Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная мировая экономика в силу влияния на нее глобализационных процессов, характеризуется миграцией (и, как правило, концентрацией) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизацией экономических и технологических процессов. Все это значительно сглаживает, но не отменяет национальных различий. Особенно четко их можно заметить в финансовых системах, так как в данном вопросе велико влияние со стороны государства. В разных странах таковое проявляется сугубо индивидуально ввиду разнообразия применяемых инструментов, способов их воздействия на социально-экономическую ситуацию и субъекты экономической системы.

Изучая опыт изменения финансовых систем таких развитых стран, как Великобритания, во многом можно более глубоко проникнуть в сущность проблем отечественной финансовой системы, так как способы ее регулирования в основном позаимствованы из зарубежной практики, однако применительно к России не дающие ожидаемых положительных результатов. В качестве одной из причин подобной тенденции можно указать то, что необходимо учитывать специфику развития национальной финансовой системы. Другая причина состоит в недостаточно систематизированном подходе к решению тех задач, которые находятся в компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.


В организации бюджетных отношений России за последнее десятилетие произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе бюджетной системы РФ; сама она строится на совершенно иных, чем в советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных полномочий между органами власти разного уровня; и т.д. Все это позволяет утверждать, что взаимоотношения между звеньями бюджетной системы РФ уже переведены в качественно иной, более рациональный режим функционирования.

Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Становление современной бюджетной системы страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и др.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

Цель работы - комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

    1. раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»
    2. дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
    3. показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Объектом настоящей работы выступает бюджетная система РФ.

Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

Структурно работа включает в себя введение, где реализуются постановка цели и задач исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие выводы по исследованию, списка использованных источников.

В качестве информационной базы исследования были использованы статистические данные Министерства финансов РФ, экономико-статистические данные, отраслевые экономические обзоры, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.


1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

1.1 Социально-экономическое назначение бюджета

Бюджет – это основное экономическое понятие, без которого не обойтись ни профессору, ни обычной домохозяйке. Это слово происходит от старонорманнского «bougette» — так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек, предназначенный для денег.

В современном понимании бюджетом называют определенную схему доходов и расходов любого экономического объекта, от одного человека или семьи до государства. Бюджет может быть дневным, недельным, месячным, годовым, квартальным – в общем, охватывающим любой разумный период времени. Это понятие является основным, как для микро -, так и для макроэкономики. [15]

Каждый из нас с детства знает: если тратить деньги, не считая, то они очень скоро закончатся, и наступит период жесточайшей экономии. Эта истина верна для объектов любого масштаба, от карманных денег, выданных школьнику, до казны огромного государства.

Поэтому нужно строго соразмерять расходы с доходами, не допуская значительной растраты средств. Известно ведь, что поводов для трат всегда находится гораздо больше, чем мы можем себе позволить.

Бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени. Для семьи наиболее распространенным сроком планирования является месяц. Супруги получают зарплаты или пенсии, после чего рассчитывают, сколько денег и на какие цели может быть истрачено: на питание и транспорт, на обновки, на коммунальные платежи и т.д.

Если превысить сумму расходов, то к концу месяца всей семье придется питаться дошираком или занимать деньги у знакомых. Причем нужно помнить: заняв какую-то сумму, вы автоматически вычеркиваете ее из бюджета следующего месяца.

Вот на таких принципах строится бюджет любого масштаба. Оптимальным является превышение доходов над расходами, т.е. создание запаса и постепенное накопление средств, которые впоследствии послужат «подушкой» при ухудшении экономической ситуации либо будут истрачены на какой-то крупный проект.


Главное преимущество бюджета перед ситуативным экономическим поведением – его предсказуемость. Возможность планирования своих доходов и расходов позволяет при любом уровне доходов более уверенно смотреть в будущее, чем при хаотичном потреблении без оглядки на перспективу. [41]

На уровне семьи бюджет позволяет контролировать траты, планировать крупные покупки, копить на обучение детей, покупку автомобиля или недвижимости и т.д. На уровне компании бюджет вводит бизнес в предсказуемое русло, гарантирует выполнение обязательных платежей и повышает надежность предприятия в глазах партнеров и контрагентов.

На уровне государства бюджет и его неукоснительное выполнение дают возможность регулировать экономику, поддерживать социальную сферу, инвестировать в развитие и удерживаться от внешних заимствований.

