Файл: Понятие компетентности и компетенции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Операционализировать понятие компетентности можно (как считает австралийский исследователь T.Hoffmann) тремя способами:

  • как видимые и регистрируемые результаты деятельности;
  • как некоторые стандарты выполнения деятельности;
  • как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности.

Профессиональная компетентность определяется в литературе (А.Д Гонеев., А.Г.Пашков и др,) как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

Понятие "профессиональная компетентность" включают следующие три аспекта (Лебедева Н.М.):

  1. проблемно-практический - адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное проявление в коллективе;
  2. смысловой - адекватное осмысление производственной ситуации в более общем социокультурном контексте;
  3. ценностный - способность к правильной оценке ситуации, ее сути, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности происходит в процессе обучения, которое обеспечивает трансформацию одного типа деятельности (познавательного) в другой (профессиональный). Реализация такого процесса требует нового содержания профессионального образования и новой организации учебно-профессионального пространства. Это возможно за счет применения e-learninga. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, а также системы связи науки и образования.

В связи с этим крайне необходимо повышение профессиональной компетентности управленческих кадров на уровне современных требований.

В ситуации изменений, происходящих в управлении, все более значимым для руководителя становится повышение потребности, которую хочет удовлетворить работник.

К основным задачам, которые должен выполнять менеджер относятся:

  • организация и регулирование как своей работы, так и работы всего коллектива, который входит в подчинение менеджера;
  • проведение консультаций, инструктажа и распределения обязанностей среди работников;
  • проведения периодического контроля работы подчиненных;
  • работа с отчетами (их написание и проверка);
  • анализ результативности подчиненных и оценка проведенных работ;
  • исследование появления на рынке инновационных технологий и новшеств в области бизнеса;
  • разработка новых подходов к работе, внедрение новых идей, способствующих повышению эффективности рабочего процесса;
  • умение решить вопросы, которые не входят в обязанности и компетенцию персонала, находящегося под контролем.

В некоторых трактовках выделяются уровни организации личности - социальный, профессиональный, специальный (А. Кочергин, А. Дубнов, Л. Лисс), производственно-технический аспект (в широком значении этого слова) и узкотехнический аспект, раскрывающий узкую специализацию того или иного специалиста.

Итак, остановимся на модели специалиста, где основными компонента­ми будут: профессиональные качества, социально-психологические свойства личности, умения и навыки выполнения заданий интеллектуального характе­ра. Следует оговорить тот факт, что всё это рассматривается в науке и практической психологии (психологизация социума).

Следует отметить, что в научной литературе также встречается понятиелингвистической компетенции, которая, по нашему убеждению, идентична языковой, так как включает в себя знание сведений о языке; умение соотносить языковые средства с задачами и условиями общения; понимание отношений между коммуникантами и т. д.

Поэтому мы посчитали, что достаточно акцентировать внимание на трёх структурных составляющих, признаки которых в полной мере раскрывают сущность описываемой ещё одной компетенции: признаки языковой компетенции – умения извлекать информацию из связного текста профессиональной направленности.

Если рассматривать современных специалистов, то существуют активно действующие инженерные, физические, математические, экономические, социальные и экологические научные школы, которые совместно обеспечивают подготовку выпускников. 

Современная стратегия развития технических вузов основывается на интеграции естественнонаучных областей знания классического университетского образования, инженерных знаний и технологий с современными информационными технологиями инновационной направленности и предполагает работу по направлению развития компетенций и компетентности современных специалистов. 
1.2 Компетентностная модель менеджера и специалиста технического профиля

Если рассматривать в области учебно-методической деятельности, то происходит внедрение наукоемких инновационных технологий обучения; развитие мотиваций к творческому освоению теоретических и практических аспектов инженерной деятельности на основе возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИТК); 

Со стороны области научной, научно-технической и инновационной деятельности - развитие научно-технического потенциала, концентрацию усилий на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, укрепление взаимосвязи научной и образовательной деятельности, формирование и развитие всех видов взаимодействия с академической и отраслевой наукой, а также с производством в новых экономических условиях; обеспечение коммерциализации научно-технических достижений ученых и рационалистов.


В этих условиях система политехнического образования получает новый импульс в направлении подготовки кадров, обладающих не только высоким уровнем профессиональной компетентности и глубокими фундаментальными знаниями, но и пониманием важности использования экологических и энергосберегающих технологий, умением решения сложных научно-технических задач с использованием современных информационных технологий. Совершенствование политехнической системы образования в указанных направлениях способствует формированию инновационно-ориентированной среды подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивает ускоренное внедрение результатов научно-технической деятельности и развитие методологии опережающей подготовки высококвалифицированных кадров в интересах, что благотворно отражается на результате.

