Файл: Реорганизация юридических лиц (Правовая природа реорганизации юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возникает вопрос: является ли устав, учредительный документ нормативным актом и можно ли его рассматривать в отрыве от решения собрания участников, его утвердившего? Согласно ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации в своей деятельности следует указаниям законов, учредительных документов и локальных правовых актов. Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах (п. 4 ст. 53 ГК РФ)[8]. Названная норма позволяет сделать вывод, что гл. 43 "Особенности регулирования труда руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" должна быть определенным образом скорректирована, если не исключена вовсе.

Решение собраний хозяйственного общества, как и других корпораций, - это правомерное действие гражданско-правового сообщества, предусмотренное законом и в связи с которым возникают гражданские права и обязанности[9]. Само решение собрания, как правило, не имеет нормативного содержания, которое закрепляется в уставе юридического лица, утвержденном решением общего собрания участников (членов). Положение устава при наличии гл. 9.1 ГК РФ необходимо сопоставить с правилами о действительности решений собраний, а также с нормами о недействительности сделок.

Решением собрания участников хозяйственных товариществ и обществ могут быть предусмотрены другие права участников, кроме тех, которые предусмотрены ГК РФ и законами о хозяйственных обществах (последний абзац п. 1 ст. 67 ГК РФ).

Таким образом, институт юридического лица предстает в новой редакции гл. 4 ГК РФ значительно обновленным, расширяющим границы своего воздействия за счет формирования органов корпорации, наделения их компетенцией, в том числе и путем заключения корпоративного договора. Корпоративная составляющая юридического лица дает возможность участникам корпорации непосредственно участвовать в управлении корпоративными организациями, ставить под действенный имущественный контроль действия органов юридического лица и других лиц, выступающих от его имени.


2 Правовая природа реорганизации юридического лица

В юридической литературе существует множество мнений относительно того, как следует легально трактовать реорганизацию.

Приведу наиболее часто встречающиеся определения реорганизации.

Реорганизация юридических лиц - это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей и влекущий универсальное правопреемство[10].

Реорганизация юридического лица - это прекращение его деятельности, характеризующееся общим (универсальным) правопреемством, поскольку единоличное правопреемство при реорганизации невозможно[11].

Понятие "реорганизация" означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам[12].

Реорганизация мною традиционно рассматривается с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам[13].

Под реорганизацией принято понимать установленную законом процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства[14].

Реорганизация означает прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. При этом предполагается, что деятельность данной организации продолжают другие юридические лица[15].

Реорганизация юридического лица всегда является его прекращением и учреждением нового, вне зависимости от того, как это отражено документально, и влечет переход прав, принадлежащих юридическому лицу, его правопреемникам[16].

Реорганизация юридического лица является его прекращением и учреждением нового, к которому переходят права и обязанности ранее существовавшего лица[17].

Реорганизация представляет собой только прекращение существования организации в ее прежнем виде без прекращения ее дел и имущества на основании правопреемства[18].


Ранее существовавшее предприятие как производственно-хозяйственный комплекс может при реорганизации не подвергнуться никакому изменению, но с правовой точки зрения это предприятие либо прекращает свое существование как субъект права, либо сохраняется, но в измененном виде - с иными составом имущества, уставным фондом и т.п.[19]

Е.В. Рудяк понимает реорганизацию как направленный на обеспечение универсального правопреемства в результате создания либо прекращения акционерного общества процесс, имеющий целью правовые и социально-экономические преобразования общества, выраженные в активных волевых действиях органов акционерного общества в виде решений, сделок, действий иных лиц и разработки документов, опосредующих реорганизацию[20].

Е.В. Бакулина видит основной задачей реорганизации не установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а изменение субъектного состава существующих гражданских правоотношений[21].

До сих пор институт реорганизации толкуется экономистами и юристами с разных точек зрения. Так, Е.М. Сегаль пишет в своей диссертации: "...одним из современных способов реструктуризации, который характеризуется существенными преобразованиями организационной структуры, является реорганизация предприятия..."[22], "...на уровне корпорации процессы слияния и поглощения предприятий и компаний приводят к реорганизации или структурной трансформации организационно-производственной, технологической, управленческой и прочей структуры. Это, как правило, сопровождается изменением специализации и объемов производства продукции (услуг) ряда хозяйственных единиц и их функциональных подразделений"[23].

