Файл: Рынок ценных бумаг. Основные понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вьюгин привел приближенные данные о структуре инвесторов на российском РЦБ: 31% - это российские институциональные инвесторы, 25% - российские банки и 44% - иностранные инвесторы (нерезиденты). Эта статистика не включила физических лиц по причине малости их доли.

В то же время развитие сектора институциональных инвесторов с участием физ. лиц в России происходит довольно быстро. Так в 2006 г. активы ПИФов и пенсионных резервов выросли до 800 млрд. руб.

По данным О. Вьюгина, в 2006 г. количество счетов "рыночных пайщиков" выросло до 343,245 тыс. штук против 148,428 тыс. штук в 2005 г. Количество частных инвесторов, которые торгуют с помощью Интернет-трейдинга на ФБ ММВБ, в 2006 г. достигло 230 тыс. человек против 109,714 тыс. человек в 2005 г. Число физических лиц, купивших акции в ходе "народных" IPO в 2006 г, составило 115 тыс. чел.

Рынок ценных бумаг является, пожалуй, лучшим инструментом вовлечения населения в рыночные отношения, лучшей школой обучения его основам рынка, особенно молодежи. Гораздо полезнее для молодых людей во всех отношениях играть на РЦБ, нежели на «одноруких бандитах» - игральных автоматах. Недаром передовые позиции в экономике в мире занимают США, где в инвестиционном процессе на фондовом рынке участвует каждая домохозяйка. И следует отметить, что Правительство РФ уже достаточно много делает с помощью народных IPO в этом направлении.

В настоящее время регулирование и надзор на финансовом рынке осуществляется несколькими государственными органами. Для координации их действий планируются меры:

- повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка;

- развитие саморегулирования на финансовом рынке и взаимодействия СРО с органами государственной власти и управления;

- создание системы мониторинга за финансовым рынком;

- установление на законодательном уровне порядка обмена информацией с регуляторами финансовых рынков других стран.

В перспективе возможно объединение функций по регулированию различных сегментов финансового рынка и создание мегарегулятора.

Обеспечение четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов:

- усиление роли регуляторов финансового рынка и СРО в нормировании и совершенствовании системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;

- усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке;


- оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия информации о своей деятельности профессиональными участниками финансового рынка;

- обеспечение раскрытия информации о результатах управления пенсионными резервами, утверждение методики оценки эффективности управления для государственных и частных управляющих пенсионными резервами;

- совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.

Расширение спектра финансовых инструментов.

Внесение изменений в законодательство, направленных на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков:

- производных финансовых инструментов с различными базовыми активами;

- секьюритизации финансовых активов;

- двойных и простых складских свидетельств;

- повышение эффективности института залога как способа обеспечения исполнения обязательств.

Развитие институтов коллективного инвестирования:

- совершенствование налогообложения закрытых ПИФов;

- унификация принципов и стандартов деятельности коллективных инвестиций (ПИФов и НПФов);

- расширение спектра разрешенных для инвестирования инструментов ПИФов и НПФов.

Создание равных конкурентных и комфортных условий для деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и трансакционных издержек:

- снижение трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO);

- смягчение ограничений в отношении ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного капитала;

- расширение информационной обеспеченности инвесторов со стороны эмитентов;

- пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществление торговли с использованием инсайдерской информации;

- введение понятий квалифицированного и не квалифицированного инвестора;

- расширение составов правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточение наказаний;

- введение системы компенсации гражданам на РЦБ, а также системы страхования ответственности профессиональных участников РЦБ.

Совершенствование налогообложения финансового рынка с целью предоставления равных условий предпринимательской деятельности.


Совершенствование деятельности государственных финансовых институтов, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций:

- подготовка стратегии деятельности государственных финансовых институтов развития, предусматривающей использование новых механизмов и различных форм финансирования проектов, реализуемых Правительством РФ;

- введение запрета на участие органов власти и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций (кроме стратегических институтов и организаций).

