Файл: Рынок ценных бумаг. Основные понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шестая: основа рынка ценных бумаг является первичный рынок ценных бумаг, определяя совокупные темпы развития и его масштабы.

Характерной современной его особенностью является различия в объемах первичного рынка в различных западных странах. Это можно объяснить различными возможностями экономики (национальным богатством, количеством различных ресурсов, возможностями инвесторов, эффективностью законодательства, политической и социальной напряженностью).

Интересно, что законодательство некоторых стран регулирует такой показатель как доля собственных и заемных капиталов, однако во всех странах, где существует рынок ценных бумаг законодательно закреплено максимальный размер заемных средств.

При превышении данного уровня может произойти все, что угодно и данный переход сопряжен с огромными рисками не только для компании, но в первую очередь для инвесторов.

Вторичный рынок ценных бумаг называется еще как фондовая биржа, то есть это биржевой рынок. На вторичный рынок поступают ценные бумаги, которые прошли первичный рынок.

В некоторых западных странах на вторичном рынке иногда поступают эмиссированные акции первичного рынка. Фондовая биржа имеет дело в основном с акциями и иногда с облигациями как государственными, так и частными. Данная биржа связана с перераспределением денежных средств (капиталов), хотя одной из функций является мобилизация денежных средств в экономику страны.

Фондовая биржа (вторичный рынок ценных бумаг) – это постоянно и традиционно действующий рынок с обозначенным временем и местом совершения сделок по купли/продаже ценных бумаг. Это один из важнейших элементов механизма рынка ценных бумаг и современной мировой экономики. Данный рынок ценных бумаг является воплощением рыночной экономики и воплощает в себе все его основные концепции и механизмы, позволяя совершать неограниченное количество сделок. Важнейшей ролью вторичного рынка является торговля ценными бумагами, концентрация и централизация денежных средств (капитала), а также при осуществлении операций спекулятивного характера спекулятивных операций.

В семидесятых годах двадцатого века еще одним из факторов уменьшения роли вторичного рынка ценных бумаг (фондовой биржи) является демпинг со стороны крупных финансово-кредитных учреждений мелких инвесторов, а также развитие рынков ценных бумаг (параллельных), уход индивидуальных инвесторов из-за снижения курса акций вследствие нестабильности экономической системы.


Под мелкими инвесторами обычно понимаются служащие с высокими доходами, а также рабочие, буржуазия и лица свободных профессий. Что касается буржуазии, то к ней относится только мелкая, а не крупная или средняя.

Для сегодняшнего вторичного рынка характерно то, что данные слои населения выбирают для размещения своих сбережений на депозитах (сберегательные счета в банке), покупать страховки по страхованию жизни, инвестировать в пенсионные фонды, а также в дешевые (а, следовательно, высоко рисковые) акции инвестиционных компаний.

Некоторые функции по размещению акций и облигаций перешли к инвестиционным банкам, а также к коммерческим банкам, банкирским домам, страховым компаниям, инвестиционным компаниям, но обязательно все данные организации должны является членами фондовой биржи и проводят данные сделки от имени их владельцев по доверенности. Финансово-кредитные учреждения проводят политику увеличения объема сделок как в количественном, так и в качественном отношении.

Исходя из всего вышесказанного можно заметить то, что финансово-кредитные учреждения западных стран (ведущих) становятся монополистами на вторичном рынке ценных бумаг, причем это касается всех ценных бумаг, что является объяснением процесса увеличения пакетов акций на данном рынке и увеличению влияния данных учреждений на фондовую биржу.

Это все привело к созданию некоторых негативных явлений при работе фондовой биржи (вторичного рынка), что в свою очередь повлекло замену небольших пакетов акций более крупными, а это, в свою очередь, повлекло совершение сделок по купле/продаже на гораздо более выгодных условиях для инвесторов, покупающих большую долю эмиссии ценных бумаг. Этот процесс можно по-другому назвать слиянием или поглощением одной компании другой путем скупки контрольного пакета акций на вторичном рынке и получения права контролировать, управлять деятельностью компании.

Такая большая концентрация долей ценных бумаг у финансово-кредитных учреждений дает возможность им купить/продать ценные бумаги и за пределами данного рынка (ценных бумаг).

2 Государственное регулирование российского РЦБ

Российский финансовый рынок относится к развивающимся рынкам.

В то же время, частный сектор на финансовом рынке уже преобладает. В начале 2004 года обязательства частного сектора составляли 299 млрд. долл. (акции - 170, банковские кредиты - 105, рублевые корпоративные облигации - 7, корпоративные еврооблигации - 17), а государственные обязательства - только 54 млрд. долл. (ГКО и ОФЗ - 11, государственные еврооблигации - 35, вэбовки - 8). [3]


В 2005 году капитализация российского рынка акций выросла до 481 млрд. долл. В 2006-07 гг. доля государства в РЦБ продолжила свое снижение за счет снижения доли Банка России в капитале Сбербанка, доли Правительства РФ в капитале Внешторгбанка, а также в капиталах других корпораций.

Развитость финансовой системы страны характеризует отношение ее размера (капитализация рынка акций + государственных и частных облигаций + активы банковской системы) к ВВП. Россия пока уступает развитым странам и ведущим развивающимся странам по этому важнейшему показателю (см. табл. 1).

