Файл: Документирование и инвентаризация (Работа контрольно–ревизионного отдела предприятия ОАО « Белшина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Незаполненные строки приемо-сдаточной накладной в обязательном порядке прочеркиваются.

На каждой приемо-сдаточной накладной проставляются штампы цеха, сдающего продукцию, и склада готовой продукции, её принимающего.

Приемо-сдаточная накладная подписывается старшим мастером (мастером) смены цеха-сдатчика, кладовщиком склада готовой продукции и контролером ОТК. Все личные подписи должны быть сделаны собственноручно (подписи под копировальную бумагу не допускаются) и иметь расшифровку (фамилию, инициалы, должность лица, её проставившего). Контролер ОТК ставит также свой штамп на накладной.

В случае, когда продукция из цеха-сдатчика перевозится в склад готовой продукции напольным транспортом (авто-, электропогрузчиком), за сохранность груза во время транспортировки отвечает водитель погрузчика.

Отпуск всех видов готовой продукции со складов готовой продукции производится кладовщиком строго по счету, весу, метражу или другой единице измерения, присвоенной данному виду продукции при её оприходовании.

Накладные на внутреннее перемещение оформляются экономистом на основании служебной записки подразделения-заказчика, завизированной начальником .

Накладная на внутреннее перемещение оформляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр накладной остается на складе готовой продукции, второй передается цеху-получателю.

В накладной на внутреннее перемещение заполняются все необходимые реквизиты в соответствии с действующим законодательством (ст. 10 Закона Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности от 12 июля 2013 г. № 57-З).

Накладная на внутреннее перемещение подписывается лицом, имеющим право подписи на отпуск ТМЦ, установленное приказом; кладовщиком, производящим отпуск продукции; материально-ответственным лицом, получающим продукцию. Все подписи проставляются собственноручно и расшифровываются (фамилия, инициалы, должность).

В накладной на внутреннее перемещение в обязательном порядке проставляются штампы склада-отправителя и цеха-получателя.

Отпуск готовой продукции обособленным структурным подразделениям, находящимся вне территории предприятия (по другому адресу), оформляется товарно-транспортными накладными в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 №192.

Готовая продукция отгружается покупателям в установленном порядке со складов готовой продукции на основании заключенных договоров поставки, выставленных счетов-фактур в соответствии со Стандартом СТП 76-2010 «Порядок разработки, оформления, заключения и исполнения договоров (контрактов), учет и контроль их исполнения, порядок и сроки их хранения».


Операции по отгрузке готовой продукции оформляются в установленном порядке товарно-транспортными накладными, выписываемыми работниками в соответствии с Положением по заполнению, движению и учету товарно-транспортных и товарных накладных на отпуск товарно-материальных ценностей со складов .

Персональную ответственность за правильность формирования товарно-транспортных (товарных) накладных на отгрузку готовой продукции и достоверность внесенных в них данных несут лица, осуществляющие выписку накладных.

Оформление товарно-транспортных (товарных) накладных осуществляется только при наличии доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства, и документа, удостоверяющего личность покупателя.

Полноту заполнения и соответствие доверенности на получение готовой продукции со склада выписанным товарно-транспортным документам и документам, который удостоверяет личность получателя груза, проверяет кладовщик или заведующий складом, производящий отпуск продукции по этой доверенности и накладной, и несет за это персональную ответственность.

Отпуск готовой продукции, ее погрузка в транспортные средства и вывоз за территорию предприятия осуществляется в порядке, установленном Положением по заполнению, движению и учету товарно-транспортных и товарных накладных отпуск на товарно-материальных ценностей со складов, утвержденным приказом генерального.

Инвентаризация готовой продукции проводится выборочно, в соответствии с приказом «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика» .

1.3 Проведение инвентаризации и оформление ее результатов

Инвентаризация проводится:

•на дату, определенную принимающей и передающей сторонами в договоре в случае купли-продажи активов в виде имущественных комплексов, передачи активов организации в аренду (лизинг), безвозмездное пользование, передачи активов по решению уполномоченных органов;

•на дату, установленную соответствующим решением собственников в случае передачи предприятий в виде имущественных комплексов. При этом инвентаризация может проводиться в два этапа: предварительно и непосредственно при передаче имущественных комплексов;

•на день приема-передачи дел в случае смены руководителя или материально ответственных лиц;


•перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса, в случае реорганизации или ликвидации организации. При реорганизации организации по результатам инвентаризации составляется передаточный акт и баланс. При ликвидации организации по результатам инвентаризации активов и обязательств определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской задолженности.

Набольшихпредприятиях что- бы провести инвентаризациюформируютсяпостоянно действующие центральные инвентаризационные комиссии.

