Файл: Понятие компетентности и компетенции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность.

Успешность поступательного развития системы управления в современной России и Узбекистане в значительной степени зависит от качества управления организациями. Задачи, стоящие сегодня перед организациями, предприятиями, требуют формирования у ее руководителей и специалистов новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению инновационной деятельности, активному использованию информационных ресурсов и технологий.

В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание компетентности и компетенций. Сегодня и в научной литературе существует чрезвычайно разнообразная трактовка понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход». Еще в далекие времена Аристотеля впервые была упомянута компетенция. В настоящее время она играет большую роль в работе и развитии человека, в его карьерном росте и анализе деятельности. Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей.

Современная действительность мало похожа на то, что легло в основу традиционных представлений в таких сферах как образование, менеджмент, социальное управление.

Профессиональная компетенция менеджера является важнейшим критерием качества управленческой деятельности и понимается как способность и готовность менеджера к управлению, основанные на профессионально значимых и личностных качествах.

Нормативные требования к профессиональной деятельности, к характеристикам личности исполнителя и требования к его подготовке закрепляются в моделях.

Цель курсовой работы - определить организационно-управленческие условия эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей организаций и специалистов.

Задачи курсовой работы - выявить существующие подходы к интерпретации понятия профессиональной компетентности и ее формированию, включая определение структуры и динамики развития, обобщить формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности управленческих кадров.

Практическая значимость заключается в том, что написание курсовой работы носит ориентированный характер. Материалы курсовой работы взяты и рассмотрены из учебно-методического комплекса по специальности «Прикладной менеджмент».


Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров можно рассматривать с точки зрения построения модели компетенций. Данную модель можно рассмотреть в срезе рассматривая ключевые компетенции типа идеологических, лидерских, познавательных, ценностных, деятельностных, коммуникативных, а также научно-исследовательские, технологические и гуманитарные как профессиональные.

Также необходимо рассмотреть модель профессиональных компетенций специалиста, которые можно разделить на 3 составляющие: научно-исследовательские компетенции включающие гностическую, информационную, творческую, рефлексивную основанных на знаниях, умениях и личностных качествах; технико-технологические компетенции в которые входят производственно-технологическая, проектно-конструкторская, прикладная научно-исследовательская, организационно-управленческая, которые также базируются на знаниях, умениях и личностных качествах и гуманитарные компетенции: нравственная, социально-коммуникативная, ценностная, этико-правовая, основа всё те же знания, умения и личностные качества.

Также можно использовать различные методы в качестве вариантов развития например познавательных компетенций.

Теоретическая часть

I. Теоретические основы профессиональной компетентности и компетенции современных специалистов и менеджеров

Понятие компетентности и компетенции

Понятие "профессиональная компетентность" рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Разнообразие и разноплановость трактовок понятия "профессиональная компетентность" обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, информационного, культурологического и других к решаемым исследователями научным задачам.


Интересной представляется формула компетентности, разработанная М. А. Чошановым. Она выглядит следующим образом: компетентность - это мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления.

Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

Родоначальником подхода к управлению персоналом, основанного на компетенциях, можно считать Mc Clelland . Психолог Mc Clelland с конца 60-х годов ХХ века работал в Гарвардском университете. Он заложил основу определения компетенций. Для нашего понимания важно следующее определение: компетенция - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией мы будем понимать формально описанные требования к личностным, профессиональным и другим качествам руководителя.

Система профессиональных компетентностей руководителя. В условиях интенсивных социальных перемен потребность в высококвалифицированных руководителях, обладающих соответствующими современным требованиям профессиональными навыками, все более возрастет. Сегодня важнейшими для руководителей являются "рыночные" качества личности, такие как гибкое креативное мышление, инициативность, предприимчивость его во всем. Ф. С. Исмагилова под профессиональной компетентностью понимает осведомленность работника относительно определенной профессиональной деятельности, профессиональное поле в котором он действует, а также способность к эффективной реализации в практической деятельности своей профессиональной квалификации и опыта. В структуре профессиональной компетентности автор выделяет такие основные элементы как знания, опыт (умения, навыки, профессиональная интуиция), профессиональная культура и личностные качества работника.

