Файл: Нотариус: правовой статус.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая, что законодателем установление порядка прохождения стажировки отнесено к компетенции Минюста России и Федеральной нотариальной палаты, ими в абзаце 5 пункта 3 принятого Порядка фактически на законных основаниях предусмотрена необходимость для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проведения соответствующего экзамена.

Данное положение Порядка, по мнению суда, также не противоречит Основам законодательства РФ о нотариате и прав заявителя на прохождение стажировки не нарушает.

Ссылка заявителя при этом на то, что проведение экзамена при назначении на должность стажера названными Основами не предусмотрено, не может быть принята во внимание, поскольку определение порядка прохождения стажировки отнесено законом к ведению Минюста РФ и Федеральной нотариальной палаты, которыми при утверждении оспариваемого Порядка в пределах предоставленной компетенции и было предусмотрено проведение такого экзамена, что указанным Основам не противоречит.

Принимает во внимание суд при рассмотрении данного дела и то обстоятельство, что установление элементов предварительного отбора стажеров-нотариусов не нарушает прав, свобод и интересов граждан, поскольку условия и порядок сдачи экзамена являются едиными для всех желающих пройти стажировку, не содержит каких-либо исключений и дискриминирующих условий. Экзамен проводится комиссионно, публично и гласно, по заранее утвержденным билетам и его результаты могут быть обжалованы в установленном порядке. Не противоречит оспариваемый в указанной части Порядок и требованиям трудового законодательства РФ. На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление З. о признании недействующими абзацев 4 и 5 пункта 3 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 года № 179, оставить без удовлетворения.


Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, не позднее 5 дней со дня принятия решения квалификационной комиссией, представляет в орган юстиции заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на право нотариальной деятельности в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии (ч.2 ст.3 Основ).

В ст.15. Основ закреплены ключевые права нотариуса. Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами. Исключение составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству Российской Федерации. Помимо изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Предоставление указанного права нотариусу вызвано, прежде всего, значительно усложнившимся гражданским оборотом, увеличением разнообразия заключаемых и удостоверяемых у нотариуса договоров. Теперь авторами каждой сделки являются нотариус и клиент[6].

Важное значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок. К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов.


Другая составляющая правового статуса нотариуса – его обязанности. Как указывается в ст. 16 Основ, которая так и называется: «Обязанности нотариуса», нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Таким образом, российский законодатель обязанности нотариуса связывает исключительно с потребностями клиента. Между тем, как отмечают исследователи, законодательный взгляд на обязанности нотариуса может быть шире:

Во-первых, в их перечень следовало бы включить обязанности, обращенные к личности самого нотариуса, его профессиональному облику.

Во-вторых, обязанности нотариуса обязательно должны быть связаны со всем нотариальным сообществом, обращены к нему. Здесь уместно привести положение из французского права, в соответствии с которым нотариус обязывается участвовать в коллективных мероприятиях и проявлять деликатность в отношениях с коллегами. Эта обязанность влечет многочисленные мелкие ограничения, в частности, запрет на публичное выражение своего мнения по поводу личных и профессиональных качеств коллег и характера удостоверенных ими актов. Нотариусам Франции не разрешается привлекать клиентов посредством уменьшения размера собственного гонорара. Недопустимы работа в праздничные и выходные дни, а также предварительное погашение расходов[7].

В-третьих, профессиональные обязанности нотариуса по отношению к клиенту не могут связываться только с разъяснением и предупреждением о последствиях действий. Нотариус предоставляет услуги, а значит, на него должна быть возложена обязанность прикладывать все усилия к повышению их качества.

В-четвертых, обязанности нотариуса не могут не отражать особенностей его профессионального статуса. Вот почему законодатель Франции обязывает нотариусов и в личной жизни не давать поводов для критики.

Оперируя вышеизложенным, Щенникова Л.В[8], приходит к выводу о необходимости изменить редакцию ст.16 Основ и дополнить ее следующими требованиями к российским нотариусам: повышать квалификацию и заниматься самосовершенствованием; участвовать в коллективной деятельности и проявлять профессиональную деликатность; улучшать качество предоставляемых нотариальных услуг; утверждать престиж профессии как непосредственно в нотариальной деятельности, так и в личной жизни.


На наш взгляд, стоит согласиться с автором, хотя большинство из предложений носит больше декларативный характер, нежели чем определяет конкретные обязанности нотариуса.

Формы осуществления нотариальной деятельности. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Однако у граждан термин «частный» часто вызывает недоверия к таким нотариусам. Хотя термин «частный нотариус» означает отсутствие затрат государственной казны на обеспечение законных прав граждан, а также персональную ответственность и заинтересованность нотариуса в результатах дела. Кроме того, компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве о нотариате в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой, юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась.

Несколько отличается порядок образования частных и государственных нотариальных контор. В соответствии со ст. 7 Основ, государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются, в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Частные же нотариальные конторы, как это следует из ст.8 Основ, создаются по инициативе нотариуса занимающего частной практикой. Однако правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Данное в НК РФ определение «индивидуальных предпринимателей» имеет специально-терминологическое значение и применяется исключительно для целей налогообложения. Указанная правовая позиция нашла свое подтверждение в ряде определений Конституционного Суда РФ (от 06.06.2002 г. N 116-O; от 05.07.2002 г. N 188-O)[9]. Гражданка Г.Ю.Притула - нотариус, занимающийся частной практикой, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения абзаца четвертого п. 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. По мнению заявительницы, приведенное положение, как уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей, что не учитывает особый характер нотариальной деятельности.


В связи с этим заявительница просит проверить также конституционность ряда статей Налогового кодекса Российской Федерации, из которых - в системной связи с оспариваемым положением - вытекает, как она считает, признание законодателем нотариальных действий реализацией товаров, работ или услуг (статья 39), частных нотариусов - плательщиками налога на добавленную стоимость (статья 143) и плательщиками единого социального налога (статья 235), что не согласуется с публично-правовым статусом частных нотариусов, создает неопределенность относительно субъектов налогообложения и противоречит статьям 1, 2, 6, 7, 15, 17, 18, 19, 23, 35 и 57 Конституции Российской Федерации, а также части шестой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которой установлено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Анализ оспариваемого положения свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей Налогового кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 ГК Российской Федерации). Это согласуется с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со статьей 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Таким образом, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение.

Что касается статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации, то сами по себе они не содержат каких-либо требований по уплате налогов (обязательств) частными нотариусами, не предусматривают для них конкретных налоговых обязанностей, а также не устанавливают элементов налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговую ставку, порядок исчисления налога на добавленную стоимость и единого социального налога, порядок, сроки и льготы по их уплате. Следовательно, нет оснований утверждать, что статьи 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с абзацем 4 пункта 2 статьи 11, признавая частных нотариусов наряду с индивидуальными предпринимателями плательщиками налога на добавленную стоимость и единого социального налога, не учитывают юридический статус частных нотариусов как самозанятых граждан и нарушают их конституционные права.