Табл. 1. Отношение размера финансовой системы к ВВП

Страна

Отношение размера финансовой системы к ВВП, %

Великобритания

710

Франция

630

Германия

615

Япония

610

США

505

Китай

290

Бразилия

210

Россия (2003 г.)

100

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности ценных бумаг, выработке национальной модели РЦБ, в создании благоприятных условий для функционирования бирж, работы профессиональных участников РЦБ и самого РЦБ в целом, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту экономики.

Задачи государства в части создания и развития системы регулирования РЦБ сводятся в основном к следующему:

  • разработке идеологии, инфраструктуры, законодательной базы и стратегии развития РЦБ;
  • эффективному использованию финансовых ресурсов (государственных и частных) для развития экономики страны;
  • установлению "правил игры" для участников рынка;
  • обеспечению безопасности;
  • созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости;
  • формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;
  • пресечению преступной деятельности на РЦБ;
  • регулированию развития рынка государственных ценных бумаг.

В мировой практике существуют три основные модели регулирования РЦБ:

  • путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
  • путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
  • через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг ближе американская модель организации и регулирования, как на законодательном, так и на организационном уровнях. Однако сущность американской модели РЦБ, в которой основная масса акций свободно обращается на вторичном рынке ценных бумаг, пока не реализована.

В РФ к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

- ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам);

- Министерство финансов РФ;

- Центральный банк РФ;

- Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

- Антимонопольный комитет РФ;

- Министерство по налогам и сборам РФ;

- Министерство юстиции РФ;

- Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.[4]

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: регистрация всех участников рынка ценных бумаг; обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

Правовую основу функционирования рынка ценных бумаг составляют законы РФ, решающие следующие вопросы:

  • юридический статус ценных бумаг;
  • разграничение прав и ответственности эмитента и посредника;
  • формы эмиссии ценных бумаг (наличная и безналичная эмиссия);
  • регистрация реестров ценных бумаг;
  • создание депозитариев;
  • защита имущественных прав инвесторов;
  • гарантии участников рынка права на компенсацию со стороны должников;
  • контроль за эмиссией ценных бумаг;
  • контроль за работой банков с ценными бумагами.

Законодательство регулирует выпуск и функционирование векселей (в меньшей степени), акций, облигаций и других ценных бумаг. Государство лицензирует деятельность бирж, брокеров, других профессиональных участников РЦБ, инвестиционных институтов с целью повышения профессионализма участников РЦБ. Законодательно оформляются правила обращения деривативов - производных ценных бумаг (фьючерсов, опционов и др.).

Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Банк России, страховых организаций - Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

 Как уже отмечалось, РЦБ РФ пока недостаточно развит. И основную долю составляют голубые фишки - ценные бумаги госмонополий и олигополий. В то же время РЦБ имеет высокие темпы развития. Появились новые рынки ценных бумаг (рынок корпоративных облигаций и срочный рынок ценных бумаг), создана система коллективных инвестиций.


Капитализация российского рынка акций в конце 2004 года составила 265 млрд. долл. или 45% ВВП. В 2003 году российскими предприятиями на рынках ценных бумаг было привлечено в совокупности 11,4 млрд. долл., в т.ч. на внутренних рынках - 2,7 млрд. долларов.

Капитализация российского рынка акций резко выросла в 2005 г. и составила 481 млрд. долл. - 63% ВВП.

В 2006 году капитализация рынка акций выросла примерно на 70%. Российскими предприятиями на рынке ценных бумаг в 2004 году было привлечено 15,5 млрд. долл., в том числе на внутреннем рынке - 5,3 млрд. долл. За 2005 год аналогичные показатели составили, соответственно, 29,7 млрд. долл. и 9,4 млрд. долл. Однако рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов. Основную долю капитализации рынка (64,3 % - по состоянию на 30 декабря 2005 г.) составляли компании нефтегазового сектора.

 Внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако он не может пока конкурировать с внешними заимствованиями. В 2004 - 2005 годах доля еврооблигаций, выпущенных российскими предприятиями, составила 66%.

Российский фондовый рынок пока не служит одним из основных источников инвестиций. Его доля в инвестициях невелика.

В регионах наиболее быстро развивается рынок корпоративных облигаций. Связано это с тем, что в России собственники пока не готовы к массовому выпуску акций на вторичный рынок и предпочитают держать контрольные пакеты акций у себя.

Свободное обращение акций предполагает распределение собственности между многими акционерами. И в российских условиях это чревато потерей контроля над предприятием. Облигации как инструмент привлечения заемных средств свободны от этих рисков.  Поэтому внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако и он не обеспечивает достаточного объема долгосрочных инвестиций. Связано это с тем, что крупнейшие корпорации РФ предпочитают выпускать ценные бумаги за рубежом, поскольку цена облигационных займов там значительно ниже.

РЦБ начинает играть все большую роль как инструмент сохранения и наращивания стоимости сбережений населения (физических лиц).

Глава ФСФР Олег Вьюгин на лекции в Высшей школе экономики сообщил (26.03.07), что 72 % внутренних накоплений населения приходятся на депозиты банков, 10 % вложено в ПИФы, 8 % - в пенсионные резервы, 10 % - в страховые резервы. По его данным, чистые накопления населения РФ составляют всего 1-2% ВВП, что весьма незначительно в сравнении с развитыми странами. Причем склонность населения к сбережению в последние годы снижается, так как семьи вынуждены в трудных условиях жизни не накапливать средства, а тратить их на выживание.