». Это существенно сбивает с толку при попытке осмыслить суть понятия «компетенции» применительно имеется немало проблем в этом направлении.


В различных теоретических и практических материалах, посвящённых теме компетенций, можно найти самые разнообразные типологии. В мировой практике есть примеры попыток разработки универсальных типологий и моделей компетенций, претендующих на статус мирового стандарта. Так, например, компания SHL – мировой лидер в области психометрического ассессмента и разработки решений – ещё в 2004 году декларировала создание универсальной базовой структуры компетенций группой консультантов под руководством профессора Дэйва Бартрама. Базовая структура, созданная группой Бартрама, включала 112 компонентов, возглавляемых так называемой «Большой восьмёркой компетенций». Вполне возможно, что мировые тенденции унификации в скором времени приведут к тому, что появится единый общепризнанный всеми стандарт. Компетенции – довольно своеобразный инструмент, поэтому практически очень трудно ценностно оценить их.

Говоря о профессиональных компетенциях как виде компетенций, мы ведем речь именно о тех, которые имеются в таблице.

Таблица 1

Элемент компетенции

Содержание и ключевой смысл

Знания

Систематизированная теоретическая информация о конкретном виде деятельности и алгоритме её выполнения «Знаю что, почему и как делать»

Умения и навыки

Приобретённые в процессе выполнения деятельности способности, позволяющие осуществлять необходимый алгоритм действий. «Умею и могу делать»

Личностно-деловые качества

Набор свойств личности, позволяющий (и необходимый) использовать эффективно имеющиеся знания, умения и навыки. «Способен делать эффективно».

Мотивационные и целевые установки

Побудительные мотивы для осуществления деятельности «Хочу и буду делать».

Опыт

Практика применения знаний, умений, навыков и личностно-деловых качеств для успешного выполнения работ и достижения целей. Даёт уверенность и стабильность, позволяет выполнять работу в сложных условиях. «Делал и уверен в себе».

Потенциал

Границы расширения возможностей, способность к развитию и направление развития. «Может делать в будущем».

Опыт последних лет применения модели компетенций показывает, что набор компетенций должен быть оптимальным и включать лишь ключевые стандарты поведения. Наша задача - показать логику и технологию разработки и применения модели компетенций в простом варианте. Существует определённая роль модели компетенций в системе управления и области применения.
Компетенции самым тесным образом связаны со стратегией образовательного процесса, соответственно их предназначение - способствовать реализации стратегических целей. Эту задачу модель компетенций решает через определенные функции и области применения этих функций. Функции - это вид специфической деятельности.