Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с кото­рой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.

6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Таким образом, труд является ведущей деятельностью в период зрелости, и прохождение этапов профессионализации позволяет осуществлять трудовую деятельность на должном уровне.

1.2. Система психофизиологического отбора и требования к выполнению обязанностей официанта в ресторанном бизнесе.

К работе в качестве официанта допускаются мужчины и женщины не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальности.  На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации контрольно - кассовых машин, ледогенераторов, курс по санитарно - гигиенической подготовке со сдачей зачета; проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы. Официант должен пройти обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию - по мере его поступления на предприятие, но до момента пуска этого оборудования в эксплуатацию; проверку знаний по электробезопасности - ежегодно; проверку санитарно - гигиенических знаний – ежегодно. Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен получать один раз в 3 месяца. 

Профессия выдвигает требования к здоровью официанта. Кандидат на должность официанта должен пройти: осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний - ежедневно перед началом смены; периодический медицинский осмотр: врачом - терапевтом - ежегодно, врачом - дерматовенерологом - 2 раза в год (с учетом требований органов здравоохранения). 


Профессия официанта имеет вредные и опасные производственные факторы, такие как: повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенное значение напряжения в электрической цепи; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, инвентаря, посуды, приборов; физические перегрузки; нервно - психические перегрузки. 

Профессиональные действия официанта и психофизиологические требования к ним представлены в таблице №1. «требования к деятельности официанта, психофизиологические характеристики и психологические методы их выявления».

Таблица №1.

Рабочие обязанности и нагрузки

Психофизиологические характеристики

Методики выявления

Осмотреть рабочую зону и обеспечить наличие свободных проходов в обеденном зале и возле раздачи. 

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление. Ответственность.

Равенна

Методики изучения познавательной сферы. Личность - Кеттелла

Проверить внешним осмотром: 
исправность контрольно - кассовой машины; исправность тележки для официантов.

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Равенна

Методики изучения познавательной сферы. Личность - Кеттелла

Проверить внешним осмотром: отсутствие внешних повреждений льдогенератора; 

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Равенна

Методики изучения познавательной сферы. Личность - Кеттелла

Проверить внешним осмотром: состояние поверхности пола на всем рабочем маршруте

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Равенна

Методики изучения познавательной сферы. Личность - Кеттелла

При наличии скользкости пола потребовать его уборки; 

Коммуникативные и организационные способности

КОС

Проверить внешним осмотром: целостность фарфоро - фаянсовой и стеклянной посуды; 

Внимание, восприятие, наглядно образное мышление, наглядно-действенное мышление

Равенна

Методики изучения познавательной сферы. Личность - Кеттелла

Получение блюд, Устанавливать блюда на поднос в один ряд

Мелкая и общая моторика. Глазомер. Зрение. Эстетические чувства. Креативость. Коммуникативные способности. Культура речи.

Специальные способности.

Психофизиологическое обследование. КОС, Кеттела, тест на креативность. Уровень интеллекта.

Подача блюд. Подавать десерт, мелкие (штучные) заказы и т.п. на облегченных подносах. 

Мелкая и общая моторика. Глазомер. Зрение. Эстетические чувства. Креативость. Коммуникативные способности. Культура речи. Навыки общения с клиентами. Навыки решения конфликтных ситуаций.

Специальные способности.

Психофизиологическое обследование. КОС, Кеттела, тест на креативность. Уровень интеллекта. Томаса, Розенцвейга.

Движение с блюдами в дверях и проходах. 

Вестибюлярный аппарат, мелкая и общая моторика.

Изучение типа ВНД, темперамента, характера, реакций в стрессовых ситуациях.

Перенос опасных предметов (ножей и вилок). 

Вестибулярный аппарат, мелкая и общая моторика.

Изучение типа ВНД, темперамента, характера, реакций в стрессовых ситуациях. Изучение акцентуаций и типов личности.

Открывание бутылок с газированными винами штопором, ключом.

Вестибулярный аппарат, мелкая и общая моторика.

Изучение типа ВНД, темперамента, характера, реакций в стрессовых ситуациях. Изучение акцентуаций и типов личности.

Содержать свое рабочее место в чистоте, не загромождать его посудой и кулинарной продукцией.

Личностные качества: аккуратность. Ответственность.

Кеттелла, Т.Лири

Отсортировать битую посуду и сдать ее в инвентарную. 

Наглядно образное мышление. Память

Изучение памяти, личностных характеристик

Установить тележку для официанта на специально отведенное место.

Культура отношения к работе. Направленность личности.

Направленность личности. Уровень мотивации.


* развитость рефлексии один из важных компонентов профпригодности, который развивается в процессе деятельности.

Изучение деятельности и требований к должностным обязанностям дают возможность раскрыть основные требования к психофизиологическим характеристикам личности. Прежде чем организовать управление персоналом необходимо учитывать данные особенности предъявляемыми к деятельности официанта в частности к интеллекту:

Развитое внимание, память наглядно-образное, наглядно действенное мышление. Умение видеть, прогнозировать и решать задачи. Эмоциональный интеллект. Умение предотвратить конфликт и вовремя принять верное решение по степени опасности сложившейся ситуации. Можно использовать аппарат методик на познавательную сферу, общим способностям, методика Равенна наиболее эффективна. Методика Розенцвейга косвенно помогает при решении проблем развитости рефлексии.