Таким образом, определение профессиональной компетентности включает в себя ряд взаимосвязанных между собой характеристик, таких как: гностическую или познавательную.

Также существует интеллектуальная компетентность - это наличие аналитических навыков в сочетании с умением мыслить в категориях комплексных взаимосвязей. Здесь требуются способности, как к рациональному, так и абстрактному мышлению в сочетании со спонтанностью. Это является предпосылкой умения видеть ситуацию в целом, распознавать важнейшие ее составляющие и предлагать стратегии, ведущие к решению проблемы. Д. Хапт определяет такие способности как перцептуально-аналитические, те умения видеть "лес за деревьями" или способность обозревать землю с высоты.


Интеллектуальная компетентность может быть представлена факторами, отражающими собственно интеллект и перцептуально-аналитические способности, которые в свою очередь также делятся.

В понятие инструментальной компетентности включены характеристики операционной сферы руководителя, которая осуществляет исполнительную часть деятельности.

К ним, прежде всего, относятся знания о предмете труда и сторонах труда, а также основные деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые для успешного достижения результата. Сегодня это знания и мастерство не только в области технологии и производства той сферы, где непосредственно осуществляет свою деятельность руководитель, но и компетентности в таких областях как маркетинг, финансы, право, информационные технологии, знание иностранных языков, делопроизводство и т.п.

В Концепции модернизации российского управления на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного управления состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Реформирование современного управления предъявляет новые требования к руководителям. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий управленческий процесс руководитель является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского управления, становится повышение профессионального уровня руководителей и формирование коллектива, если не будет этого, то растает и его производительность, потому что он будет пытаться справиться с затруднениями за счет более интенсивной работы. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма руководителя:

Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи руководителям в организации. Главной целью методической работы является - непрерывное совершенствование квалификации руководителя, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области управления.

Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:

  1. Повышение профессионального и культурного уровня руководителя;
  2. Стимулирование его служебной и общественной активности;
  3. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с сотрудниками на принципах гуманизации, демократизации, гласности позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы. Эффективное управление, высокая отдача от подчиненных невозможны без целенаправленного и умелого воздействия на мотивацию работников, без качественной системы стимулирования труда.

Критерием оценки эффективности развития профессионализма будет являться положительная динамика в уровне профессионализма руководителей, а также уровень удовлетворенности руководителей и востребованность предлагаемых услуг.

Сегодня существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации руководителей, специалистов с помощью Интернета. Из наиболее популярных можно перечислить следующие учреждения: Центр научно-технической информации "Прогресс" - крупнейший в России центр обучения и повышения квалификации, Бизнес-школа SRC - www.src-master.ru Бизнес школа MBA - www.emba.ru, Русская Школа Управления - http://www.uprav.ru.

Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных специалистов и организации необходимой в данной работе среды.

Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:

  • публикацией информации в гипермедийном варианте;
  • общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами управленческого процесса;
  • открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.

Руководитель должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к психологической практике. Изучать именно психологическую культуру потребителя, психологических услуг это определяет то, что будет востребовано и эффективно использовано.

Если проследить, как представлены структурные элементы профессии в процессе профессионального обучения, то можно заметить, что традиционно в фокусе внимания находятся, только предметная область, которая является лишь одной из составляющих профессии. Эта тенденция сохраняется долгое время, несмотря на точку зрения, ставшую уже общепризнанной, что обучение более эффективно при условии включения в процесс обучения личности обучающегося. Особенно значимо это для профессии руководителя, где основным "инструментом" работы является собственная личность профессионала. В этой связи, подготовка руководителей должна осуществляться относительно области профессии, а чтобы процесс не был "оторван" от реальности, тенденций времени и ситуации, он должен строиться с учетом современных требований и потребностей самих субъектов обучения.

В связи с этим необходимо обратить внимание на современный подход к пониманию профессиональной компетентности.