Файл: Основные средства, их классификация, задачи учета и оценка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инвентарные номера, присвоенные объектам основных средств, сохраняются за ними на весь период их нахождения в данном учреждении, а инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов вновь принятым к учету не присваиваются.

Все основные средства находятся на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения.

Материально ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств (форма № ОС-13) по месту их нахождения.

Акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

Данная форма подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр остается у заказчика, второй передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. В технический паспорт объекта вносятся необходимые изменения в характеристике объекта, связанные с реконструкцией, модернизацией, капитальным ремонтом.

Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

Накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2) применяется при передаче объектов основных средств от одного материально ответственного лица другому внутри учреждения или при централизованном учете от одного учреждения другому.

Накладная на внутреннее перемещение основных средств выписывается сдатчиком и после записи в инвентарный список (форма № ОС-13) передается с распиской получателя в бухгалтерию.

Бухгалтерия на основании полученной накладной делает записи в инвентарной карточке учета основных средств и перемещает карточку в соответствующее место картотеки.

Выдача основных средств со склада производится по накладным (требованиям) (форма № 434), которая выписывается в 2-х экземплярах и утверждается руководителем организации.

 Аналитический учет поступления основных средств

 Аналитический учет основных средств ведется непосредственно в бухгалтерии учреждения, а также материально ответственными лицами по местам нахождения (эксплуатации) основных средств.


В бухгалтерии применяются следующие регистры аналитического учета основных средств:

- инвентарные карточки;

- оборотные ведомости по аналитическим счетам;

- мемориальные ордера – накопительные ведомости.

На каждый объект в зависимости от вида основных средств бухгалтерия открывает инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях (формы № ОС-6, ОС-8, ОС-9) с последующим составлением раздельных оборотных ведомостей по основным средствам (форма № 326).

Письмом Министерства финансов СССР от 12 июня 1985 г. № 41-33 в формы карточек, включенных в Альбом, внесены изменения.

Карточки формы № ОС-6 предназначены для учета зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, транспортных средств, другого инвентаря и оборудования.

Открываются карточки согласно акту приемки – передачи объектов основных средств (форма № ОС-1), технических паспортов и других документов. В карточке указывается полное наименование объектов, их краткая индивидуальная характеристика (модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска и т.д.), дата и номер акта о вводе в эксплуатацию, инвентарный номер объекта, первоначальная стоимость. На основании актов приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) в карточке делаются записи о произведенных капитальных ремонтах, реконструкции, модернизации. Записи о внутреннем перемещении объектов основных средств вносятся в карточку и инвентарный список (форма № ОС-13) на основании накладной (форма № ОС-2).

Особое внимание при заполнении карточки необходимо обратить на заполнение показателей по содержанию драгоценных металлов (камней и др.) в приобретенном оборудовании. Поскольку формой не предусмотрен раздел об их содержании в объектах основных средств, то наименование объекта или детали, где находятся драгоценные металлы, их название, единица измерения и масса указываются в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта».

Карточка формы № ОС-8 предназначена для учета рабочего продуктивного и племенного скота, а также многолетних насаждений и капитальных затрат по улучшению земель (без сооружений). В карточке приводится индивидуальная характеристика животного с указанием возраста, масти, тавра, клички. Многолетние насаждения учитываются по инвентарным объектам с указанием вида насаждения, количества высаженных единиц и площади. Учет капитальных расходов по улучшению земель ведется в разрезе мероприятий (планировка земельных участков, расчистка зарослей и т.д. с указанием занимаемой площади и стоимости выполненных работ по каждому мероприятию).


Карточка формы № ОС-9 предназначена для группового учета библиотечных фондов и сценическо-постановочных средств. Записи в карточках целесообразно производить по каждому предмету отдельной строкой. На каждое наименование однородных предметов открывается одна карточка.

Инвентарные карточки в обязательном порядке регистрируются в описи инвентарных карточек (форма № ОС-10), ведущейся в одном экземпляре. Записи в ней производятся в разрезе классификационных групп основных средств с указанием года открытия карточек (год указывает перед регистрацией первой карточки). Для каждой группы отводится определенное количество страниц. Нумерация ведется по каждой группе, начиная с № 1. В графе «Примечание» указывается дата и номер мемориального ордера выбытия объекта. Когда в последней инвентарной карточке имеются отметки о списании объектов описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10) сдаются в архив.

<<Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 г. № 168>>утверждены типовые унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов, которые подлежат применению всеми организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Данные типовые формы вводятся в действие с 1 января 2005 г.

