Файл: Основные средства, их классификация, задачи учета и оценка.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Основные средства, их классификация, задачи учета и оценка
1.2 Документальное оформление поступления основных средств
1.3 Документальное оформление выбытия ОС
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОАО «БЕЛШИНА»
2.1 Финансово - хозяйственная деятельность ОАО «Белшина» за 2013 – 2015 гг.
Введение
В основе деятельности любого предприятия, вне зависимости от специализации, лежат его активы. Другими словами, это ресурсы субъекта хозяйствования, без которых невозможна его деятельность.
В зависимости от того, насколько быстро они переносят свою стоимость на конечный продукт производства, выпускаемый предприятием, их подразделяют на внеоборотные и оборотные активы. Первые также называют основными фондами. Это общепринятая классификация ресурсов, основанная на их функциональной роли и составе. В данной статье рассмотрим суть внеоборотных активов предприятия, изучим их структуру, особенности функционирования и учета.
И внеоборотные, и оборотные активы предприятия принимают участие в процессе выпуска готовой продукции. Вот только если последние используются в ходе одного производственного цикла, первые переносят свою стоимость на конечный продукт.
Итак, внеоборотные активы — это ресурсы, являющиеся собственностью предприятия и используемые более одного года или же нормального операционного цикла, если его длительность превышает 12 месяцев. Если говорить простыми словами, это ресурсы, которые используются многоразово. В структуре баланса значительная доля приходится именно на эти активы. Внеоборотные средства, а точнее — управление ими на сегодняшний день составляет одну из ключевых проблем для большинства предприятий.
В последнее время оборудование на многих предприятиях устаревшее, а средства на его обновление ограничены. В результате снижается их продуктивность. Это отрицательно сказывается как на качестве готовой продукции и объемах производства, так и на конечных результатах деятельности хозяйственных объектов.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
- контроль над сохранностью и наличием основных средств по местам их использования;
- правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
- контроль над рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
- исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
- точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
Все эти задачи решаются с помощью должной документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.
Таким образом, принимая во внимание вышеперечисленные задачи, стоящие перед бухгалтерами на предприятиях, проанализируем их выполнение на примере промышленного предприятия ОАО " Белшина" .
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Основные средства, их классификация, задачи учета и оценка
Внеоборотные активы включают в себя: основные средства; доходные вложения в материальные ценности; нематериальные активы; оборудование к установке; вложения во внеоборотные активы.
Основные средства (ОС) заслуживают особого внимания, так как без них невозможно производство продукции, поставка товаров, а также предоставление услуг. К ним относятся земля, сооружения и постройки, оборудование, инструменты, транспорт и другие активы, срок использования которых составляет более 12 месяцев.
Основные средства — это средства труда. Они создают необходимые условия для нормального производственного процесса организации. Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время функционируют в процессе производства (более года), изнашиваются постепенно, что и позволяет организации включать их стоимость в себестоимость услуг частями, путем начисления амортизации по установленным нормам.
К основным средствам относятся:
- здания и сооружения;
-машины и оборудование;
-транспортные средства;
-инструмент, инвентарь и принадлежности;
-прочие основные средства.
Лимит стоимости имущества, относящегося к основным средствам, свыше 30 базовых величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым устанавливается в пределах 10 базовых величин) и срок службы свыше 12 месяцев.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою стоимость на затраты производства в течение срока полезного использования путем начисления амортизации по установленным или рассчитываемым самостоятельно нормам.
В зависимости от участия в предпринимательской деятельности основные средства подразделяются на:
Объекты участвующие в предпринимательской деятельности;
Объекты не участвующие в предпринимательской деятельности
В зависимости от имеющихся прав и принадлежности:
Принадлежащие организации на праве собственности ( в т.ч. сданные в аренду;
Находящиеся у организации в оперативном управлении или в хозяйственном ведении;
Полученные организацией в аренду.
По отраслям национальной экономики:
Основные средства промышленности;
Строительства;
Сельского хозяйства;
Торговли и общественного питания;
Жилищного хозяйства;
Коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
Здравоохранения и т.д.
По степени использования в производственно-хозяйственной деятельности ОС подразделяются на:
Основные средства, находящиеся:
- в эксплуатации
- в запасе (резерве)
- в стадии достройки, реконструкции и т.д.
- на консервации
Оценка активов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку; активов, полученных безвозмездно – по рыночной стоимости на дату их оприходования; активов, изготовленных в самой организации, по стоимости их изготовления.
В состав фактически произведенных затрат на покупку активов включаются стоимость самого объекта активов, таможенные пошлины, расходы по доставке, монтажу, установке, расходы по страхованию при перевозке, % по кредитам (кроме просроченных) и др.
