Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) Конкретно-действенное мышление - вид мышления отражающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядное – образное мышление - вид мышления, характеризующееся опорой на представления и образ. Словесно-логическое мышление - вид мышления осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями. формы мышления: б) по характеру решаемых задач: теоретическое мышление практическое мышление (что это? почему происходит) (как изменить явления? Что нужно делать?) в) По степени развернутости: - произвольное (дискураевное)

- непроизвольное мышление (интуитивное) г) По степени новизны и оригинальности:

- непродуктивное (воспроизводящее -если работает только память) - продуктивное (творчество). Понятия - формы мышления отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающая словом или группой слов. Суждение- это форма мышления отражающая связь между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе использованных суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения: - Индуктивное - (логический вывод в процессе мышления от частного к общему) - Дедуктивное - (логический вывод в процессе мышления от общего к частному) - по аналогии ( от единичных к единичному).Мыслительные операции:

1.Абстракция- мыслительная операция основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

2.Анализ- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

3.Синтез- мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

4.Сравнение- мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

5.Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам:

6.Конкретизация - (переход от абстрактного к конкретному, от общего к конкретному)

7.Классификация - (распределение предметов и явлений по существенным признакам в какие-то группы)

8.Систематизация - (расположение предметов и явлений окружающего мира по 3 признакам: временное, пространственное и логическое).Процесс мышления:

Начинается мышление с проблемной ситуации -> формируется мыслительная задача -> решение задачи

способы решения / \ проб и ошибок разработка

стратегии решения задач

Чтобы процесс мышления совершался необходимо сохранять мыслительные операции.


Мышление тесно связано с личностной сферой, эмоциями. Мышление может нарушаться при наличии личностных расстройств, при нарушении работоспособности человека и, если мышление не может длительное время удерживать цель деятельности. Методика Равенна невербальный тест изучения особенностей мыслительной деятельности и уровня развития интеллекта.

Описание методики. Испытуемому предоставляется набор из 30 ти карточек с изображением рисунка и 6 ти вариантов рисунков. Нужно в течении 30 минут найти верный ответ и указать в бланке ответов вариант верного решения. Карточки невербальные задания простого, среднего и сложного уровня. Подсчет производится по ключу.

Методика КЭТТЕЛА.

Многофакторный опросник личности опубликован в 1949 году. Тест дает информацию об индивидуальности. Вопросы отражают обычные жизненные ситуации. Сокращенный вариант опросник из 105 вопросов.

Время тестирования: от 20 до 50 минут.

Ответы заносятся в бланк.

Количественная обработка по ключу:

«а» и «с» - 2 бала

«в» - 1 бал.

Фактор В – все совпадения по 1 баллу.

Подсчитывается бал по фактору.

Максимальный бал по факторам – 12 балов.

Максимальный бал фактора В – 8 бал

Минимальный бал – 0.

Инструкция: перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Не бывает ответов верных неверных. Люди различны у каждого свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.

С целью экономии время мы остановились на нескольких факторах. Методика Томаса и Розенцвейга (сокращенный вариант).

Результаты анализа данных представлен в индивидуальных характеристиках на основе заключения.

2.2.Описание результатов исследования. Возможности и ограничения.

В эксперименте участвовало 12 испытуемых, однако в исследовательских целях, представляем описание индивидуальных данных одного из оптанта. Смысл представления обобщенных усредненных знаний не представляет исследовательского интереса, так как речь идет об индивидуальной системе отбора на должность официанта.

1. Данные исследования оптанта девушки 20 лет. Сводные данные представлены в таблице №1.

Таблица №1

темп

эргичность

пластичность

эмоциоальность

предметный

31

29

28

21

социальный

35

36

21

26


Анализ данных позволяет, выявит высокие показатели по активности испытуемой, что выражается в высоких показателях:

Предметный темперамент: высокий показатель темпа, работоспособности, пластичности и эмоциональности. Испытуемая активна может выполнять несколько видов деятельности, эмоционально реагирует на расхождение между планированным и результатом деятельности.

