Файл: Нотариус: правовой статус.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основами законодательства о нотариате и ее уставом (ч. 1 ст. 30). Полномочия, предоставленные Федеральной палате, отличаются от полномочий, предоставленных региональным палатам, но есть среди них и одинаковые, например, каждая палата, в том числе и Федеральная, организует страхование нотариальной деятельности. Отличия в полномочиях и определяют различные приоритетные направления деятельности. Так, если региональные нотариальные палаты должны, в первую очередь, осуществлять контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, то Федеральная палата должна, в первую очередь, защищать интересы нотариусов: отстаивать их социальные и профессиональные права на всех уровнях власти, начиная с законодательной и заканчивая судебной. Федеральная нотариальная палата осуществляет и самостоятельные полномочия, согласно законодательству.

Во-первых, осуществляет координацию деятельности нотариальных палат. Во - вторых, представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях. В третьих, обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов. В четвертых, участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью и обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов. Организует страхование нотариальной деятельности. Схематично организация нотариата представлена в приложении 1.

Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов РФ наделены определенными полномочиями в сфере организации нотариальной деятельности. Часть этих полномочий делегирована только Министерству юстиции РФ, часть - органам юстиции субъектов. Многими же полномочиями органы юстиции обладают совместно с нотариальными палатами. Так, все нотариусы независимо от того, будут ли они работать в государственной нотариальной конторе или в частной, наделяются полномочиями заниматься нотариальной деятельностью Министерством юстиции РФ, или по его поручению органом юстиции субъекта РФ.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате Министерство юстиции РФ:

- определяет порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности (ч. 3 ст. 3);

- ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 3 ст. 1);

- устанавливает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (ст. 51);


- устанавливает порядок определения места совершения нотариального действия, когда оно должно быть выполнено в определенной нотариальной конторе, но нотариус этой конторы ограничен в праве совершения данного нотариального действия в соответствии с ч. 1 ст. 47 Основ законодательства о нотариате (ч. 2 ст. 47);

- определяет порядок совершения нотариусом нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, но относящегося по международному договору к компетенции российского нотариуса (ч. 2 ст. 109). Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФ:

- утверждает правила нотариального делопроизводства (ч. 1 ст. 9);

- определяет порядок проведения конкурса на занятие должности нотариуса (ч. 3 ст. 12);

- определяет порядок прохождения стажировки (ч. 2 ст. 2);

- утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ч. 6 ст. 4).

Органы юстиции субъектов Российской Федерации наделены полномочиями назначать работников на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ч. 1 ст. 19 Основ), а так же осуществлять контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства (ч. 2 ст. 9) и профессиональных обязанностей нотариусами работающими в государственных нотариальных конторах (ч. 1 ст. 34).

Орган, юстиции субъекта РФ, в котором есть нотариусы, занимающиеся частной практикой, совместно с нотариальной палатой:

- осуществляет контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой (ч.2 ст. 9);

- определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе (ч. 2 ст. 12);

- учреждает и ликвидирует должность нотариуса в нотариальном округе (ч. 1 ст. 12);

- наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (ч. 2 ст. 20).

Кроме того, орган юстиции и нотариальная палата принимают совместные решения по вопросам:

- сокращения срока стажировки у нотариуса от одного года до шести месяцев (ч. 2 ст. 2) для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет;

- передачи документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу (ч. 6 ст. 12);

- изменения территории деятельности нотариуса (ч. 3 ст. 13).

В нотариальном округе, где нет государственной нотариальной конторы, орган юстиции совместно с нотариальной палатой поручает одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, выдавать свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности пережившему супругу, свидетельства о праве собственности умершего супруга в общем имуществе, зарегистрированном за пережившим супругом, а также принимать меры к охране наследственного имущества. По данному вопросу принимается совместное решение органа юстиции и нотариальной палаты.


Таким образом, об организационной структуре нотариата в России можно сказать следующее. В каждом субъекте федерации или республике, входящей в состав РФ имеется своя нотариальная палата, которая осуществляет контроль и надзор за деятельность нотариусов, как частных, так и государственных. Деятельность всех нотариальных палат координирует Федеральная нотариальная палата. Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации, публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан. Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов Российской Федерации других нотариальных палат Основы о нотариате не предусматривают.