Постоянно действующие инвентаризационные комиссии выпол­няют следующие функции:

•оказывает методическую помощь рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций;

•заслушивают на своих заседаниях руководителей отделов, цехов секций по вопросам сохранности материальных ценностей;

•выполняют контрольные проверки точности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации в межинвен­таризационный период;

•контролируютстрогостьвведенияитогов инвентариза­ции, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценнос­тей в местах их хранения, где ведется количественный учет;

•разбираютпояснения, полученные от лиц, которые допустили не­достачу или порчу ценностей, а также другие нарушения;

• готовит предложения по регулированию результатов инвентаризации и представляет их на рассмотрение руководству организации совместно с материалами по инвентаризации;

Все же наличие постоянно работающих инвентаризационных комиссий не снимает персональной ответственности руководителя, главного бухгалтера предприятия, а в организациях, имеющих цент­рализованные бухгалтерии, — контрольно- ревизионных от­делов бухгалтерий. Так, ответственность за точное и своевременное проведение инвентаризаций несет руководство организаций. Они должныорганизоватьобстоятельства, которые должны обеспечивать пол­ную и верную проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки. Главный бухгалтер сообща с руководителями подразделе­ний и служб долженскрупулезнопроверять соблюдение правил проведения инвентаризаций.

Для непосредственного проведения инвентаризаций постоянные ко­миссии создают рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входят:

•представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководителя или его заместителя, начальника структурного подразделения – председатель комиссии);


•специалистов (технолога, инженера, товароведа, механика, экономиста, бухгалтера и др.).

В качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначат материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц. Состав рабочих комиссий утверждается приказом руководствоморганизации. В приказе определяется сроки начала и окончания про­ведения инвентаризации. Приказ дается рабочей комиссии перед началом инвентаризации вместе с контрольным пломбиром, выдаваемым председателю.

Рабочие комиссии несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководства предприятия;

•полноту и верность внесения в описи данных фактически проверяемых ценностей, денежных средств и средствах в расчетах, а в случае нарушения этого усло­вия члены комиссий привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством;

•строгость указания в опи­си отличительных признаков товарно-материальных ценностей (сорт, размер, номер протокола согласования цен и т. д.), по кото­рым определяются их цены;

Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции:

•осуществляют инвентаризацию активов и обязательств организации;

•оформляют результаты инвентаризации необходимыми документами;

• получают от материально ответственных объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач и порчи материальных ценностей;

•вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшения учета и контроля над их сохранностью, а также по реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

Рабочая инвентаризационная комиссия, выполняя первую свою функцию, прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, обязана:

• опломбировать подсоб­ные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имею­щие отдельные входы и выходы;

•проверить исправность всех весов измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;

•получить на момент инвентаризации последние реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении матери­альных ценностей и денежных средств.

-прекратить отгрузку и прием на склад матери­альных ценностей на время проведения инвентаризации.


Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавший – в их сдаче.

До начала проверки фактического наличия приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» дата», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к на­чалу инвентаризации по учетным данным. Лица, ответственные за сохранность ценностей, дают в описи расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бух­галтерию и поступившие под их ответственность ценности оприхо­дованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки бе­рутся у лиц, имеющих подотчетные суммы или доверенности на по­лучение ценностей. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после ин­вентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, на­именование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на при­ходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению — членов комиссии) делается отмет­ка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую запи­саны эти ценности.

Данные о фактических остатках материальных ценностей запи­сываются в инвентаризационную опись (ф. Инв-3), которую со­ставляют в двух или трех (при смене материально-ответственных лиц) экземплярах. Описи оформляют отдельно по каждому мате­риально-ответственному лицу или месту хранения ценностей. В процессе заполнения описи ведется взаимная сверка каждой стра­ницы описи, в случае ошибки (расхождения) проводится проверка ценностей. Наименование ценностей и их количество показывают­ся в описи по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Описи подписываются всеми членами рабочей комиссии и материально-ответственными лицами. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку в том, что проверка ценностей проведена в их присутствии правильно, к комиссии претензий нет и перечисленные в описи ценности,принимаются на ответственное хранение. В случае смены материально-ответственных лиц в ин­вентаризационных описях лицо, принявшее ценности, расписыва­ется в их получении, лицо, сдавшее ценности, — в их сдаче. Если инвентаризация проводилась без материально-ответственных лиц (бригадира), а также после стихийных бедствий, краж и ограбле­ний, то описи подписываются представителем административных органов, который включается в этих случаях в состав инвентариза­ционной комиссии.