Файл: Особенности регулирующей функции налогового учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не столько налоговыми льготами, сколько потребностями развития производства и расширения бизнеса, ожидаемыми прибылями и пр.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе [11].

Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х гг. XX в. (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. Дестимулирование импорта установлением повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров [11].

В качестве дополнения к регулирующей функции можно выделить контрольную и поощрительную функции.

Контрольная функция заключается в том, что через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, достаточный для выполнения государством своих основных функций [11].

Сущность поощрительной функции состоит в том, что порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Данная функция представляет собой приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства и имеет социальную направленность. Из налогооблагаемого дохода физических лиц производятся вычеты на содержание детей и иждивенцев, на строительство или приобретение жилья, осуществление благотворительной деятельности. Согласно Налоговому кодексу РФ (часть 2), налогооблагаемый доход снижается в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.


Подводя итоги по первой главе можно сказать, что теоретическое определения функций налогового учёта показало, что у налогов имеются четыре основные функции: фискальная; регулирующая (экономическая); распределительная; контрольная.

В работе сделан акцент на регулирующую функцию налогового учёта. Она направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции [10].

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление

через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов как налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др. [10]

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.

Налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не столько налоговыми льготами, сколько потребностями развития производства и расширения бизнеса, ожидаемыми прибылями и пр.[10]

Глава 2. Реализация функций налогового учёта

в Республики Узбекистан

2.1 Стимулирование экспортной деятельности путём налоговых льгот

Одним из главных приоритетных направлений экономической политики Узбекистана является стимулирование экспорта и преодоление его сырьевой направленности. Акцент делается на более глубокую переработку сырьевых товаров и расширение экспорта готовых изделий, имеющих высокую добавленную стоимость. Развитие экспорта рассматривается как важнейший источник поступления иностранной валюты, обеспечивающей импорт современных инвестиционных товаров в целях модернизации, технического и технологического перевооружения экономики. Поэтому в республике уделяется большое внимание принятию мер, направленных на стимулирование развития экспорта [12].


Для повышения конкурентоспособности любой экономики необходимы рост производительности труда и эффективности использования ресурсов. Согласно мировому опыту, решение этой задачи возможно только в условиях качественной конкурентной среды.

Однако, торговый режим Узбекистана, предусматривающий высокие таможенные платежи и одновременно большое количество льгот по их уплате, не способствует развитию рыночной конкуренции. Как показывают исследования средневзвешенная ставка установленных таможенных платежей в республике (импортных пошлин, акцизного налога и НДС) в 2009 г. составляла около 40% к стоимости всего импорта, в то время как средневзвешенная ставка начисленных к взысканию (т.е. уплаченных) таможенных платежей - порядка 7-8%. [13]

На сегодняшний день ситуация существенно не поменялась. То есть около 70-80% от всего объема установленных таможенных платежей не подлежит оплате ввиду предоставления импортерам льгот и преференций. Так, в

2013 г. общий объем предоставленных налоговых и таможенных льгот соста-

вил более 18% к ВВП республики.[13]

Действующие в Узбекистане некоторые таможенные ставки ниже ставок конвенционных пошлин, применяемых, например, в странах ЕС, минимум по 3 тыс. позициям ТН ВЭД (более половины из них приходятся на промышленные изделия).

Правительство Узбекистана уделяет огромное внимание повышению экспортного потенциала страны. Для решения этой задачи реализуется программы модернизации экономики, а предприятия, осуществляющие модернизацию, имеют ряд льгот и преференций. Это способствует повышению качества и снижению себестоимости продукции, а следовательно, повышают ее конкурентоспособность на внешних рынках [12].

В частности, экспорт товаров за свободно конвертируемую валюту облагается по нулевой ставке по НДС, что значит освобождение их от уплаты налога на добавленную стоимость. Исключение составляют посреднические организации, а также предприятия, производящие на экспорт сырьевые товары.

Не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, также передача подакцизных товаров - продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим «переработка на таможенной территории», при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан [12].

Основным фактором, предопределяющим протекционистский характер торгового режима Узбекистана, является действующая в республике система льгот по уплате налогов и таможенных платежей, которая имеет адресный характер и предусматривает их предоставление отдельным производителям, в не зависимости от отрасли и вида выпускаемой продукции.


В последние годы наблюдается некоторый отход от этой практики и рамках введения льгот и преференций общего характера были приняты такие нормативные акты, как [12]:

«Перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на территорию Республики Узбекистан от импортной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость»;

«Перечень оборудования, комплектующих изделий, не производимых в республике сырья и материалов, используемых для производства непродовольственных потребительских товаров, освобождаемых при ввозе на территорию Республики Узбекистан от таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление»;

«Перечень нового медицинского оборудования, комплектующих изделий, запасных частей и расходных материалов к медицинскому оборудованию, освобождаемых при ввозе до 1 января 2018 г. от таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление» и т.д.

Однако, эти меры имеют узкий характер и их недостаточно для полного исключения избирательности адресных льгот, которые не способствуют развитию рыночной конкуренции между производителями продукции, имеющими и не имеющими преференции.

Как следствие, рынки отдельных товаров монополизируются импортерами, получившими льготы, государственный бюджет недополучает значительные суммы таможенных платежей, нарушаются принципы конкуренции и растет неравенство. Такая ситуация снижает стимулы к росту производительности труда, эффективности производства защищаемых отраслей, конкурентоспособности экономики и в конечном итоге может привести к консервации технологической отсталости [12].

2.2 Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса

В Узбекистане с начала проведения экономических реформ развитие малого и среднего бизнеса стало основой формирования многоукладной рыночной экономики. За период 2000-2015 гг. количество действующих малых предприятий увеличилось в 2,3 раза. [12]

Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время, или в 1,8 раза.

В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения.


В результате реализации мер по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, ими по итогам 2014 г. экспортировано продукции на сумму свыше 3,6 млрд долл. США [12]

Таблица 1

Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в макроэкономических показателях Узбекистана

Доля малого бизнеса (в %)

2000 г.

2015 г.

в ВВП

31,0

56,7

в промышленности

11,3

33,2

в строительстве

37,0

70,3

в товарообороте

45,3

45,4

в общей занятости

49,7

77,

в экспорте

10,2

26,0

Источник: составлено нами по данным Госкомстата РУз.

За годы независимости совокупная налоговая нагрузка снизилась более чем в 3 раза, при этом государством предоставлены дополнительные льготы предприятиям-экспортерам, субъектам малого бизнеса и предприятиям, осуществляющие инвестиции и осваивающим новые виды продукции (табл. 2.).

Таблица 2

Тенденция изменения налогового режима в Узбекистане

Вид налога

Максимальные ставки налогов, %

1992-2009 гг.

2016 г.

Налог на прибыль юридических лиц

45

7,5

Налог на доходы физических лиц

до 60

23

Налог на добавленную стоимость

30

20

Единый социальный платеж

40

25 (в малом бизнесе 15)

Единый налоговый платеж для малых предприятий

15,2

5

Источник: составлено нами по данным Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, 2015 г.[12]

В соответствии с национальным законодательством лицензирование экспорта в Узбекистане отменено с 1997 за исключением ряда специфических товаров, к которым относятся: вооружение и военная техника, специальные комплектующие изделия для их производства; драгоценные металлы, сплавы, изделия из них, руды, концентраты, лом и отходы драгоценных металлов, драгоценные природные камни и изделия из них, отходы, порошки и рекуператор драгоценных природных камней, жемчуг и изделия из него, янтарь и изделия из него; уран и другие радиоактивные вещества, изделия из них, отходы радиоактивных веществ; приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ [13].