Файл: Кредитные учреждения и регулирование их деятельности в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоговые поступления, которые, в свою очередь, выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую. Данные функции взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Налогообложение прибыли или доходов предприятий является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. С распадом СССР и переходом к рыночной экономике в конце 1991 года начала формироваться новая налоговая система России, одним из ключевых моментов которой стало введение в действие с 01.01.1992 года Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

В системе налогов РФ в настоящее время одним из наиболее значимых является налог на прибыль, взимаемый с предприятий, организаций, учреждений. Данный налог, по существу, представляет собой плату хозяйствующего субъекта государству за использование экономического пространства, трудовых ресурсов, производственной, социальной и прочей инфраструктуры. На него приходится порядка 50% от всей суммы налоговых платежей. Вместе с тем налог на прибыль еще и один из основных регулирующих налогов, так как является одним из самых эффективных инструментов воздействия на финансовое положение предприятий. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Не вызывает сомнений, что выбранная тема является очень актуальной, так как вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных.

Особенно эта тема актуальна в настоящий период во время финансового кризиса, когда в затруднительном положении оказались не только финансово-кредитные учреждения, но и другие предприятия и организации. Государство не оставляет этот факт без внимания и помогает преодолеть последствия финансового кризиса. Одним из очень важных мероприятий в рамках налоговой политики стало снижение налоговой ставки по налогу на прибыль.


Так как рассматриваемый вид налога является одним из основных доходных статей бюджета Российской Федерации, занимающий второе место после НДС, государство должно настолько эффективно проводить налоговую политику в области налогообложения налогом на прибыль, чтобы обеспечить получение максимально возможного дохода в бюджет в будущем.

Целью данной курсовой работы является выявление влияния налога на прибыль на формирование доходов в бюджет, а также особенности налогообложения финансово - кредитных организаций.

В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи курсовой работы:

1) определить порядок взимания налога на прибыль кредитных организаций;

2) определить основные составляющие рассматриваемого налога;

3) выявить роль налога на прибыль в формировании доходов в консолидированный бюджет;

4) обозначить особенности налогообложения налога на прибыль кредитных организаций.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1 Порядок взимания налога на прибыль в РФ

1.1 Основные элементы, определяющие взимание налога на прибыль

Налог на прибыль организаций представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. Этот налог выполняет две основные функции: фискальную и регулирующую.

Рассматриваемый налог является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение.

При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизмы предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики.

Не вызывает сомнений, насколько велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, так как законодательство многих стран предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты этого налога в первые годы от момента создания малых предприятий.


Данный налог является важнейшим федеральным прямым налогом, который на протяжении уже многих лет обеспечивает формирование весомой части доходов бюджета.

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц [7].

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль предприятий и организаций.

Согласно ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком налога на прибыль организаций признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ [1]. Плательщиком налога на прибыль не являются организации:

- являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр;

- перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога;

- применяющие упрощенную систему налогообложения(если доход по итогам 9 месяцев не превысил 15 млн.руб.);

- переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подлежат обложению ЕНВД;

- участвующие в соглашениях о разделе продукции;

- плательщики налога на игорный бизнес.

Объектом налогообложения (ст. 247 гл. 25 НК РФ) по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком [1].

Такой налогооблагаемой прибылью признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются НК РФ.

2) для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства - полученные через постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими представительствами расходов.

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ. Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций установлены ст. 284 НК.

До конца 2008 г. основная ставка по налогу на прибыль составляла 24%.

Налог, исчисленный по этой ставке, зачислялся в федеральный бюджет в размере 6,5% и в бюджеты субъектов РФ - в размере 17,5% (законами субъектов РФ ставка 17,5% может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но при этом не может быть ниже 13,5%).


С 1 января 2009г. базовая (общая) ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом 2% от прибыли направляется в федеральный бюджет, а 18% — в региональные бюджеты (субъектов РФ).