2 Нотариус: правовой статус

Отличительной особенностью современного российского нотариата является то, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают не органы государства, как это было в советский период, а конкретные люди - нотариусы, занимающиеся частной практикой или работающие в государственных нотариальных конторах, должностные лица органов местного самоуправления или консульских учреждений, уполномоченные на совершение этих действий. Таким образом, нотариат проявляет себя через действия или деятельность уполномоченных лиц - нотариусов. В соответствии со ст.2 Основ, на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. При рассмотрении требований к лицу претендующему на должность нотариуса интересно обратиться к историческому опыту России. Так, в ст.5 Положения о нотариальной части, высочайше утвержденного 14 апреля 1866 г., среди требований к кандидату упоминались и препятствия к назначению на нотариальную должность. Уже в конце XIX в. ни у кого не вызывало сомнений, что юрист, находящийся в контакте с «потребителем прав», призванный ставить право на службу человеку и предупреждать споры, должен быть человеком чистой биографии как в правовом, так и в нравственном отношении. Вот почему на должность нотариуса до революции не мог претендовать человек, «опороченный судом или общественным приговором»[3].


По действующему законодательству, кроме того, что лицо должно быть гражданином РФ и иметь высшее юридическое образование, оно должно пройти стажировку. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. №179[4].В соответствии с вышеуказанным Порядком, лицо должно сдать экзамен на право прохождения стажировки. После сдачи экзамена, назначение на должность стажера с указанием руководителя стажировки в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции, а на должность стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой. При необходимости орган юстиции или нотариальная палата в течение срока стажировки могут принять решение о назначении другого руководителя стажировки. Срок такой стажировки в соответствии с Порядком составляет не менее одного года, однако, для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. При этом продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Программа стажировки утверждается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Она является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки. Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.

Контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки, выполнением индивидуального плана стажером осуществляют орган юстиции и нотариальная палата. По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату. При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку. После прохождения стажировки, лицо претендующее на должность нотариуса, должно сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Обратимся к судебной практике. Так, решением Верховного Суда РФ от 10.08.2004г. N ГКПИ04-1009[5] было оставлена без удовлетворения заявление гражданина З. о признании частично недействующим пункта 3 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утв. Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 N 179. Суть дела. Гражданин З. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, сославшись в обоснование своего требования на то, что содержащиеся в абзацах 4 и 5 пункта 3 названного Порядка положения не соответствуют Федеральному закону «Основы законодательства РФ о нотариате» и ограничивают его право на свободу выбора профессии. Полагает, что Минюст РФ при утверждении оспариваемого порядка превысил свои полномочия и незаконно возложил на лиц, претендующих на должность нотариуса, обязанность по сдаче экзамена для выявления уровня их подготовки на стадии допуска к прохождению стажировки. Верховный Суд Российской Федерации заслушав объяснения представителей установил, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.


Федеральной нотариальной палатой был утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, пунктом 3 которого (абз. 4) предусмотрено, что лицо допускается к стажировке, если оно обладает необходимым уровнем подготовки. Абзацем 5 этого же пункта предусматривается, что для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, проводится экзамен.

По утверждению представителя Минюста России, Основы законодательства РФ о нотариате не раскрывают, в частности, критериев отбора и условий приема претендентов на должность нотариуса на стажировку, особенностей ее прохождения, прав и обязанностей нотариальных палат, стажеров и руководителей стажировки. Все эти вопросы законодатель отнес к совместной компетенции федерального органа юстиции и руководящего органа нотариального сообщества, указав в ст. 2 Основ, что «порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой».

Во исполнение указанной нормы Основ Минюстом РФ и Федеральной нотариальной палатой разработан и принят названный выше Порядок. Данный правовой акт утвержден решением правления Федеральной нотариальной палаты и Приказом Минюста РФ N 179, т.е. принят Минюстом РФ и нотариальной палатой в пределах предоставленной законом компетенции, и он каких-либо прав и свобод граждан, в частности свободу выбора профессии, не ограничивает. Анализ содержания оспариваемого пункта Порядка также свидетельствует о его соответствии требованиям действующего законодательства РФ.

Довод заявителя о том, что оспариваемые абзацы названного пункта Порядка не соответствуют требованиям ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате и без законных оснований ограничивают его права на свободу выбора профессии, не может быть признан обоснованным. Содержащееся в абзаце 4 пункта 3 Порядка указание о том, что претенденты в стажеры должны обладать необходимым уровнем подготовки, фактически носит декларативный характер и каким-либо положениям Основ законодательства РФ о нотариате или другим законодательным актам не противоречит. По общепринятым правилам, любой специалист, в том числе и стажер, претендующий на должность нотариуса, должен обладать необходимым уровнем подготовки, о чем правомерно, по мнению суда, и указывается в оспариваемом пункте Порядка.