Файл: Диагностика особенностей мотивации избегания неудач испытуемых.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной проблемы. Подготовка специалистов в сфере медицины одна из сложных организационных задач общества. Врачи терапевты это специалисты, которые ориентируются не только в современных болезнях, но и в новых технологиях и новой индустрии медицинского оборудования. Врач терапевт это не только человек, умеющий найти подход к различным слоям населения, но и грамотный специалист, который знает какой медицинский препарат, может воздействовать на болезнь и не причинит вреда здоровью и общему психоэмоциональному состоянию пациента.

Управление медицинским персоналом поручено главному врачу учреждения. Жесткая субординация и иерархия отношений в коллективе медицинских работников создает специфические управленческие отношения. Однако расширение сети частных медицинских учреждений в рыночных условиях перестраивает отношения пациента и врача. Медицинская помощь превращается в медицинские услуги. В таких условиях без базового образования менеджера, медики допускают ошибки в ведения своей профессиональной деятельности. А именно в менеджменте навязать свои услуги это хороший маркетинговый ход, тогда как в медицине навязанное лечение не всегда имеет положительного результата. Несогласный с лечением пациент, но, в конце концов, преодолевший болезнь все-таки благодарен врачу, тогда как ошибочное мнение о том, что за свои деньги клиент может диктовать свои условия продолжает культивироваться. Особенно в индустрии красоты, операционных вмешательств и даже акушерстве. Задача современного терапевта сформировать у пациента правильное грамотное и психологически и юридически верное представление касательно своего здоровья и методов его восстановления. Конечно же, речь идет о мотивационной сфере врача терапевта. Его ценности и личностная зрелость это не всегда поле для оценки его как профессионала. Не обязательно быть приветливым, если ты хороший хирург, однако от терапевта требуется развитость коммуникативных навыков и организаторских способностей. Неужели современный терапевт это менеджер, планирующий действия пациента с учетом верного прогноза рисков и представления вариантов решения проблем здоровья. За что производится оплата за медицинские услуги? За время? За диагноз? За результат лечения или за научный уровень специалиста? Потребители медицинских услуг до сих пор об этом не знают. Развитие менеджмента в медицине открытый вопрос, требующий решения. В курсовой работе мы лишь обозначили эту проблему организационной психологии.


Мотивация достижения успеха - двигатель развития отношений и профессионального роста. Тогда как ожидание неудач приводит к ограничению поиска решения задач и проблем пациента.

Целью исследования является изучение и выявления особенностей мотивации избегания неудач у врачей терапевтов.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что мотивация избегания неудач, чаще проявляется у врачей с низкими показателями организационных способностей.

Предмет исследования: мотивация избегания неудач

Объект исследования: мотивационная сфера личности врачей терапевтов.

Методы и методики исследования:

  1. Беседа
  2. Наблюдение
  3. Диагностика мотивации при помощи методики: Мехрибианна. Изучение организационных способностей по методике М. Вудкока и Д. Френсиса,
  4. Анализ полученных данных.

Задачи, стоящие перед исследованием:

  1. Теоретические аспекты проявления мотивации в структуре личности.
  2. Разработка и апробация экспериментальной модели исследования мотивации избегания неудач.
  3. Проведение анализа проявлений мотивации избегания неудач. Выявление гендерных различий.

Практическая значимость: исследование мотивационных структур в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с медицинским персоналом и в работе по решению проблем пациентов является актуальной в современных условиях рыночных отношений. На наш взгляд мотивация избегания неудач более ярко выражена у врачей терапевтов с низкими организационными способностями. Работа требует дальнейшей разработки и научного обоснования.

База экспериментального исследования

Эксперимент проводился на базе частных диагностических центров. Выборку составило 34 врачей терапевтов. Средний возраст участников исследования 35 лет, женщины.

ГЛАВА 1 Проблемы психофизиологического изучения мотивационной сферы личности


1.1 Учет характеристик мотивационных структур в профессиональной деятельности личности

Учет характеристик мотивационных структур в профессиональной деятельности личности начинается с анализа сущности понимания личности. Под личностью понимается: человек как субъект деятельности, носитель сознания и самосознания; система его взаимосвязанных, устойчивых, социально значимых качеств, позволяющих ему для достижения своих целей активно познавать и преобразовывать мир. Часть их являются врожденными (природными), часть - приобретенными (социальными).

Личностные качества (психические, психофизиологические, социально-психологические), присущие только конкретному человеку, определяют его склонности, мотивы и особенности поведения в разных ситуациях. Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими. Основными качествами (элементами) личности считаются направленность, способности, психологический темперамент, характер. Эти качества находятся под влиянием следующих основных факторов.

Во-первых, индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов).

Во-вторых, положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, информированности, перспектив продвижения и т. п.). В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность).