Требования к личностным качествам. Личностные качества (психические, психофизиологические, социально-психологические), присущие только конкретному человеку, определяют его склонности, мотивы и особенности поведения в разных ситуациях. Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими. Основными качествами (элементами) личности считаются направленность, способности, психологический темперамент, характер. Эти качества находятся под влиянием следующих основных факторов.

Во-первых, индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов).

Во-вторых, положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, информированности, перспектив продвижения и т. п.).

В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность).

В-четвертых, пола. Учет пола при психофизиологическом отборе необходимое условие. Так для ресторанов с более выдержанным и статусным положением желательно отдавать предпочтение мужчинам. В более легких ресторанах, кафе, рефе требующих домашней обстановки и расслабляющего эффекта, можно нанимать официантов женского пола. Широко используется практика смешанных составов с целью решения проблем конкуренции. Данные выводы были сделаны на основание изучения психологических различий и характеристик, которые отражены в таблице №2. Психологические различия между мужчинами и женщинами

Таблица №2


Мужчины имеют преимущество в пространственно-временной ориентации, в логических построениях, в понимании механических взаимосвязей; женщины - в ловкости рук, быстроте восприятия, речи, запоминания.

В-пятых, особенностей психических состояний, т. е. относительно продолжительных и устойчивых проявлений психики, присущих человеку. Такие состояния бывают: - познавательными (любопытство, недоверчивость и проч.); - эмоциональными (радость, грусть, злость, страх и т. п.); - волевыми, позволяющими сознательно контролировать и управлять своей деятельностью (стойкость, целеустремленность, настойчивость, решительность и проч.).

Структура личности, определяющая ее индивидуальность, имеет несколько уровней. Глубинный уровень является психологическим (темперамент, психические состояния, характер), затем следует социальный уровень (опыт, знания, навыки), наконец, поверхностный уровень (направленность). Хорошее знание и понимание перечисленных выше моментов позволяет надежно предсказывать поведение людей, что способствует успешному управлению ими и объективному профессиональному отбору на должность официанта. От уровня официанта зависит уровень ресторанного бизнеса.

Выводы по главе 1

  1. Система профотбора является продуманной активно реализуемой. Однако при тщательном подходе и конкретных требованиях система психофизиологического отбора не работает не для руководителя не для персонала.
  2. Современное состояние трудоустройства требует индивидуализации отбора кадров, но не со знаком отстранения от должности, а со знаком видения сильных сторон личности и перспектив её профессионального развития.
  3. На примере отбора на должность официанта мы предлагаем систему анализа требований должностных обязанностей, их систематизацию и подбор соответствующих методик психологического исследования. Подход не новый, но в рамках курсового проекта он полезен для практического психолога, чтобы сформировать принципы работы по подбору кадров. Профессия для личности, а не на оборот.
  4. Учет рабочих нагрузок, определение психофизиологических характеристик, определение методик выявления наличия этих характеристик степень их выраженности является основой системы профотбора.


ГЛАВА 2 Экспериментально организованное исследование по разработке системы профотбора на должность официанта.

2.1 Описание процедуры профессионального отбора.

Экспериментальная модель направлена на изучение выявленных психофизиологических характеристик, раскрытых в главе 1 п.1.2.

Система профотбора должна отвечать требованиям мобильности в условиях ограниченного времени. Для Оптанта создаются комфортные условия. Поэтому тестирование не должно занимать много времени и как процедура проведения и как обратная связь. То есть оптант должен получить развернутую характеристику выявленных психофизиологических показателей в соответствии с требованиями профессии. Система профотбора должна быть анонимной, открытой для оптанта и понятной для руководителя. Не одна из этих сторон не должна страдать от неквалифицированного психологического воздействия. Система профотбора на стороне руководителя может спровоцировать коррупционные механизмы. Система профотбора на стороне оптанта может увеличить риск для руководителя. Поэтому необходим баланс открытость и наличие диалога в рамках профессиональных отношений.

Первая методика Русалова 64. Эти данные полезны как для руководителя так и для самого оптанта.

Описание методики Русалова по изучению темпераментального профиля. Темперамент рассматривается как активность, где выделяется темп, пластичность, эргичность ( работоспособность) и эмоциональность.Эти показатели проявляются и в социальном плане. Опросник состоит из 64 выражений. Испытуемому предлагают ответить при этом в бланке ответов ставим балы:

5 – «да»;

4 – скорее «да», чем «нет».

3 – и «да» и «нет».

2.- скорее «нет», чем «да».

1. – скорее «нет».

Бланк с ответом испытуемой №1. представлен в Приложении 3.1.

При анализе выявляются динамические характеристики личности и расхождения между социальным и предметным показателями.

Вторая методика: Равенна ведется наблюдение за вниманием, ответственностью и другими характеристиками и показателями индивидуальной мыслительной деятельности. Отношение к тестовой задаче, распределение времени, уровень мотивации. Методика Равена. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Интеллект -общая познавательная способность определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. Виды мышления: