Файл: Порядок проведения приватизации (Решение об условиях приватизации).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Понятие и правовое регулирование приватизации
2.4 Решение об условиях приватизации
2.5.3 Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций
3. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости - по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным.[28]
В соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Следовательно, сохраняя права и обязанности по договору найма, отсутствующие граждане сохраняют право на участие в приватизации. Это означает, что в целях проверки соблюдения жилищного законодательства органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество, вправе истребовать сведения о лицах, не только зарегистрированных в жилом помещении на момент приватизации, но и снятых с регистрационного учета в предшествующий приватизации период. Если будет установлено, что в договоре безвозмездной передачи не участвуют лица, выбывшие и снятые с регистрационного учета в связи с помещением к опекунам, выездом на учебу, для прохождения службы, осуждением к лишению свободы, а в представленных документах отсутствует их письменное согласие, а в случае несовершеннолетнего возраста выбывшего - согласие родителей, опекуна, а также органов опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения другими лицами, то возможен отказ в государственной регистрации прав на том основании, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.[29]
Использовать право на безвозмездную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждане вправе лишь однократно. Исключение сделано только для лиц, ставших собственниками жилых помещений в порядке приватизации до достижения совершеннолетия. Став взрослыми, такие лица могут воспользоваться правом на однократную безвозмездную приватизацию.[30]
Порядок передачи жилья в собственность в порядке приватизации установлен в ст. 6 Закона о приватизации жилищного фонда. На основании указанной нормы передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В случае осуществления передачи унитарными и казенными предприятиями, а также учреждениями согласия собственника в лице соответствующего органа по управлению государственным или муниципальным имуществом не требуется. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в 2-месячный срок со дня подачи документов.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, который заключается с гражданином от имени собственника органами государственной власти или органами местного самоуправления или предприятия, учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующее жилое помещение.
Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации
Договор передачи жилого помещения (сделка) не подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав заявления в органы, осуществляющие регистрацию, подают обе стороны договора. При этом граждане подают заявление на регистрацию права собственности, а передающий жилье орган или организация - о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.
В ходе государственной регистрации прав регистрирующий орган обязан провести проверку условий законности сделки приватизации (Приложение 1).
3.2 Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них
Первоначальная редакция Закона о приватизации жилищного фонда в РФ содержала запрет на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, тогда как право на принятие решения о допущении приватизации коммунальных квартир как единых объектов, а также о порядке и условиях их приватизации предоставлялось собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми был закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых был передан жилищный фонд.[31] Названная статья Закона о приватизации жилищного фонда была признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.[32]
В ряде субъектов Федерации, в том числе и в г. Москве, приватизация коммунальной квартиры как единого объекта осуществлялась по заявлению всех без исключения граждан, проживавших в квартире по договорам жилищного (социального) найма. Если кто-либо из нанимателей или членов семьи нанимателей жилых помещений в коммунальной квартире не выражал своего согласия на личное участие в приватизации и при этом не отказывался от принадлежащего ему права, давая согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения совместно проживающими членами семьи, то коммунальная квартира не могла быть передана в собственность в порядке приватизации. В случае, когда согласие по вопросу приватизации квартиры достигалось, все участники подписывали один договор безвозмездной передачи, поскольку на квартиру возникала общая долевая собственность, а в соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ доли в праве собственности устанавливаются соглашением всех участников.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ч. 3 ст. 7 Закона была изменена и изложена в следующей редакции: «Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре...».[33] Ранее, до 31 мая 2001 г., граждане, приватизировавшие жилье в долевую собственность, могли зарегистрировать свое право собственности на долю независимо друг от друга, поскольку право собственности у них возникало с момента регистрации договора безвозмездной передачи в местной администрации. В настоящее время необходимо, чтобы все участвовавшие в приватизации коммунальной квартиры лица одновременно обратились с заявлением о регистрации права общей долевой собственности.
3.3 Особенности приватизации комнат в коммунальной квартире
Запрет на приватизацию комнат в коммунальных квартирах утратил силу с 03.11.1998. Объектом приватизации в случае приватизации нанимателем и членами его семьи одной или нескольких комнат в коммунальной квартире является изолированное жилое помещение, занимаемое по самостоятельному договору социального найма. Согласия нанимателей, проживающих в других комнатах этой же квартиры по другим договорам найма, не требуется. В свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты). Собственнику приватизированной комнаты в коммунальной квартире в соответствии с новым ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.[34] Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты[35] и следует судьбе права собственности на комнату.[36]
Хотя комнаты являются самостоятельными объектами права, тем не менее в ЖК РФ получила закрепление норма, наделившая собственников остальных комнат в коммунальной квартире преимущественным правом покупки отчуждаемой в данной квартире комнаты[37] в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ[38].
Заключение
Важнейшей предпосылкой для определения дальнейших целей приватизации является понимание того факта, что в России в настоящее время не существует объектов для какой-либо новой целостной приватизационной модели. Соответственно, речь может идти только о формировании новой концепции приватизации, которая была бы ориентирована на максимально полный охват различных аспектов (решение проблем) функционирования предприятий, преимущественно уже корпоратизированных и полностью и (или) частично приватизированных.
Это означает также, что в силу высокой дифференцированности массива имеющихся объектов при собственно приватизации необходимо использование самых разнообразных подходов (их комбинаций), которые в подавляющем большинстве уже присутствуют в законодательстве РФ.
Реально же в отношении приватизации у правительства существует очень ограниченный набор действий, которые можно предпринять:
- прямые переговоры с потенциальными стратегическими покупателями акций крупнейших корпораций, остающихся в государственной собственности, для обеспечения бюджетных доходов;
- резкое усиление мер административного характера по управлению государственной собственностью (пакеты акций, недвижимость) для демонстрации борьбы со злоупотреблениями и «повышения управляемости» госсобственностью;
- осуществление организационных перестановок для демонстрации разработки новой концепции приватизации и управления.
В сфере управления государственной собственностью также необходимы новые подходы.
Список литературы
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с изменениями внесенными Федеральными законами от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ. Документ применяется с учетом положений п. 2 ст. 11 Федерального закона от 18.07.2009г. № 181-ФЗ;
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" Документ утратил силу по истечению трех месяцев со дня опубликования Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества;
- Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»;
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи»;
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с изменениями внесенными Федеральными законами от 13.10.2008 N 173-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ (ред. 27.07.2010), от 18.07.2009 N 181-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Закон РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»;
- Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П.;
- Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. №914 «О введение в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» с изменениями от 10.01.1993г. № 7;
- Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 270 «О размерах и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества»;
- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 845 «О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг»;