Социальный темперамент: повышенная работоспособность, темп. Пластичность ниже предметной, однако так же высока. Социальная эмоциональность выше предметной, что свидетельствует о повышенном эмоциональном реагировании.

Расхождения между показателями предметного и социального профиля может свидетельствовать о наличном напряжении.

Так, выявлены расхождения в пользу социальных показателей проявлений эргичности, темпа, эмоциональности. То есть в социальном взаимодействии испытуемая активна. Однако ей не достает пластичности.

Методика Равена.

Решение задач по методике Равенна вызвало у оптанта положительное эмоциональное состояние. Оптант в процессе работы над заданием не перешел к эффективному решению, а выбирал карточки наугад. Средний бал – «8» по уровню сформированости логичности мышления. Не имеет стратегии мыслительной деятельности. Не распределяет время на решение сложных задач. Требуется коррекция индивидуального стиля мыслительной деятельности.

Методика Кеттелла

Сводные данные испытуемого представлены в таблице №1.

таблица №1.

факторы

MD

A

B

C

E

F

G

H

I

J

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

балы

7

11

4

9

7

9

5

3

10

9

3

9

10

11

5

8

11

рейтинг

5

1

7

3

5

3

6

8

2

3

8

3

2

1

6

4

1

Гистограмма 1.Показатели индивидуальности испытуемого

1-МD; 2-A; 3- B; 4- C; 5-E; 6-F; 7- G;8- H; 9- I;10- J;11- M;12- N; 13- O; 14- Q1;15- Q2;16- Q3; 17- Q4.

Обработка полученных данных:

На первом месте факторы – А, Q1, Q4 = 11 балов из 12 ти. Оптанту свойственно завышать самооценку и переоценивать себя. Оптант настроен критически, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, стремится быть информированной. Не доверяет авторитетам. На веру ничего не принимает. Развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. У оптанта высокий уровень внутреннего контроля. Состояние фрустрации.


На втором месте по 10 балов располагаются факторы О, I,

Оптант высокотревожен и впечатлителен. Оптанту присуще ревность высокое самомнение. Обычно осторожен в своих поступках и эгоцентричен. На третьем месте расположены факторы С,F, J, N по 9 балов. Высокие балы по этим факторам свидетельствуют о том, что отличается выдержкой, работоспособностью, эмоциональной зрелостью.

Низкие показатели выявлены по шкалам В. Н, М.

Оптанту свойственно конкретность мышления. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе авторитета. Ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам. Излишне внимателен к мелочам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам тестирования:

  1. Динамические характеристики оптанту присуще высокие показатели по всем параметрам. В предметном плане действие активности выражается в повышенном темпе, пластичности, работоспособности и эмоциональности..
  2. В социальном плане оптант предпочитает выражаться через высокую работоспособность, темп, эмоциональность и пластичность.
  3. Выявленные рассогласования могут быть причиной наличия внутреннего напряжения. Работа по снятию этого напряжения.
  4. Рекомендовано упорядочивание социальной работоспособности за счет ограничения сферы деятельности, выделения главного, снижение усталости и эмоциональности и повышения пластичности (гибкости) в реализации социальных ролей, приоритетных отношений.
  5. Интеллектуальные особенности испытуемого: конкретность мышления, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, стремится быть информированной. Не доверяет авторитетам. На веру ничего не принимает. Развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Средний бал по сформированости логичности мышления.
  6. Эмоционально-волевые особенности: испытуемый отличается выдержкой, работоспособностью, эмоциональной зрелостью. В экстремальных условиях испытывает фрустрацию. Испытуемому присуще ревность высокое самомнение. Контролирует эмоции подавлением. Вероятны эмоциональные срывы раздражительности.
  7. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: практичный, добросовестный. Ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам. Излишне внимательна к мелочам. Отличается живой натурой с артистичностью. Разумно по ситуации подходит к окружающим людям.
  8. Методика может быть использована в качестве объективного средства диагностики особенностей формирования личности. Ограничений не выявлено. Требуется дополнение в разработки бланков и компьютерных программ, которые ускорят время тестирования и обработки данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Относительно соответствия данных оптанта 1, требованиям профессии «ОФИЦИАНТА».

