Файл: Диагностика особенностей мотивации избегания неудач испытуемых.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 1

  1. Мотивация избегания неудач развивается на базе отсутствия возможности для реализации способностей либо в условиях отсутствия знаний о своих возможностях и способностях.
  2. Возможно, что исследование мотива избегания неудач необходимо для повышения эффективности управления персоналом с учетом психофизиологических характеристик мотивационных структур индивидуального поведения.

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование мотивационной сферы испытуемых

2.1 Экспериментальная модель изучения мотивационной сферы испытуемых

На первом этапе исследования были выявлены показатели сформированости организационных способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Описание методики представлено в Приложение 1. По результатам тестирования были выделены две группы испытуемых врачей терапевтов. Первую группу составили испытуемые с высокими показателями развитости способности к руководству. Вторую группу составили испытуемые с низкими способностями руководителя.

На втором этапе была изучена мотивация достижения успеха и избегания неудач. На наш взгляд в деятельности врача терапевта необходимо наличие мотивации достижения в совокупности с профессиональными навыками. Терапевт должен уметь направить пациента и соорентировать его на эффективное лечение. Полученные результаты по двум группам описаны и проанализированы по данным в таблице №1. Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и пронизывает большинство сфер психологической деятельности. В исследовании мы изучили индикаторы с помощью которых выносятся суждения о качественных или количественных характеристиках мотивации:

Таблица №1

Показатели мотивации

Люди, ориентированные на избегание неудач

Люди, ориентированы на достижение успеха

Прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересов и.т.д.

Обвиняют всех (экстернальность), обвиняют только себя.

Им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность Они уверены в успешном исходе., Они показывают большое упорство при столкновении с препятствием.

Влияние мотивов на когнитивные оценки.

Субъективная оценка низкое понимание объективности ситуации видят результат а не процесс

большая настойчивость при стремлении к цели, они получают повышенное удовольствие от интересных задач, сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма

Выявление зоны целей, релевантных мотиву.

Зона суженая. Низкая фрустрационная толерантность

Настойчивость при столкновении с преградой.

Минимальная. Отказ от целей. Фиксация на препятствии с импунитивным типом реагирования

Выявление совокупности внутренних или внешних преград

Преграды внутренние. Отказ от целей.

В ситуациях соревнования они не теряются.

Время принятия решения при мотивационном конфликте выбора

альтернатив.

Долго думает

По ситуации и в зависимости от сложности задач

Временные параметры:

количество времени - реальное распределение времени

количество времени - желаемое распределение времени

количество времени, которое человек тратит на обсуждение

Очень много времени тратит на обсуждение причин, поиск виноватых и обговаривание тяжести решаемых задач. Постоянная нехватка времени. Отсутствие собранности. Желание убить время.

Обсуждение причин и поиск факторов их устраняющих. Поиск перспектив решения задач и компетентных людей. Эффективное распределение времени.

Оценки эффективного выполнения деятельности

предпочитают браться либо за очень легкие задачи, либо за очень трудные так как выбор легких задач гарантирует

ему успех, а выбор очень трудных задач не вызывает у него больших огорчений. Потому что неудача в этой ситуации не дает ему повода для стыда и чувства унижения.

предпочитают выбирать задачи средней сложности, или немного выше средней сложности их привлекает ситуации достижения.

Выявление личностного смысла различных характеристик поведения, деятельности, ситуации

Личыностный смысл имеет свойц престиж и чувство достоинства.

Характеризуются стремлением к разумному риску. У них средний или высокий реалистический (адекватный) уровень притязания. Они повышают свой уровень притязания после успеха, и понижают после неудач.

Типичные защитные механизмы, которые могут быть связаны с мотивами, потребностями.

вытеснение

Редко подключаются

Свободные ассоциации

Ассоциации связаны с эмоциями и трудностями. Депрессивного характера.

Ассоциация перспектив

Наблюдение за поведением других: а) в моделируемой ситуации, б) в естественной обстановке

Оценивает других как более везучих и успешных.

Оценивает себя, а не других. Конкуренцию принимает с уважением.

Характер и интенсивность эмоциональных реакций, детерминирование актуальной мотивации

Отношение к себе неадекватно завышенная самооценки. Эмоциональное реагирование на расхождение между задуманным и реализованным планом.

Характеризуются стремлением к разумному риску. У них средний или высокий реалистический (адекватный) уровень притязания. Они повышают свой уровень притязания после успеха, и понижают после неудач.


