Файл: Порядок проведения приватизации (Решение об условиях приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основными направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, приватизация и развитие конкуренции. В связи с этим, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. 

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества является экономической основой реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в современной экономической науке, это обусловлено тремя причинами:

- во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;

- во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;

- в-третьих, использованием карты приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Субъектом приватизации является собственник, продавец, покупатель государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные государственные органы и специализированные организации.

Объектом приватизации признается государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с данным законодательством.

Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов. приватизация имущество продажа


  1. Общие положения

Приватизация - это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.

В законе «О приватизации государственного и муниципального имущества»[1] дано следующее определение приватизации: «Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц».

В учебной и научной литературе приватизацию принято определять как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:

- признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- возмездность (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);

- самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Однако нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:


1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

По существу все перечисленные в Законе способы приватизации могут быть сведены к:

- преобразованию крупных и средних государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

- аукционной продаже;

- иным формам продажи;

- внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

2. Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

2.1 Понятие и правовое регулирование приватизации

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее время определяются Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации).

До введения этого закона вопросы приватизации регулировались Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ»[2], а еще ранее - Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»[3], который и заложил правовые основы приватизации.

В некоторых субъектах РФ в соответствии с Законом о приватизации приняты и действуют свои законодательные акты, которые устанавливают особенности приватизации имущества, находящегося в собственности соответствующего субъекта РФ. В качестве примера приведем Закон


г. Москвы «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы»[4].

Кроме того, особенности приватизации некоторых видов имущества установлены специальными законами. Например, особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Согласно закону, приватизация должна осуществляться по следующим принципам:

- равенство покупателей государственного и муниципального имущества;

- открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- возмездность отчуждения имущества, которое может передаваться в частную собственность за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Статьей 33 Закона о приватизации установлено, что денежными средствами, полученными от продажи государственного или муниципального имущества, являются денежные средства, полученные от покупателей в счет оплаты государственного или муниципального имущества, за вычетом расходов на организацию и проведение приватизации.

Размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества определены Постановлением Правительства РФ «О размерах и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества»[5]. Так, в нем указано, что размер затрат на эти цели у Российского фонда федерального имущества как специализированного государственного учреждения составляет три процента суммы денежных средств, полученных от покупателей в счет оплаты приобретенного имущества, но не более фактических расходов по видам затрат, определенным в Постановлении.

Полученные от продажи имущества денежные средств перечисляются в соответствующий бюджет в сроки, указанные в Законе. В случае несвоевременного перечисления денежных средств уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату выполнения денежных обязательств перед соответствующим бюджетом. Кроме того, Законом предусмотрена возможность списания указанных средств в бесспорном порядке.

Следует отметить, что приватизация в нашей стране не всегда осуществлялась на возмездных началах. Так, с 1991 г. до 1 июля 1994 г. проходил чековый этап приватизации, когда в качестве средств платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки. Эти чеки опосредовали механизм бесплатной передачи гражданам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номинальная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей. Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживающим на ее территории. При выдаче приватизационного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей[6].


Закон о приватизации имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в ч. 2 ст. 3 Закона. К таким объектам относятся, например, земля (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд и др. Отчуждение указанного имущества регулируется иными федеральными законами. Например, приватизация жилищного фонда осуществляется согласно Закону «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»[7].

Помимо этого закона, правовое регулирование приватизации может осуществляться принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и подзаконными актами. В качестве примера можно назвать утвержденные постановлениями Правительства РФ Положения о продаже государственного и муниципального имущества на конкурсе, аукционе и другие акты, которые будут рассмотрены в данной главе.

В силу Закона о приватизации 1997 г. на уровне федерального закона должна была приниматься Государственная программа приватизации. Проект этой программы, изменения и дополнения в нее обязано было ежегодно представлять в Государственную Думу Правительство РФ одновременно с проектом закона о государственном бюджете на соответствующий год. Однако закон о Государственной программе приватизации так и не был принят. С многочисленными изменениями и дополнениями действовала Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284.

Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г.

Закон о приватизации 2001 г. ввел новое понятие – «прогнозный план (программа) приватизации». В отличие от Государственной программы, которая задумывалась как нормативный правовой акт, прогнозный план (программа) приватизации по своей юридической природе - акт планирования (прогнозирования). В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о приватизации, он содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В нем приводится характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 6172 были утверждены «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества». Процесс разработки программы включает несколько этапов: