Файл: Совершенствование форм привлечения иностранного капитала.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.2 Методы формирования инвестиционного климата
1.3 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
Глава 2. Инвестиционный проект ОАО «Белшина»
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия ОАО «Белшина»
2.2 Анализ производственной системы ОАО «Белшина»
2.4 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала
Кроме законодательной базы для привлечения инвестиций в государстве необходимо создать благоприятные условия, на которые влияет целый ряд факторов. Это в первую очередь финансовая стабильность, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют и вывоз капитала в любую страну[7].
Необходимыми условиями является осуществление различных реформ: приватизация госсобственности, посильные налоги, создание рыночной инфраструктуры.
Внутренние кредитные ресурсы и направления их использования.
Основными поставщиками внутренних кредитных ресурсов являются депозиты физических и юридических лиц.
Благодаря снижению инфляции и росту долгосрочных сбережений были созданы условия для увеличения инвестиционной деятельности.
Основным видом деятельности коммерческих банков является предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Традиционно, наиболее приемлемой формой банковского кредита считаются краткосрочные ссуды. Быстрый возврат денег делает их высоколиквидными и относительно свободными от риска, связанного с непредсказуемыми изменениями рыночной конъюнктуры.
Долгосрочные инвестиционные кредиты являются ключевыми, как для банков- кредиторов, так и для предприятий-заёмщиков. Для банков опасность долгосрочного кредитования заключается в том, что они должны вкладывать краткосрочные кредиты своих клиентов в долгосрочные инвестиционные проекты заёмщиков с вытекающими отсюда рисками неисполнения краткосрочных обязательств. Для предприятий опасность долгосрочного кредитования заключается в изменении конъюнктуры рынка, что может привести к потере их платёжеспособности или даже банкротству.
Серьёзной проблемой инвестиционного кредитования является отсутствие ликвидного залога у предприятий-заёмщиков. По степени ликвидности выделяют медленно-реализуемые и быстрореализуемые активы.
Для решения этой проблемы необходима приватизация предприятий и формирование реально действующего фондового рынка и институтов финансового инвестирования, определение реальной стоимости инструментов финансового инвестирования. В таком случае залогом могли бы выступать ценные бумаги предприятий, ликвидность которых определяла бы фондовая биржа на основе спроса и предложения. При нормальном финансировании рынка ценные бумаги предприятий будут обладать большей ликвидностью, чем обычно используемые в качестве залога основные фонды.
В противном случае при банкротстве крупных заёмщиков банки становятся собственниками основных фондов, в качестве залога, и, таким образом, сталкиваются с проблемой их реализации для предотвращения уже своего банкротства[8].
В республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.
Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.
Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.
Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:
-изменение процентной ставки Центробанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг.
-валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.
-фондовый рынок, устойчивость и надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики[9].
Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:
-использование системы электронных денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов).
-продвинутые организационные формы деятельности банковского и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части
высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;
-использование разнообразных форм привлечения денежных и иных капитальных средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.
Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:
-создание надёжной системы гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;
-развитие масштабных программ национального жилищного строительства и создания широкой сети финансовых посредников;
-осуществление широкой денежной приватизации государственных предприятий, способствующей использованию денежных средств населения и иностранных инвесторов;
-использование эффективной системы налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;
-проведение соответствующей идеологической и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну[10].
Данные методы являются необходимыми и первоочерёдными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.
Глава 2. Инвестиционный проект ОАО «Белшина»
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия ОАО «Белшина»
Открытое акционерное общество «Белшина» создано в процессе разгосударствления и приватизации собственности РУП «БШК «Белшина» в соответствии с приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2002 года № 128. Основными видами деятельности являются производство резиновых шин, покрышек и камер (25110) [11].