При этом изначально законодатель планировал, что налогоплательщик будет распределять уплачиваемые суммы налога следующим образом: 17,5 процента - в бюджет субъекта РФ и 2,5 процента - в федеральный бюджет. Однако Федеральным законом от 30.12.2008 N 305-ФЗ указанная пропорция изменена, поэтому в федеральный бюджет необходимо перечислять 2 процента из 20, а в бюджет субъекта - оставшиеся 18 процентов.

Такое изменение в законодательстве было необходимо для того, чтобы помочь многим крупным предприятиям, которые пострадали во время финансового кризиса, справиться с его последствиями. Так как налог на прибыль один из самых больших налогов, изымаемых государством у предприятия, то законодательной властью было принято решение о снижении данного вида налога.

Помимо этого, предусматриваются специальные ставки налога для отдельных видов дохода (дивиденды, проценты по государственным ценным бумагам, доходы иностранных организаций и т.п.). В отношении специальных ставок в последнее время изменения были. Так, с 2014 года появилась повышенная 30% ставка на доходы по ценным бумагам, учитываемым на счетах депо, для тех случаев, когда у налогового агента отсутствует определенная информация о получателях дохода (п. 4.2 ст. 284 НК РФ, данный пункт введен федеральным законом от 02.11.2013 № 306-ФЗ). А в 2015 году произошло повышение ставки по дивидендам, получаемым российскими организациями (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ в ред. федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ). По таким видам доходов налог на прибыль полностью уплачивается в федеральный бюджет.

Ставки налога на прибыль, а также виды дохода (прибыли), по которым применяются данные ставки, представлены в таблице 1.1:

Таблица 1.1

Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций

Виды доходов (прибыли)

Ставка налога

Прибыль организаций, за исключением отдельных видов доходов, указанных ниже

20%

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство:

- По доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

- По всем остальным доходам

10%

20%

Доходы, полученные по операциям с отдельными видами долговых обязательств в виде процентов:

- Процентные доходы по государственным и муниципальным ценными бумагам, кроме ценных бумаг, указанных ниже, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение такого дохода, а также доходы по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007г., и доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007;

- по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.;

- по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях урегулирования валютного долга РФ и бывшего СССР

15%

9%

0%

Доходы, полученные в виде дивидендов:

- российскими организациями при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация в течении не менее 365 дней непрерывно владеет не менее 50 % от общей суммы выплачиваемых дивидендов. При этом стоимость вклада или депозитарных расписок должна превышать 500 млн. руб.

- от российских и иностранных организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ;

- от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций

0 %

9%

15%

Прибыль, полученная Центральным банком РФ:

- от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

0%

20%


Начиная с 2002 г. законодательством были отменены все льготы по налогу на прибыль.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (ст. 285 НК). При этом предусмотрено два возможных варианта отчетных периодов:

- первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года;

- месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли).

Исчисление налоговой базы по налогу на прибыль производится на основании данных налогового учета [7].

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

1.2 Налоговая база и порядок признания доходов и расходов

Для исчисления суммы налога на прибыль необходимо точно определить величину облагаемой налогом прибыли или величину налоговой базы. В соответствии со ст. 274 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль организаций представляет собой денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, определяемой как разница между полученными доходами и принимаемыми к вычету расходами (рис. 1.1).

Согласно ст. 248-250 НК РФ доходы подразделяются на:

1) Доходы от реализации. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

2) Внереализационные доходы. Относят доходы, получение которых не связано с производством и реализацией товаров, работ услуг и имущественных прав. Состав внереализационных доходов определяется ст. 250 НК, и всю их совокупность условно можно классифицировать по пяти основным группам:

Доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав

Внереализационные доходы

НДС, акцизы

НДС, акцизы

Расходы, связанные с производством и реализацией

Прибыль (убыток) от реализации

Прибыль (убыток) от внереализационных операций

Налоговая база за период

Убытки прошлых лет, подлежащие переносу в порядке, предусмотренном ст.283

Налогооблагаемая прибыль