Файл: Особенности регулирующей функции налогового учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кабинет Министров определяет перечень специфических товаров (работ, услуг), экспорт и импорт которых осуществляется по разрешениям, выдаваемым уполномоченными органами Республики.

Законодательством Узбекистана определен перечень товаров, запрещенных к экспорту. Этот перечень включает: зерно: пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха; хлебобулочные изделия, мука, крупа, скот, птица, мясо и пищевые мясные субпродукты, сахар, предметы старины, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность, растительные масла, кожевенное сырье, пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое, лом и отходы цветных металлов, коконы шелкопряда, пригодные для размотки, шелк-сырец, отходы шелковые. С 2011года отменен ранее действовавший запрет на экспорт птичьего мяса.

Таможенная стоимость вывозимого товара определяется исходя из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимый товар, на момент перемещения товара через таможенную границу Республики Узбекиста

при его продаже на экспорт.

Законодательство Узбекистана предусматривает для экспортеров льготы:

  • по налогу на добавленную стоимость;
  • по акцизному налогу;
  • по налогу на доходы;
  • по налогу на имущество [4].

Льготы по НДС. Экспорт товаров за свободно конвертируемую валюту облагается по нулевой ставке, что значит освобождение их от уплаты суммы налога на добавленную стоимость за материальные ресурсы, использованные на производство экспортируемых товаров. Исключение составляют посреднические организации, а также предприятия, производящие на экспорт сырьевые товары. К таким товарам отнесены драгоценные металлы [4].

Льготы по акцизному налогу. Не подлежит обложению акцизным налогом:

  • реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
  • передача подакцизных товаров - продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим "переработка на таможенной территории", при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан [4].

Льготы по налогу на доходы и имущество. Ставки налога на прибыль и налога на имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации:

  • На 30 процентов - при доле экспорта от 15 до 30 процентов;
  • в 2 раза - при доле экспорта от 30 и более процентов.

Указанная льгота не распространяется на торгово-посреднические предприятия, а также на производственные предприятия, экспортирующие товары, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10.10.1997г. №УП-1871.

Также, микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства [12].

С 2005 года производственным предприятиям всех форм собственности, экспортирующим продукцию собственного производства разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации.

Такие предприятия освобождены от предоставления банковской гарантии или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков, при условии экспорта продукции собственного производства и доля продукции собственного производства экспортера в уставном фонде должен составлять не менее 51 %.

В 2011 году были внесены изменения в нормативно-правовую базу, предусматривающие облегчение штрафных санкций предприятиям-экспортерам, допустившим задержку валютной выручки из-за рубежа.

Дело в том, что в соответствии с действующими нормами, экспортер должен в течении 180 дней со дня таможенного оформления обеспечить поступление валютной выручки по товарам, вывезенным им на основе договоров за рубеж, либо возвратить эти товары на территорию Узбекистана. Согласно внесенным изменениям, на экспортера, допустившего задержку валютной выручки более чем на 30 банковских дней ( для субъектов малого бизнеса и часного предпринимательства – 60 банковских дней), после истечения сроков налоговыми органами накладываются штрафы.

  • при задержке валютной выручки до 180 дней от установленных сроков - в эквиваленте 10% от суммы;
  • при задержке валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков – дополнительно в эквиваленте 20% от суммы;
  • при задержке валютной выручки от 365 дней от установленных сроков – дополнительно в эквиваленте 70% от суммы.

В 2011 году ставки сборов за таможенное оформление экспортируемых товаров были снижены в среднем не менее чем в два раза.Также было установлено, что для микрофирм и малых предприятий – экспортеров товаров, работ и услуг постановка на учет экспортных контрактов в органах таможенной службы осуществляется непосредственно на таможенных постах, в процессе таможенного оформления товаров, за исключением ряда специфических товаров, утвержденных Указом Президента РУз № УП-1871 от 10.10.1997 года.


С 1 апреля 2012 года, предприятия – экспортеры освобождены от обязательной продажи уполномоченным банкам части валютной выручки, направляемой по текущим платежам на погашение основного долга по валютным кредитам на новое строительство, модернизацию и технологическое обновление действующих производств, на период до полного погашения основного долга [12].

При этом, на микрофирмы и малые предприятия распространен действующий порядок уменьшения налогооблагаемой базы по единому налоговому платежу, предусмотренный по приобретении нового технологического оборудования, на сумму средств, направляемых на внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам, а также на приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний [12].