Описанные в таблице индикаторы мотивации будут проанализированы в совокупности с полученными результатами исследования.

2.2. Диагностика особенностей мотивации избегания неудач испытуемых

Из 34 испытуемых были отобраны 10- ро с ярковыражеными показателями способностей и 10-ро испытуемых с низкими показателями организационных способностей.

Описание результатов первой группы. Количественные данные отражены в таблице №2. «Показатели способностей. Средние показатели п=10».

Таблица№2

Показатели способностей

балы

ранг

Мотивация п=10

1

Способность управлять собой

10

1

Мотивация достижения

Мотивация избегания неудач

2

Четкие ценности

10

1

8

2

3

Четкие личностные цели

9

2

4

Продолжающееся саморазвитие

9

2

5

Хорошие навыки в решении проблем

9

2

6

Творческий подход

9

2

7

Умение влиять на окружающих

10

1

8

Понимание особенностей управленческого труда

8

3

9

Способность руководить

7

4

10

Умение обучать

8

3

11

Умение наладить групповую работу

7

4

96


Испытуемые этой группы имеют высокие показатели развитости организационных способностей =96. Испытуемые способны управлять собой, с развитой ценностной системой (достичь успеха в решен6ии проблемы), умеют влиять на окружающих (за счет профессиональной позиции и мнения специалиста относительно проблемы). Личностные цели заключаются в достижении целей, продолжающееся саморазвитие, хорошие навыки в решении проблем, творческий подход на фоне хорошо развитого понимания особенностей управленческого труда и умения обучать. Испытуемые способны руководить и умение наладить групповую работу. Испытуемые этой группы имеют целью в своей медицинской практике в работе с пациентами «руководить» направлять совместную деятельность по реализации программы лечения. Самое главное это моральная сторона работы. А именно цель лечения – не запуск медикаментозных программ, а запуск программы совместной работы по решению проблемной ситуации, лечение болезни и снятие её негативных последствий. Действие терапевта коллегиальное, сотрудничество, с профессиональным консультированием. У 80% из 100% у испытуемых развита мотивация достижения.(см. табл.№1,п.2.1.)

Испытуемые ориентированные на достижение успеха предпочитают выбирать задачи средней сложности, или немного выше средней сложности их привлекает ситуации достижения. Они уверены в успешном исходе. Им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, они получают повышенное удовольствие от интересных задач, сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма. В ситуациях соревнования они не теряются. Характеризуются стремлением к разумному риску. У них средний или высокий реалистический (адекватный) уровень притязания. Они повышают свой уровень притязания после успеха, и понижают после неудач. Они показывают большое упорство при столкновении с препятствием.

Описание результатов первой группы. Количественные данные отражены в таблице №3. «Показатели способностей. Средние показатели п=10».

Таблица№3

Показатели способностей

балы

ранг

Мотивация п=10

1

Неспособны управлять собой

5

6

Мотивация достижения

Мотивация избегания неудач

2

Четкие ценности

8

3

3

7

3

Четкие личностные цели

9

2

4

Остановившееся саморазвитие

5

6

5

Хорошие навыки в решении проблем

7

4

6

Творческий подход

8

3

7

Умение влиять на окружающих

10

1

8

Не понимание особенностей управленческого труда

4

7

9

Способность руководить

6

5

10

Умение обучать

7

4

11

Умение наладить групповую работу

8

3

77


Испытуемые этой группы имеют высокие показатели развитости организационных способностей =77. Это средний уровень сформированости организационных способностей. Выявлены высокие показатели умения влиять на окружающих. Определены четкие цели (ориентация пациента на приобретение препарата), личностный интерес заработка денег, объяснение через ценности (обучение детей, семейные расходы), развито умение налаживания работы в группе с ярким творческим подходом (часто устрашение пациента в случае отказа от препарата, запугивание пациента, воздействие на ценностные отношение, запугивание родных пациентов, перенос ответственности с пациента на родственников), направляет пациентов к своим знакомым врачам, а не к специалистам по профилю. Не дает выбора пациенту. Проявляет навыки решения проблем и умеет обучать. Испытуемые этой группы не нацелены на работу по профессиональному росту и саморазвитию. В случае наличия препятствия и угрозы авторитету сомнений в адрес профессионализма не срабатывает контроль над эмоциями. Неспособны управлять собой. Низкая управленческая способность незнание проблем управления. У 70% испытуемых выражена мотивация избегания неудач. Признаки описаны в таблице 1 п.2.1. Испытуемые, ориентированные на избегание неудач предпочитают браться либо за очень легкие задачи, либо за очень трудные так как выбор легких задач гарантирует ему успех, а выбор очень трудных задач не вызывает у него больших огорчений, потому что неудача в этой ситуации не дает ему повода для стыда и чувства унижения. Основная цель при этом достижение материальной выгоды.