Любой бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

Доходная часть – это те средства, которыми в рассматриваемом бюджетном периоде мы можем располагать. Для семьи это зарплаты и пенсии, проценты по депозитам и т.д. Для компании доходы – это прибыль, которую она получает со своей деятельности. Для государства доходы состоят из налогов, которые выплачивают граждане и предприятия, из доходов от государственных предприятий, таможенных сборов, прочих сборов и отчислений.

Расходная часть – это предполагаемые траты, которые, в свою очередь состоят из двух частей: обязательных и необязательных трат. Для семьи обязательными тратами являются коммунальные платежи, выплаты по кредитам (если есть), оплата детсада, школы или вуза – в общем, те платежи, избежать которых невозможно. Все остальные траты относятся к необязательным – это расходы, на которых вы можете сэкономить при необходимости. Аналогичным образом распределяются расходы и на более высоких уровнях бюджетирования – на предприятиях, в организациях, в пределах регионов и всего государства.

Составление государственного бюджета – важнейший аспект управления государством. От того, насколько грамотно рассчитаны доходы и распределены расходы, зависит благосостояние подавляющего большинства граждан. Бюджет государства может способствовать росту экономики или тормозить его, делать граждан богаче или беднее.

Бюджет может быть «социальным», т.е. направленным на улучшение социальных норм, или «накопительным» — отдающим преимущество созданию государственного запаса средств. В предвоенные и военные годы возрастает доля расходов на армию и вооружения.


Государство может инвестировать средства в развитие промышленности или инфраструктуры страны, а может пустить основные расходы на популистские, зрелищные, но бесполезные проекты. Все зависит от приоритетов правительства и тех целей, которые оно реализует, пребывая у власти. [32]

Если "человека с улицы" спросить: "Что такое государство?" - вероятно, он, прежде всего, скажет, что это страна, народ, ее населяющий, ее правители и законы, определяющие жизнь этого народа. И, в общем, он будет прав. Но с точки зрения экономиста и того механизма, который конструирует экономическую жизнь страны, государство - это прежде всего его бюджетная система. Ведь государство, по сути дела, мощный насос, перекачивающий средства из одних секторов экономики в другие - в целях их поддержания и развития. Таким насосом и является бюджетная система. Она, как всякая система счетоводства, имеет две стороны - сторону доходов и сторону расходов.

Прежде чем охарактеризовать развитие этой печальной ситуации, назову те показатели, которые будут использоваться в статье в дальнейшем. Наша бюджетная статистика содержит следующие основные показатели государственных финансов:

1. Центральный, или федеральный, бюджет, вокруг которого идут парламентские битвы. О нем пишут газеты, говорят телевизионные и радиокомментаторы.

2. Бюджеты территорий, или регионов.

3. Консолидированный бюджет, объединяющий федеральный и территориальные бюджеты.

4. Внебюджетные фонды (их всего одиннадцать), в их числе - пенсионный, фонд социального страхования, занятости, социальной поддержки, медицинского страхования, дорожные фонды и прочие. Поскольку отчисления в эти фонды носят обязательный характер, они равносильны налогам. В то же время расходы из этих фондов, особенно из социальных, нельзя не учитывать при определении общей величины социальных расходов, финансируемых государством.

5. Нередко используется еще один показатель - сводный бюджет, представляющий собой сумму консолидированного бюджета и внебюджетных фондов. Он наиболее полно отражает общий объем государственных доходов и расходов, а также их долю в совокупном показателе экономической деятельности страны - валовом внутреннем продукте (ВВП). [38]

В статье фигурируют в основном показатели консолидированного бюджета (иногда - сводного). Кроме того, все показатели даются не в абсолютных цифрах, а по их отношению в процентах к валовому внутреннему продукту.

Однако существующая ныне налоговая система не соответствует той новой структуре экономики, которая создается в России. Сейчас 50% ВВП производит сфера услуг, но ее доля в налоговых поступлениях значительно ниже. По данным Минфина, доля, например, банков в доходах бюджетов всех уровней за 1996-1997 годы снизилась с 12 до 3,5%. Многочисленные льготы (несмотря на неоднократные заверения в их отмене) имеют экспортные отрасли. В результате основная тяжесть налогов падает на сферу материального производства, а она как раз очень слаба и требует поддержки и бережного к себе отношения. [12]