Файл: Порядок проведения приватизации (Решение об условиях приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение способа приватизации осуществляется в следующей последовательности: если принимается решение о приватизации федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, для которых балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, то в качестве способа приватизации могут быть выбраны:

-преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, внесение федеральною имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Имущество, не соответствующее указанным требованиям, может быть приватизировано дополнительно на конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан несостоявшимся, приватизация может осуществляться иными способами.

Следует отметить, что новый Закон о приватизации предусматривает применение ряда способов приватизации, не известных ранее действовавшему законодательству. Это, например:

- продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и др.

Вместе с тем, законодатель отказался от ряда способов отчуждения имущества, которые были предусмотрены Законом 1997 г., таких как продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение этих акций; выкуп арендованного имущества.

Однако следует учитывать, что до вступления в силу Закона о приватизации 2001 г. договоры аренды с правом выкупа были заключены. Их судьбу, в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, определило Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»[11], которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 707. Данное Положение разделило заключенные договоры аренды на два вида:


1. Если в договоре аренды с правом выкупа определены размер, сроки и порядок внесения выкупа, то арендатор направляет в Росимущество (его территориальный орган) заявление с приложением заверенной копии договора аренды и платежных документов о внесении выкупа. Росимущество в месячный срок рассматривает представленные документы и направляет арендатору извещение о подтверждении выполнения им условий договора. Оплата приобретаемого федерального имущества подтверждается заверенной банком копией платежного документа о перечислении суммы выкупа в доход федерального бюджета.

2. Если в договоре аренды с правом выкупа не определены размер выкупа, сроки и порядок его внесения выкупа, то арендатор направляет в Росимущество (его территориальный орган) заявление о выкупе с приложением заверенной копии договора аренды, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор в соответствии с условиями договора производил платежи в счет выкупа) и предложение о порядке выкупа имущества. Росимущество в двухмесячный срок рассматривает представленные документы и привлекает независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе.

В случае, если рыночная стоимость арендованного имущества не превышает 10 тыс. МРОТ, Росимущество принимает решение о продаже этого имущества арендатору. На основании этого решения Росимущество заключает с арендатором дополнительное соглашение, которое определяет размер выкупа, сроки и порядок его внесения. Размер выкупа соответствует рыночной стоимости арендованного имущества, установленной оценщиком.

Если рыночная стоимость арендованного имущества составляет более 10 тыс. МРОТ, Росимущество направляет арендатору предложение о совместном создании открытого акционерного общества с внесением арендуемого имущества в качестве вклада государства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направляет в Росимущество уведомление о согласии, к которому прилагает перечень имущества, вносимого арендатором в уставный капитал этого общества, отчет независимого оценщика, проект устава открытого акционерного общества, предложения о формировании его органов управления и подписанный арендатором проект соглашения о расторжении договора аренды с правом выкупа.

На основании поступивших документов Росимущество принимает решение о внесении от имени Российской Федерации в качестве вклада арендуемого имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого совместно с арендатором, с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций общества. Этим же решением утверждаются устав акционерного общества и кандидаты в его органы управления, назначается представитель Российской Федерации для участия в учредительном собрании. Количество акций, передаваемых Российской Федерации и арендатору, определяется пропорционально внесенным ими вкладам. Одновременно с арендатором заключается соглашение о расторжении договора аренды с правом выкупа.


После регистрации отчета о размещении первого выпуска акций они передаются РФФИ для их продажи арендатору. В целях реализации арендатором права первоочередного приобретения акций, продавец направляет арендатору извещение о количестве подлежащих продаже акций и их цене, которая определяется на основании отчета независимого оценщика. Если в течение двух месяцев со дня отправления извещения арендатор не воспользуется свои правом первоочередного приобретения акций, такие акции подлежат приватизации в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.

2.5.1 Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества

Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации унитарного предприятия служит прогнозный план (программа) приватизации. При подготовке предприятия к преобразованию в открытое акционерное общество проводится инвентаризация, составляется промежуточный баланс унитарного предприятия, осуществляется аудиторская проверка, определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, оценивается имущество. При этом должны быть определены: срок преобразования; величина уставного капитала открытого акционерного общества; количество акций, их номинальная стоимость, способы и сроки продажи; состав совета директоров и ревизионной комиссии; должен быть разработан устав общества.

Законом о приватизации введены некоторые ограничения в отношении распоряжения имуществом предприятия и увольнения работников со дня утверждения прогнозного плана до момента перехода права собственности к покупателю. Так, не допускается сокращать численность работников предприятия; совершать сделки, цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов; получать кредиты и др.

Решением об условиях приватизации унитарного предприятия утверждаются:

а) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса;

б) перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса, в частности, в перечень входят исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны страны и безопасности государства, указывается дальнейшая судьба таких объектов, например, передача новому собственнику по договору, передача в собственность субъекту РФ или муниципальному образованию, передача иным юридическим лицам;


в) перечень обременении (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса.[12]

г) расчет балансовой стоимости активов унитарного предприятия, подлежащих приватизации: балансовая стоимость их активов определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса;[13]

д) размер уставного капитала, количество именных обыкновенных бездокументарных акций общества и номинальная стоимость одной акции, при наличии соответствующего решения указывается также, что в отношении общества принято решение об использовании «золотой акции»[14].

Решение об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия утверждается Правительством РФ, Росимуществом или его территориальным органом. Кроме того, утверждается Устав открытого акционерного общества, назначается единоличный исполнительный орган, определяется количественный состав и назначаются члены совета директоров и его председатель, назначаются члены ревизионной комиссии.

На основании решения и в соответствии с ним составляется передаточный акт, который подписывается принимающей стороной после регистрации акционерного общества. Государственная регистрация осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Им же осуществляется регистрация сделки приватизации (возникновения права собственности у открытого акционерного общества).

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ могут принять решение об использовании «золотой акции». Решение об использовании «золотой акции» может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ. Представители государства или муниципальных образований назначаются в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию общества. Они должны уведомляться о сроках проведения собрания, повестке дня.

Представители могут вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания. Они имеют право вето при принятии общим собранием акционерного общества решений по важнейшим вопросам деятельности общества, таким как внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация, ликвидация, изменение уставного капитала, совершение крупных сделок. Представители государства и муниципальных образований имеют и иные права, определенные ст. 38 Закона о приватизации. Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. Оно действует до принятия решения о его прекращении и не подлежит замене на акции общества, в отношении которого принято решение об использовании такого права.


Законом предусмотрены некоторые особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют соответственно Правительство РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Интересы публичных образований в органах управления и ревизионных комиссиях представляют лица, занимающие государственные или муниципальные должности. Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738.

При закреплении в государственной или муниципальной собственности 100 процентов акций полномочия общего собрания акционеров осуществляет от имени соответствующего собственника Правительство РФ, либо орган государственной власти субъекта РФ, либо орган местного самоуправления.

Единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного государственного органа. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.

2.5.2 Продажа государственного или муниципального

имущества на конкурсе

Порядок проведения конкурса определен Законам о приватизации и Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества.[15] На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала этого общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену, при условии выполнения им условий конкурса.