Файл: Особенности регулирующей функции налогового учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития рыночных отношений главным регулятором в осуществлении экономической политики государства становятся налоги, которые призваны обеспечивать формирование доходной части государственного бюджета в размерах необходимых для решения важнейших общегосударственных народнохозяйственных задач [5].

С экономической точки зрения налоги представляют собой систему денежных отношений, которыми опосредствуются взаимоотношения юридических и физических лиц, с одной стороны, и государством, с другой, по поводу формирования государственных финансов. За счет налогов формируется основная часть финансовых ресурсов государства, которые поступают в его бюджет и используются на нужды общества. В связи с этим при определении экономической природы налогов важнейшим критерием является их сущностная принадлежность к финансово-бюджетной системе государства.

Вместе с тем роль налогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущи фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции. Изучение каждого из них является актуальной [5].

Целью курсовой работы является – изучение функций налогового учёта и их реализации на практике.

Для достижения цели выполнены следующие задачи:

- изучено теоретическое определение функций налогового учёта;

- изучена реализация функций налогового учёта в Республики Узбекистан;

Методологической основой исследования явились фундаментальные по-

ложения современной экономической науки, изложенные в трудах зарубежных и отечественных авторов, законодательные и нормативные акты по исследуемой проблеме, материалы научных конференций, семинаров, специальная литература в области бухгалтерского учета, аудита, планирования, анализа хозяйственной деятельности.

В России вопросам развития теоретических основ в области, теории и практики налогообложения уделяли внимание такие ученые, как Астахов В.П., Безруких П.С., Бакаев A.C., среди учённых Узбекистана можно отметить труды Н.Сирожиддинова, А.Исаджанова, А.Вахобова, А.Алимова, А.Бекмурадова и многих др.

Нормативную базу исследования составляют Конституции Российской Федерации и Узбекистана, Налоговые кодексы Российской Федерации и Узбекистана, федеральные законы Российской Федерации, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другие нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, а также зарубежное законодательство о налоговом учете.


Объектом исследования выбрана налоговая система Республики Узбекистан.

Предметом исследования является регулирующая (экономическая) функция налогооблажения.

Практическую базу исследования составили статистические данные Республики Узбекистан.

Глава 1. Теория функций налогового учёта

1.1 Сущность и содержание функций налогового учёта

У налогов имеются четыре основные функции: фискальная; регулирующая (экономическая); распределительная; контрольная (рис.1).

Рис. 1 Функция налогов [6]

Фискальная функция. Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства [6].

Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых [6].

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга [6].

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г. Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.


Регулирующая функция налогов. Регулирующая функция  имеет особое

значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов [7].

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит [8].

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством [7]. 

Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы [9]:

снижение налоговой ставки;

сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);

возврат ранее уплаченного налога или его части;

отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

зачет ранее уплаченного налога;

замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог [9].


Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов [1].

Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам [1].

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это - прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов. Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику [9].

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах [1].


По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется

при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам [9].

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой.

Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовых сиситемах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога [9].

1.2 Особенности регулирующей функции налогового учёта

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений. Системы налогообложения, существующие в экономически развитых странах, представляют широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д. [10]

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление

через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов как налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др. [11]

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.