В России термин компетенция и компетентностный подход получил широкое, но менее определенное толкование. Применение подхода, усиливающего ориентацию процесса обучения на конечный результат, можно только приветствовать. Вот только формулирование этого конечного результата вызывает необходимость некоторых уточнений. При компетентностном подходе вектор состояния образования обучаемого, который в процессе обучения подвергается целенаправленному воздействию для достижения заранее заданных целей ( или минимальных стандартов), увеличивает свою размеренность. Кроме знаний, умений и навыков добавляются новые компоненты имеющие роль в жизни и профессии.

Деятельностные (профессиональные) компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела; методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности В. И. Байденко выдвигает 
три основные группы компетентностей:

  • общие;
  • профессиональные;
  • академические.

Трудовая компетенция означает успешность решения набора сходных задач профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков необходимых черт личности. Классификация компетентностей:

  • ключевые, независимые от области профессиональной деятельности и присущих, в идеале, всем членам общества;
  • профессиональные, обеспечивающие основу для выбранной области деятельности;
  • трудовые, связанные с выполнением работы на конкретном рабочем месте и её манеру проведения, стиль управления.

Три основные группы компетентностей:


  • компетентность в общенаучной сфере, являющаяся базой соответствующей профессии;
  • компетентность в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности;
  • компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности по Ю. Г. Татур.

Рассмотрим на примере профессионально-педагогической компетентности, которая реализуется через пять элементов или видов компетентностей:

  • специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
  • методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у студентов;
  • социально-педагогическая компетентность в области процессов общения;
  • дифференциально-психологическая компетентность;
  • аутопсихологическая компетентность.

Социально-педагогическая компетентность рассматривается как необходимая характеристика профессиональной деятельности специалиста любой сферы практики, отражающая качество его профессиональной подготовленности и уровень профессионального роста.

Рассмотрим структуру компетентности специалиста. Что должен знать? Что должен уметь? Какими качествами, свойствами личности обладать. Ориентироваться в сфере науки. Умение строить отношения с людьми, неформально общаться, иметь гуманитарное и техническое мышление. Иметь отечественный и зарубежный опыт деятельности. Умение работать с группой, коллективом. Граданское достоинство и т.д.

II. Компетенции и компетентность

Анализ целей и преемственности современного компетентностного подхода

В зарубежной традиции компетенции определяются как сочетание знаний, навыков и умений в определенном контексте. В.Хутмахер разделяет мнение Джона Колахана о том, что компетенции не могут быть сведены к практическим знаниям и репродуктивной деятельности (традиционной практике). Они полагают, что эта характеристика может быть выведена только в ходе наблюдения за выполняемой деятельностью и обеспечивает эту деятельность, позволяет сделать ее эффективной, повысить производительность. В. Хутмахер предлагает рассматривать компетенцию как «общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые человек приобрел и развил в процессе всесторонней образовательной практики».

Новые вызовы современного общества требуют от гражданина владение широким диапазоном ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию, позволяющих гибко адаптироваться к теоретически обоснованым условиям.


Основу Европейской платформы ключевых компетенций составляют 8 компетенций, включенных в рекомендации Совета Европы от 18 декабря 2006 года:

  • коммуникативная компетенция в родном языке;
  • коммуникативная компетенция в иностранных языках;
  • математическая компетенция и основные компетенции в области науки и техники;
  • цифровая компетенция (икт-компетенция);
  • умение учиться;
  • социальная и гражданская компетенции;
  • чувство инициативы и предпринимательства;
  • культурное самосознание и самовыражение.

А Р. Камалеева группирует общеучебные умения, навыки и способы деятельности в блоки соответствующих личностных качеств (ср. ключевых компетенций), подлежащих развитию:

    1. когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
    2. креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;
    3. оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.

В приложение 1 имеется раскрытая информация о ключевых компетенциях.

Способность искать и подбирать персонал, а также желание конкретного человека заниматься именно этой работой оценить достаточно сложно. В то время как коммуникативные способности и стрессоустойчивость измерить больше шансов.

В статье из журнала Кадровый менеджмент, датированной 2003 годом, Ольга Батурина перечисляет ключевые компетенции HR. Исторически первым делом идет знание кадрового делопроизводства и юридическая подготовка. – Очень важная компетенция для HR-специалиста – ориентация на внутреннего клиента (руководителя, линейного менеджера), «управление исполнением», в которой проявляются организационные навыки: планирование, делегирование и тому подобное. Работа менеджера по персоналу сегодня тесно связана с проектами, поэтому все большее значение приобретает компетенция «работа над проектами».

Впрочем, как и «умение устанавливать и управлять деловыми отношениями с партнерами» – рекрутерами. Филактика является актуальной во всех видах деятельности, с любой аудиторией.