Производственные мощности
ОАО «Белшина» постоянно пересматривает ассортимент выпускаемой продукции. Если в 1991 году изготавливалось только 26 типоразмеров шин, то в настоящее время освоено к производству более 350 типоразмеров шин. Усложнение технологии производства, растущий ассортимент, увеличивает время на переходы с одних моделей шин на другие, что приводит к необходимости пересмотра производственных мощностей.
В разрезе отдельных товарных групп шин процент использования производственных мощностей в 2017 году составил:
— «шины резиновые пневматические новые для легковых автомобилей» – 62,7%;
— «шины резиновые пневматические новые для автобусов или грузовых автомобилей с индексом нагрузки не более 121» – 50,8%;
— «шины резиновые пневматические новые для автобусов или грузовых автомобилей с индексом нагрузки более 121» – 51,3%;
— «шины резиновые пневматические новые прочие для сельского и лесного хозяйства, прочих производственных машин» – 55,4%.
По проекту планируемое освоение проектных мощностей (при их полной загрузке) в 2020 году составит 26,619 тыс. шт. в год. Функциональный анализ конструкции шины (Приложение А).
В таблице 1 представлена обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.
Таблица 1 - Данные по трудовыми ресурсам ОАО «Белшина» за 2015–2017 гг.
Категория сотрудников |
Положено по штату на 01.01.17 г. |
Всего работников, чел. |
Отклонение (+; -) |
|||
01.01.15 г. |
01.01.16 г. |
01.01.17г. |
2017г. к 2015 г., чел. |
2017 г. к 2016 г., чел. |
||
служащие |
204 |
204 |
214 |
206 |
- 8 |
2 |
руководители |
911 |
890 |
897 |
894 |
- 3 |
4 |
специалисты |
1366 |
1356 |
1348 |
1376 |
28 |
20 |
рабочие |
10866 |
10406 |
10652 |
10471 |
- 181 |
65 |
итого |
13335 |
12856 |
13111 |
12947 |
- 164 |
91 |
Из данных таблицы 1 следует, что к 01.01.2015 г. планировалось увеличение численности работников на 2 %. Общее количество работников на предприятии должно быть равно 13335 чел., из них: служащих 204 чел., руководителей 911 чел., специалистов 1366 чел., рабочих 10866 чел. Сравнивая эти данные с отчетом по труду на 01.01.13 года, мы видим свободные вакансии среди категорий руководителей и специалистов.
По отношению 2017 года к 2015 году заметно уменьшилась численность рабочих (- 181 чел.), руководителей (- 3 чел.), служащих (- 8 чел.), что незначительно отразилось на итоговой численности работников предприятия (- 164 чел.).
В таблице 2 представлены данные об изменении структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина» за 2016–2017 гг.
Таблица 2 - Изменение структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина»
Категория сотрудников |
2016 г. |
2017 г. |
|||||||||
Женщины |
Пенсионного возраста |
До 25 лет |
С высшим образованием |
Со средним образованием |
Женщины |
Пенсионного возраста |
До 25 лет |
С высшим образованием |
Со средним образованием |
Коэффициент выбытия |
|
служащие |
181 |
26 |
13 |
30 |
85 |
199 |
36 |
8 |
28 |
87 |
0,01 |
руководители |
274 |
193 |
16 |
537 |
328 |
267 |
212 |
13 |
552 |
313 |
-0,01 |
специалисты |
930 |
189 |
72 |
925 |
382 |
939 |
205 |
72 |
1000 |
337 |
0,00 |
рабочие |
3914 |
97 |
1265 |
323 |
2738 |
3851 |
1634 |
1103 |
340 |
2758 |
0,005 |
итого |
5299 |
1914 |
1366 |
1815 |
3533 |
5256 |
2087 |
1196 |
1920 |
3495 |
0,013 |
Из данных таблицы 2 видно, что в 2016 по отношению к 2015 году увеличилось количество лиц пенсионного возраста, можно предположить, что предприятие активно перенимает опыт и навыки старшего поколения.
Анализ основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2015—2017 гг., р.