Формирование рыночной цены производится на основе цены на данный или аналогичный вид активов, полученных безвозмездно. Данные о действующей на дату оприходования активов цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
В стоимость изготовления активов включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления активов основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и иные затраты на изготовление.
Оценка активов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному НБ РБ, на дату совершения хозяйственной операции.
В бухгалтерском учете используют следующие оценки основных средств (далее ОС): первоначальную, восстановительную и остаточную.
Первоначальная стоимость складывается в момент поступления объекта в эксплуатацию в данной организации. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения в организации. Первоначальная стоимость формируется из фактических затрат на приобретение объекта ОС. В состав фактических затрат могут включаться:
- суммы, уплаченные поставщику по договору;
- оплаченные информационные, консультационные услуги, связанные с приобретение основных средств.
- регистрационные сборы, пошлины и др. аналогичные платежи;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ОС.
Денежная оценка основных средств, внесенных учредителями в качестве вклада в уставный фонд, определяется по договорной стоимости сторон.
В первоначальную стоимость полученных в качестве вклада в уставный фонд, полученных безвозмездно основных средств, включаются затраты на доставку и приобретение, приведение их в состояние, пригодное к использованию. В процессе использовании основные средств изнашиваются, отчего первоначальная стоимость уменьшается, Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом ОС и соответствует сумме амортизации.
Остаточная стоимость – это первоначальная стоимость за вычетом суммы накопленной амортизации.
Восстановительная стоимость – это стоимость ОС исходя из действующих цен на момент переоценки. Переоценка проводится по решению правительства РБ.
Задачи учета:
- - правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления ОС, внутреннего перемещения и выбытия;
- - правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств;
- - точное определение результатов при ликвидации основных средств;
- - контроль над затратами на ремонт ОС;
- - контроль над правильностью осуществления переоценки ОС;
- - контроль над сохранностью и эффективностью использования основных средств.
1.2 Документальное оформление поступления основных средств
В соответствии с п. 17 <<Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 г. № 125>>, поступление объектов основных средств, внутреннее их перемещение, выдача со склада оформляются следующими первичными документами:
- акт приемки – передачи основных средств (форма № ОС-1);
- накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2);
- акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3);
- накладная (требование) (форма № 434).
Указанные формы первичных документов приводятся в том виде, в котором они включены в Альбом (часть I раздел I «Основные средства»).
Акт приемки – передачи основных средств (форма № ОС-1) применяется для оформления отдельных объектов, поступивших в результате:
- приобретения за плату у других организаций (поставщиков);
- строительства хозяйственным или подрядным способом;
- получения от других организаций и физических лиц в безвозмездное пользование, по договору дарения;
- получения в хозяйственное ведение и оперативное управление.
Актом приемки – передачи (форма № ОС-1) оформляется и безвозмездная передача основных средств по распоряжению вышестоящей организации другим организациям. При этом акт составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр акта передается учреждению-получателю, где используется для отражения в учете поступивших основных средств, второй поступает в бухгалтерию организации, безвозмездно передавшей основные средства, для списания с материально ответственного лица выбывших основных средств.
Акт приемки – передачи составляется на каждый отдельный объект (предмет) основных средств в 2-х (или 1-м) экземплярах. Для однотипных, имеющих одинаковую стоимость машин, аппаратуры, приборов и хозяйственного инвентаря и оборудования допускается составление общего акта на несколько объектов.
Для приемки объектов основных средств приказом руководителя либо другим распорядительным документом создается комиссия с обязательным участием представителя бухгалтерии и материально ответственного лица. Особое внимание необходимо обратить на заполнение всех показателей формы. Также должна быть приведена краткая характеристика объекта (материалы, размеры и т.д.).
При отражении содержания драгоценных материалов (камней, металлов и т.п.) в приобретенном оборудовании необходимо точно указать наименование объекта или детали, где находятся драгоценные металлы, их название, единицу измерения и массу. Форма акта приемки – передачи основных средств в настоящее время не предусматривает отражения содержания драгоценных металлов, поэтому такие данные можно приводить после краткой характеристики объекта.
Акт подписывается комиссией и утверждается руководителем организации, после чего передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию) организации. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к объекту (чертежи, паспорта и др.). На основании этих документов бухгалтерская служба организации каждому объекту (кроме библиотечных фондов) для учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств (независимо от того, находится ли он на складе, в эксплуатации или консервации) присваивает инвентарный номер, который состоит из восьми знаков, и производит соответствующие записи в регистрах бухгалтерского учета.