Оптант М.А.

Возраст 20 лет

Образование средне специальное, неоконченное высшее. Студентка ТГПУ

Пол. женский

Сем.положение: не замужем.

Дата тестирования и собеседования. 02.06.2017 - 05.06.2017

Рабочие обязанности и нагрузки

Психофизиологические характеристики

Методики выявления

Осмотреть рабочую зону и обеспечить наличие свободных проходов в обеденном зале и возле раздачи. 

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление. Ответственность.

Развито в норме. Соответствует требованиям

Проверить внешним осмотром: 
исправность контрольно - кассовой машины; исправность тележки для официантов.

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Развито в норме. Однако требует дополнительного внимания. Подключение личностных качеств даст возможность успешно решить задачу. Требуется снижения уровня напряженности.

Проверить внешним осмотром: отсутствие внешних повреждений льдогенератора; 

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Развито в норме. Однако требует дополнительного внимания. Подключение личностных качеств даст возможность успешно решить задачу. Требуется снижения уровня напряженности.

Проверить внешним осмотром: состояние поверхности пола на всем рабочем маршруте

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Развито в норме. Однако требует дополнительного внимания. Подключение личностных качеств даст возможность успешно решить задачу. Требуется снижения уровня напряженности. Умение наладить контакт сформирован.

При наличии скользкости пола потребовать его уборки; 

Коммуникативные и организационные способности

Умение решить задачу.

Проверить внешним осмотром: целостность фарфоро - фаянсовой и стеклянной посуды; 

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Развито в норме. Однако требует дополнительного внимания. Подключение личностных качеств даст возможность успешно решить задачу. Требуется снижения уровня напряженности. Внимание к безопасности. Убрать торопливость.

Получение блюд, Устанавливать блюда на поднос в один ряд

Мелкая и общая моторика. Глазомер. Зрение. Эстетические чувства. Креативость. Коммуникативные способности. Культура речи.

Развито в норме. Однако требует дополнительного внимания. Подключение личностных качеств даст возможность успешно решить задачу. Требуется снижения уровня напряженности.

Подача блюд. Подавать десерт, мелкие (штучные) заказы и т.п. на облегченных подносах. 

Мелкая и общая моторика. Глазомер. Зрение. Эстетические чувства. Креативость. Коммуникативные способности. Культура речи. Навыки общения с клиентами. Навыки решения конфликтных ситуаций.

Развито в норме. Однако требует дополнительного внимания. Подключение личностных качеств даст возможность успешно решить задачу. Требуется снижения уровня напряженности. Стиль решения конфликта – сотрудничество и приспособление. Во фрустрации фиксация на самозащите с интропунитивной реакцией.

Движение с блюдами в дверях и проходах. 

Вестибюлярный аппарат, мелкая и общая моторика.

Развито в норме. Однако требует дополнительного внимания. Подключение личностных качеств даст возможность успешно решить задачу. Требуется снижения уровня напряженности.

Перенос опасных предметов (ножей и вилок). 

Вестибулярный аппарат, мелкая и общая моторика.

Отклонений не обнаружено. Контроль психоэмоционального напряжения.

Открывание бутылок с газированными винами штопором, ключом.

Вестибулярный аппарат, мелкая и общая моторика.

Отклонений не обнаружено. Контроль психоэмоционального напряжения.

Содержать свое рабочее место в чистоте, не загромождать его посудой и кулинарной продукцией.

Личностные качества: аккуратность. Ответственность.

Аккуратна, отвественнена

Отсортировать битую посуду и сдать ее в инвентарную. 

Наглядно образное мышление. Память

Развито.

Установить тележку для официанта на специально отведенное место.

Культура отношения к работе. Направленность личности.

Отклонений не обнаружено. Контроль психоэмоционального напряжения.