Развитие инфраструктуры финансового рынка, повышение ее надежности и капитализации:

- совершенствование законодательства о клиринге;

- совершенствование законодательства, регулирующего учет прав на ценные бумаги, создание Центрального депозитария;

- совершенствование законодательства об организаторах торговли и биржах, формирование единого законодательного регулирования всех видов бирж.

В Стратегии состояние и ближайшие перспективы российского РЦБ оцениваются следующим образом:

- РЦБ пока не рассматривается в качестве основного механизма привлечения инвестиций;

- основным источником инвестиций российских компаний остаются собственные средства, а также займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках;

- внутренний финансовый рынок испытывает потребность в надежных ценных бумагах и других качественных активах;

- основные объемы сделок с российскими ценными бумагами и другими качественными активами осуществляются с конца 2003 года на зарубежных торговых площадках, а не внутри страны;

- долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно;

- основная причина оттока ценных финансовых активов за рубеж - отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, высокие риски и издержки российского РЦБ;

- необходима доработка российского законодательства до уровня международных стандартов и развитие его инфраструктуры.

Основной целью Стратегии является превращение РЦБ в один из главных механизмов финансирования экономики наряду с банковскими кредитами.

Заключение

Подводя итоги всему изложенному, можно сделать вывод, что роль рынка ценных бумаг как механизма аккумуляции и перераспределения капиталов в системе инвестиционного процесса в современных условиях усиливается. Также существование рынка ценных бумаг является необходимым условием функционирования экономики всех развитых стран.


Поэтому ему принадлежит видное место в системе воспроизводительного процесса: с помощью ценных бумаг происходит аккумуляция свободных денежных средств внутренних и внешних инвесторов и передача их хозяйствующим субъектам для производственного использования.

Именно благодаря механизму рынка ценных бумаг становится возможным инвестирование значительных объёмов средств в реальную экономику, наращивание производственных мощностей страны, накопление ресурсного потенциала.

Стимулируется развитие наиболее перспективных производств и отраслей, которые обеспечивают наибольшую доходность и эффективность использования ограниченных ресурсов и способствуют ускорению научно-технического прогресса, внедрению новейших научных достижений и технологий в производство. Именно рынок ценных бумаг в значительной степени задаёт ток развитию всей мировой экономики в целом и национальных экономических систем в частности.

Сегодня, чтобы стать полноправным членом всемирного экономического производства, участником мирового финансового рынка, любая страна и в особенности Россия, должна достичь современного уровня организации рыночных отношений. Однако на пути достижения этой цели лежит ряд промежуточных этапов в развитии форм существования капитала, который нельзя миновать.

Исторический опыт показывает, что эти этапы развития определяются, прежде всего, спецификой процесса накопления капитала в конкурентных условиях места и времени. Соответственно этому определяется логика и фазы развития финансового рынка в целом и рынка ценных бумаг как его важнейшего структурного элемента.

Рынок ценных бумаг - это механизм, позволяющий заключать сделки между поставщиками и потребителями денежных средств. Он образует два уровня рынков: первичный и вторичный. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынки. Биржевой рынок является организованным рынком, а внебиржевой - неорганизованным, или “уличным”.

Главную роль на рынке ценных бумаг играют его участники: брокер, дилер, управляющие компании, коммерческие банки, регистраторы, номинальные держатели, депозитарии, расчетно-клиринговые организации.

Ведущая роль в области государственного регулирования рынка ценных бумаг принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Наличие рынка ценных бумаг является необходимым условием функционирования экономики всех развитых стран. Главной проблемой, требующей незамедлительного решения, является проблема законодательной базы. Законодательная основа до сих пор несовершенна, в ней много пробелов, чтобы избавиться от этих пробелов необходимо как можно скорее решить триединую задачу: укрепить доверие к государству, отладить законодательный механизм, повысить эффективность функционирования контролирующих и правоохранительных органов. И от того, как государство сумеет справиться с триединичной задачей, во многом зависит будущее рынка ценных бумаг.