Структура личности, определяющая ее индивидуальность, имеет несколько уровней. Глубинный уровень является психологическим (темперамент, психические состояния, характер), затем следует социальный уровень (опыт, знания, навыки), наконец, поверхностный уровень (направленность). Хорошее знание и понимание перечисленных выше моментов позволяет надежно предсказывать поведение людей, что способствует успешному управлению ими.

Мотивация достижения и избегания неудач напрямую связана с понятием способности. То как развиты, у человека, способности зависит вероятность достижения им успеха.

Способности рассматриваются как совокупность индивидуальных качеств человека и склонностей, необходимых для успешного выполнения того или иного вида деятельности. Они характеризуются скоростью восприятия и усвоения знаний и навыков. От уровня развития способностей зависит легкость обретения успеха. Исходя из этого, способности измеряются отношением:


На индивидуальном уровне способности определяются знаниями, умениями, мотивами, возможностями. На уровне группы здесь добавляются навыки совместной работы. Способности, во-первых, определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить и, во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет там трудиться. В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей - быть условием успеха в разных сферах деятельности. Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. Принято считать, что способности даются человеку от природы. В самом деле, от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воздействием обучения, опыта и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития.

 Психические способности могут быть:  общими, присущими в той или иной мере всем нормальным людям (думать, действовать). Они измеряются уровнем интеллекта; элементарными частными, которыми обладают уже не все (решительность, настойчивость, критичность и проч.); сложными частными, подразделяющимися на профессиональные (к отдельным видам деятельности - технике, экономике, медицине и проч.) и специальные (к определенному ее характеру). Именно они во многом определяют должность, направление служебных перемещений и т. п.

Существуют три типа специальных способностей:

- интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами;

- конструктивные направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч. Их реализация не требует активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики и стратегии, а также специалистам;


- аналитические предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их значения, последствий, формулировке выводов. Их главные носители - специалисты.

Первые два вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, третий - только теоретическим.

По диапазону специальные способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность. Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из окружения, возможность что-то улучшать, совершенствовать. Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через создание нового, необычного, того, что не существовало прежде. Гениальность является высшей степенью талантливости, когда ее обладатели генерируют новые результаты, имеющие общеисторическое значение. Уровень развития способностей, а следовательно возможность занятия определенных должностей зависят от полученного образования. По своему характеру способности можно разделить на репродуктивные (простое воспроизведение «один в один» того, что есть) и творческие (генерирование нового). Творчество есть высшая форма интуиции и логики, выход за пределы заданного, способность преодолевать стереотипы. Здесь, в отличие от репродуктивного процесса, деятельность и ее результат не согласованы, поэтому возникает «побочный продукт», который и является плодом творческих усилий. Поэтому нельзя заставить творчески мыслящих людей постоянно отчитываться за каждый шаг. На способность к творчеству во многом влияет атмосфера в организации. Творческие личности характеризуются: открытостью ума; обилием идей; отсутствием конформизма; настойчивостью, напористостью, склонностью к самоутверждению; стремлением работать по-своему; интересом к сложным, нетривиальным проблемам, неизвестному; отсутствием уважения к традициям, правилам, нормам, авторитетам; способностью к напряженной работе; любовью к свободной игре идей; терпимостью к неопределенности; чувством юмора; тягой к новым впечатлениям; обычно высоким уровнем интеллекта; умением чувствовать и видеть проблемы и предотвращать возможности их развития; самобытностью, гибкостью, самостоятельностью мышления; способностью принимать нестандартные решения, рисковать; умением выделять главное; способностью находить информацию.

Способности к творчеству можно разделить на интуитивные (обычно ими обладают предприниматели) интеллектуальные. Это разные феномены, во многом предопределяемые данным природой типом мышления. Образному мышлению свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к различным видам искусства. Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятным окружающим. Смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в принятии решений, позволяет успешно справляться с управленческими проблемами. Интеллект - способность человека к мышлению, к умственному труду, сознательному восприятию и осмыслению окружающего мира и собственных поступков, познанию и логическому (рациональному) мышлению, быстрому восприятию нового, здравому смыслу и не зависит от других личностных качеств. Основное интеллектуальное развитие человека происходит в первые 20 лет жизни, затем наступает фаза стабилизации, после 30 лет снижается лишь скорость мышления. В дальнейшем состояние интеллекта жестко зависит от особенностей профессии. Людей с интеллектуальной (мыслительной) направленностью отличает: самостоятельность мышления (умение ставить новые задачи и находить пути их решения); преобладание абстрактных логических построений, теоретизирование; разносторонняя любознательность и широкий кругозор; свобода от давления прежнего опыта; способность быстро проникать внутрь сложных процессов, разбираться в ситуации и принимать решения; критичность (умение объективно оценивать).