На графике 1 представлены сравнительные данные показателей по двум группам.

График 1.

Исследование показывает наличие расхождений в показателях управление собой, саморазвитие. Понимание сути деятельности руководителя. Высокое умение управленческой деятельности. Разница в целях достижения. На основание этого страх. Именно различие целей и их «нечекстность, ложность» заставляет испытывать страх разоблачения и соответственно подключается программа испытания негативного чувства неудачи. Страх быть разоблаченным. Это ярко проявляется в медицинской профессии.

Выводы по главе 2

  1. Изучение мотивации достижения само по себе не определяет специфики индивидуального профессионального поведения.
  2. Изучение способностей менеджера в случае деятельности врачесй терапевтов определяет основную суть мотивационных структур и их воздействие на эффективность профессиональной реализации.
  3. Как показал эксперимент основу мотивационной структуры занимают не только определенные индикаторы мотивации, но и цели деятельности. В первом случае в группе 1 цель – профессиональной реализации ( достижение результата – эффективный способ лечения и преодоления проблем) во втором случае в группе 2 –цель продажа препаратов, материальное стимулирование.
  4. В первой группе мотивация достижения и выраженность всех индикаторов и показателей. При этом имеется тенденция к саморазвитию и повышению личностного роста. Во втором случае мотивация избегания неудач и все последствия связанные с этим направлением вплоть до профессиональной деградации.
  5. Гипотеза о том, что мотивация избегания неудач, чаще проявляется у врачей с низкими показателями организационных способностей проверена, но для её объяснения необходимы исследования на репрезентативной выборке.
  6. Разница в целях достижения. На основание этого страх. Именно различие целей и их «нечекстность, ложность» заставляет испытывать страх разоблачения и соответственно подключается программа испытания негативного чувства неудачи. Страх быть разоблаченным. Это ярко проявляется в медицинской профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка специалистов в сфере медицины одна из сложных организационных задач общества. Врачи терапевты это специалисты, которые ориентируются не только в современных болезнях, но и в новых технологиях и новой индустрии медицинского оборудования. Врач терапевт это не только человек, умеющий найти подход к различным слоям населения, но и грамотный специалист, который знает какой медицинский препарат, может воздействовать на болезнь и не причинит вреда здоровью и общему психоэмоциональному состоянию пациента.

Управление медицинским персоналом поручено главному врачу учреждения. Жесткая субординация и иерархия отношений в коллективе медицинских работников создает специфические управленческие отношения. Однако расширение сети частных медицинских учреждений в рыночных условиях перестраивает отношения пациента и врача. Медицинская помощь превращается в медицинские услуги. В таких условиях без базового образования менеджера, медики допускают ошибки в ведения своей профессиональной деятельности. А именно в менеджменте навязать свои услуги это хороший маркетинговый ход, тогда как в медицине навязанное лечение не всегда имеет положительного результата. Несогласный с лечением пациент, но, в конце концов, преодолевший болезнь все-таки благодарен врачу, тогда как ошибочное мнение о том, что за свои деньги клиент может диктовать свои условия продолжает культивироваться. Разница в целях достижения. На основание этого страх. Именно различие целей и их «нечекстность, ложность» заставляет испытывать страх разоблачения и соответственно подключается программа испытания негативного чувства неудачи. Страх быть разоблаченным. Это ярко проявляется в медицинской профессии.

Исследование интересно для дальнейшего развития менеджмента сферы медицины.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  2. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  4. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  5. Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  6. Денисенко В.А. Об исследованиях срыва операторской деятельности в интересах пректирования системы «человек-машина».- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  7. Денисов В.Г., Онищенко В.Ф., Скринец А.И. Авиационная инженерная психология. М., 1987.
  8. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
  9. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  10. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Основные направления исследований деятельности оператора в особых экстремальных условиях. //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г с.5 -15
  11. Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  12. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
  13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
  14. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  15. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  16. Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
  17. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  18. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  19. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  20. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  21. Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  22. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б.Ф. Ломова. М.1982.
  23. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта.М., 1978