Файл: Налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы банками (Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;

Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике. В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.


Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.

С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса. Изменения в системе налогообложения коммерческих банков необходимо рассматривать через призму целей налоговой реформы, отраженных в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ.

Таких целей можно выделить четыре:

1. снижение налогового бремени

2. упрощение налоговой системы

3. равномерное распределение налогового бремени

4. повышение эффективности системы сбора налогов

Из четырех налогов, введенных в действие Законом № 118-ФЗ, непосредственное влияние на деятельность коммерческих банков оказывали только два: НДС и единый социальный налог, но с 01.01.2010 года ЕСН утратил силу.

Известно, что налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, а опосредованно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).

Налогообложение выступает одним из факторов, влияющих на финансовые потоки банка, и государство должно учитывать это при разработке налоговой стратегии в целях обеспечения устойчивого функционирования банковского сектора. Вместе с тем динамичное развитие экономической ситуации и высокая конкуренция в банковском секторе требуют учета налоговых факторов и на микроуровне.

Банк, кроме учета налоговых аспектов в управлении своей деятельностью, несет и налоговую ответственность:

-при не уплате налоговых отчислений и выплат в бюджеты всех уровней;

- при неисполнении банками запросов налоговых органов;-за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;

- за предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;

- при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без предъявлении свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;


- при не сообщении в налоговый орган об открытии или закрытии счёта организации, индивидуального предпринимателя в пятидневный срок.

Значительную долю в налоговых доходах государства составляют поступления от коммерческих банков.

2.2 Проблемы и перспективы развития коммерческих банков в России

В современной организации коммерческих банков и их деятельность на территории Российской Федерации наблюдаются кроме положительных моментов и отрицательные моменты. Данные проблемы имеют структурный характер и взаимосвязаны с такими аспектами как уровень развития правовой базы и денежных отношений, а также общим состоянием экономической ситуации в стране.

Многие коммерческие банки подвержены неожиданному и негативному влиянию банковских рисков. При этом коммерческий банк может подвергаться риску потери, как своих капиталов и прибыли, так и риску потери капитала своих клиентов.

- неэффективность систем управления возникающими рисками;

- отсутствие результативности контроля кредитных организаций на внутреннем уровне;

- недостаточную раскрываемость и достоверность банковской

информации о полученной прибыли и наличии рисков;

- отсутствие системы, которая обеспечивает гарантирование вкладом частных юридических или физических лиц в банковские капиталы.

Основательной проблемой для коммерческих банков является наличие проблема кредитоспособности действующих предприятий[15]. А именно наблюдаются случаи, когда предприятию необходим банковский кредит и ссуда, но при этом у него имеется и отрицательная репутация. Проблема в данной ситуации заключается в том, что на самом деле не имеется нормативно и законодательно закрепленных правил и норм, отвечающих и способствующих эффективности методов возврата сумм кредитов и ссуд в случае банкротства и недобросовенности заемщиков.

Но при наличии проблемных аспектов все же в сфере развития коммерческих банков в Российской Федерации наблюдается и положительные тенденции. В первую очередь это касается возрастающей их роли в развитии экономической системы и постоянном увеличение их численности. Тенденции свойственные зарубежной системы коммерческих банков развитых стран все больше начинают проявляться и в деятельности отечественных коммерческих банков. Крупные коммерческие банки объединяют свой потенциал и свои усилия для осуществления процесса инвестирования.


Положительной тенденцией в развитии коммерческих банков является увеличение их действующих капиталов и базы ресурсов, которая все в большей степени формируется на основании вливания средств организаций и предприятий.

Развитие высокоразвитой системы коммерческих банков Российской Федерации возможно на основании системы модернизации, разработанной на основании четко обозначенной совокупности приоритетов.

В числе приоритетов развития коммерческих банков особо выделяется наличие четырех приоритетов [16].

Первым из них и основным является приоритет, который основывается на подготовке кадров для персонала коммерческих банков с более высокой профессиональной квалификацией и банковской культурой, в том числе и более значительном представление о бизнесе с наличием высоких организаторских способностей. То есть банкирам, в том числе и всем банковским работника, необходимо серьезное изучение аспектов банковского дела.

В качестве второго приоритета обнаруживается необходимость в формирование законодательного и нормативного обеспечения основ банковской деятельности. Хотя на данный момент создан и реализуется закон, регламентирующий предоставление гражданам гарантий их вкладов, но необходимо введение в действие закона, который будет устанавливать нормы и правила осуществления кредитного дела, а именно оздоровление кредитования в Российской Федерации.

Третьим приоритетным направлением является формирование коммерческого банковского сектора в качестве системы и отрасли народного хозяйства. На данные момент наблюдаются факты, которые свидетельствуют о том, что в данной структуре отсутствуют практически целые блоки, а именно отсутствуют учреждения мелкого кредитования, кредитной кооперации, банковской инфраструктуры, банков развития, обеспечения в сфере информации, научности, методологии, кадров[18].

При этом необходимым является поворот банковских и финансовых структур в сторону реальной и рыночной экономии.

В качестве четвертого приоритета обнаруживается необходимость в коррекции и исправлении представлений общественности о связи банка с такими с такими представителями экономики, как производство и клиентура, то есть с субъектами, для которых они и осуществляют свою деятельность на рынке.

Основным условием результативной работы коммерческих банков является создание нормативно-правовой базы, в которой будут прописаны нормы и правила защиты против мошенничества, а также установлены правовые стандарта страхования рисков[17] .


В том числе должна быть освещена с юридической стороны договорная часть взаимоотношений в сфере коммерческих банков и разработана система, отвечающая за формы страхования инвестиций.

Существенные меры также должны быть приняты по системе работы предназначенной для предупреждения банкротства банками, например: финансовая помощь инвесторам, которые приобретают акции или приобретателям обязательств и имущества банка.

Таким образом, характеристика состояния коммерческих банков в Российской Федерации не может являться однозначной и рассматриваться в едином аспекте, так как в системе коммерческих банков страны, как и в системах коммерческих банков зарубежных развивающихся стран, наблюдается и отрицательные и положительные аспекты. Но накопленные опыт и перспективы развития коммерческих банков позволяют утверждать, что все же данные виды банков займут стабильное, результативное и оптимальное положение в системе банковской деятельности Российской Федерации.

2.3 Особенности исчисления и уплаты НДС коммерческими банками

Для целей налогообложения все операции и сделки, совершаемые коммерческими банками можно подразделить на два вида:

1) банковские операции, не подлежащие обложению НДС (освобожденные от обложения НДС);

2) прочие услуги, облагаемые НДС.

Не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:

1) Осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

- привлечение денежных средств организаций и физических лиц во

вклады;

- размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

- открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц,

в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

- осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);