1.3 Документальное оформление выбытия ОС

Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества в соответствии с Положением о порядке списания основных средств.

Ответственность за соблюдение установленного порядка оформления списания объектов основных средств, несет постоянно действующая комиссия, утвержденная приказом .

Решение о выбытии в порядке списании основных средств, находящихся в собственности Республики Беларусь принимается и оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке принятия решения о списании имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.02.2012г.№ 180 доходы, признанные в бухгалтерском учете от оприходования основных средств образовавшихся в результате списания имущества республиканской собственности. Переданных обществу по договору безвозмездного пользования за вычетом расходов связанных с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу) подлежат перечислению в республиканский бюджет в месячный срок после завершения работ по уничтожению,


Ответственность за полное и достоверное отражение доходов и расходов по списанию имущества несут начальники подразделений (цехов), в которых списываются основные средства.

Главный бухгалтер несут ответственность за своевременное предоставление информации о сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет в результате списания имущества, находящегося в республиканской собственности.

Учет расчетов с бюджетом по перечислению доходов, признанных в бухгалтерском учете от оприходования основных средств, образовавшихся в результате списания имущества республиканской собственности, переданных обществу по договору безвозмездного пользования за вычетом расходов связанных с выполнением работ по уничтожению (сносу, демонтажу), осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Резерв по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам далее – (резерв) создается при одновременном выполнении следующих условий признания:

- обязательство по выполнению работ по демонтажу и ликвидации основного средства, восстановлению природных ресурсов на занимаемом им земельном участке (далее - обязательство);

- предполагается выбытие активов для погашения обязательства;

- сумма обязательства может быть достоверно определена.

Принятие решения о создании резерва по выводу основных средств из эксплуатации возлагается на техническую службу, согласно Положения «О комиссии по амортизационной политике», утвержденного приказом генерального директора № 62 от 17.01.2013 г. Резерв создается при возникновении вышеперечисленных условий.

Бухгалтерский учет резерва по выводу основных средств из эксплуатации ведется в соответствии с главой 4 Инструкции № 26.

Отчуждение объектов основных средств находящихся в собственности общества осуществляется в соответствии с законодательством и Положением о порядке отчуждения имущества .

Отчуждение основных средств, находящихся в республиканской собственности, переданных предприятию по договору безвозмездного пользования, производится в соответствии с Инструкцией о порядке принятия решений об отчуждении, передаче без перехода права собственности имущества (включая объекты жилищного фонда).

Выбытие основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством оформляется актом о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23.


Наряду с актом о приеме-передаче, материально-ответственное лицо выписывает товарно-транспортную накладную формы № ТТН-1, если отпуск (перемещение) объекта основных средств осуществляется с участием автомобильного транспорта, в том числе при транспортировке в структурное подразделение, либо товарную накладную формы № ТН-2, если отпуск (перемещение) объекта основных средств осуществляется без участия автомобильного транспорта (почтой или нарочным).

Товарно-транспортная накладная формы № ТТН-1 и товарная накладная формы № ТН-2 заполняются в строгом соответствии с постановлением Министерства финансов РБ от 18.12.2008 г. № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная», ТН-2 «Товарная накладная» и инструкций по их заполнению.

На основании акта о приеме-передаче основных средств (форма № ОС-1), товарно-транспортной накладной формы № ТТН-1, товарной накладной формы № ТН-2 и других документов, бухгалтерия производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.

Хозяйственные операции, связанные с выбытием основных средств отражаются в учете в соответствии с главой Инструкции № 26.

Долгосрочный актив (или выбывающая группа) принимается к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации в том отчетном периоде, в котором начинают выполняться условия признания:

- балансовая стоимость долгосрочного актива (или выбывающей группы) будет возмещена в результате его реализации;

- долгосрочный актив (или выбывающая группа) имеется в наличии для реализации в текущем состоянии и на условиях, обычных для реализации аналогичных активов (или выбывающих групп);

- реализация долгосрочного актива (или выбывающей группы) имеет высокую вероятность и ее предполагается завершить в течение 12 месяцев с даты принятия долгосрочного актива (или выбывающей группы) к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации.

Подтверждением высокой вероятности реализации долгосрочного актива (или выбывающей группы) является:

- наличие решения генерального директора о реализации долгосрочного актива (или выбывающей группы);

- принятие мер по поиску покупателя и реализации ему долгосрочного актива (или выбывающей группы) по стоимости, сопоставимой с его текущей рыночной стоимостью.

Хозяйственные операции, связанные с реализацией основных средств отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.04.2012 г. № 25.