Коммерческим банкам рекомендовано расширить объемы предоставления факторинговых услуг по экспортным операциям с увеличением предельного срока их осуществления с 60 до 90 дней. Ранее от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства освобождены микрофирмы и малые предприятия [13].

Большое внимание уделяется внедрению в этой сфере ИКТ технологий и

электронизации услуг. Так, с принятием 29.12.2012 г. Постановления Кабинета Министров РУз «О процедуре таможенного оформления товаров в электронной форме», большинство ГТД оформляются теперь через Автоматизированную информационную систему электронного декларирования товаров (АИСЭДТ) на основе утвержденного Положения о порядке таможенного декларирования товаров в электронной форме. АИСЭДТ является частью Единой автоматизированной информационной системы Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (ЕАИС) [12].

Взаимодействие ЕАИС с другими заинтересованными организациями осуществляется по выделенным каналам связи с использованием средств передачи данных.

Важно отметить, что другие документы разрешительного характера (если они требуются) вводятся в АИСЭДТ самими органами, их выдающими.

Сегодня большинство субъектов ВЭД подают декларации в таможенные органы именно через АИСЭДТ.

Так, по данным ГТК, в первом полугодии 2014 г. 97% всех таможенных деклараций были оформлены в электронном виде.

При этом нет необходимости распечатывать декларацию на специальных бланках, полностью отменен явочный порядок предоставления документов в оригинале, то есть, исключен личный контакт субъекта предпринимательства с сотрудниками таможенного поста до момента проведения досмотра. Субъекты предпринимательства осуществляют физическое обращение в таможенные посты только для определения инспектора по досмотру декларируемого груза.


Подводя итоги по второй главе настоящей работы можно сделать вывод, о том, что одним из главных приоритетных направлений экономической политики Узбекистана является стимулирование экспорта и преодоление его сырьевой направленности [12].

Поэтому в республике уделяется большое внимание принятию мер, направленных на стимулирование развития экспорта.

Как показывают исследования средневзвешенная ставка установленных таможенных платежей в республике (импортных пошлин, акцизного налога и НДС) в 2009 г. составляла около 40% к стоимости всего импорта, в то время как средневзвешенная ставка начисленных к взысканию (т.е. уплаченных) таможенных платежей - порядка 7-8%.

На сегодняшний день ситуация существенно не поменялась. То есть около 70-80% от всего объема установленных таможенных платежей не подлежит оплате ввиду предоставления импортерам льгот и преференций. Так, в 2013 г. общий объем предоставленных налоговых и таможенных льгот составил более 18% к ВВП республики.

В частности, экспорт товаров за свободно конвертируемую валюту облагается по нулевой ставке по НДС, что значит освобождение их от уплаты налога на добавленную стоимость. Исключение составляют посреднические организации, а также предприятия, производящие на экспорт сырьевые товары.

Не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, также передача подакцизных товаров - продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим «переработка на таможенной территории», при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан.

В результате реализации мер по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, ими по итогам 2014 г. экспортировано продукции на сумму свыше 3,6 млрд долл. США

За годы независимости совокупная налоговая нагрузка снизилась более чем в 3 раза, при этом государством предоставлены дополнительные льготы предприятиям-экспортерам, субъектам малого бизнеса и предприятиям, осуществляющие инвестиции и осваивающим новые виды продукции.

Ставки налога на прибыль и налога на имущество снижаются в зависи-

мости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации:

  • На 30 процентов - при доле экспорта от 15 до 30 процентов;
  • в 2 раза - при доле экспорта от 30 и более процентов.

Указанная льгота не распространяется на торгово-посреднические предприятия, а также на производственные предприятия, экспортирующие товары, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10.10.1997г. №УП-1871.

Также, микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по курсовой работе, можно сделать вывод о достижении нами поставленной цели, т.е. изучены функции налогового учёта и их реализации на практике.

Изучение теоретического определения функций налогового учёта показало, что у налогов имеются четыре основные функции: фискальная; регулирующая (экономическая); распределительная; контрольная.

В работе сделан акцент на регулирующую функцию налогового учёта. Она направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов как налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.

Налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не столько налоговыми льготами, сколько потребностями развития производства и расширения бизнеса, ожидаемыми прибылями и пр.

В соответствие со второй задачей курсовой работы нами изучены реали-

зация функций налогового учёта в Республики Узбекистан.

Одним из главных приоритетных направлений экономической политики Узбекистана является стимулирование экспорта и преодоление его сырьевой направленности.