В.В. Жданов пишет, что "в нормативных документах также нет четкого разграничения понятий "реструктуризация", "реорганизация", "реформирование". На основе положений теории организации возможно уточнение понятия "реструктуризация". В ее контексте реструктуризация представляет собой преобразование структуры (производственной, социальной, информационной и др.) организации под воздействием внешних и внутренних факторов с целью совершенствования ее характеристик... Основными целями реструктуризации могут быть финансовое оздоровление, рост конкурентоспособности, увеличение стоимости активов, повышение ценности для потребителей, другие"[24].


Таким образом, из приведенных трактовок можно усмотреть отсутствие единообразия в понимании понятия "реорганизация". Обусловлено это прежде всего сложной материей самого института.

Прежде чем постараться дать собственное определение понятия "реорганизация", необходимо исследовать проблемные стороны и признаки данного института.

Первая проблема, которая не указывается многими учеными, состоит в том, что институт реорганизации юридического лица, который зародился на экономической основе, зачастую идет в противоречие с его юридической формой.

В законодательстве косвенно можно найти этому подтверждение. Например, ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации, в частности, чтобы предотвратить риск наступления нежелательных экономических последствий для участников рынка (например, захвата рынка одним участником-монополистом).

В целом экономисты видят в реорганизации прежде всего внутренние структурные изменения юридического лица, которые ведут к изменению экономических показателей. Можно охарактеризовать это как "внутреннее направление". Юристы толкуют реорганизацию как преемственность в правах и обязанностях, замещение одного юридического лица другим. При этом вполне возможно сохранение и структуры организации, и ее экономических показателей. Такое направление можно охарактеризовать как "внешнее направление".

Практика применения норм законодательства о реорганизации уже заставила юристов столкнуться с рядом серьезных проблем, включающих специфику правопреемства и порядка распределения имущества (прав и обязанностей) реорганизуемого лица между преемниками; защищенность интересов кредиторов, участников и работников реорганизованного субъекта; разграничение отдельных видов реорганизации и схожих правовых явлений (выделение и учреждение дочерних обществ, преобразование и приведение учредительных документов юридических лиц в соответствие с действующим законодательством); порядок заключения и исполнения договора о слиянии (присоединении) и ряд иных[25].

Остается дискуссионным вопрос о том, является ли реорганизация сделкой. Отдельные исследователи выступают за подобную трактовку сути реорганизации[26]. Другие считают, что реорганизация представляет собой не сделку, а юридический состав - совокупность юридических фактов, некоторые из которых действительно являются сделками[27]. Судебная практика, несмотря на свою неоднородность, в последнее время склоняется именно ко второй точке зрения[28].


Думается, что нельзя согласиться с авторами, рассматривающими реорганизацию как сделку. Для этого отсутствуют законодательные и правовые условия. Реорганизация как сложный юридический состав может включать в себя такой юридический факт, как сделка - договор присоединения (слияния), однако это не служит достаточным основанием для того, чтобы отождествлять реорганизацию, которая прежде всего является процедурой, с такой правовой конструкцией, как сделка. Поэтому нельзя также согласиться и с возможностью признания недействительной реорганизации как таковой и применения к реорганизации последствий недействительности сделок. В отличие от сделки реорганизация представляет собой не одно, а ряд юридически значимых действий. Совершение некоторых из них соединено с собственными самостоятельными гражданско-правовыми последствиями (например, заключение договора о присоединении или слиянии), в то время как другие действия (например, составление передаточного акта или разделительного баланса) сами по себе гражданско-правовых последствий не влекут[29].

Однако следует признать возможность оспаривания реорганизации юридического лица при установлении судом фактов злонамеренного ее проведения с существенными нарушениями действующего законодательства и, как следствие, постановки перед судом вопроса об "обратной" реорганизации, что, по сути, отчасти будет означать приведение сторон в первоначальное состояние (аналогично ст. 167 ГК РФ). При этом записи в едином государственном реестре юридических лиц относительно реорганизованного общества следует изменять также на основании судебного акта.

Рассмотрев различные точки зрения на понятие и сущность реорганизации юридического лица, необходимо отметить еще один подход, который встречается в российской научной литературе.

Некоторые авторы, учитывая, что в ходе процедуры реорганизации, как правило, происходит прекращение юридического лица, прибегают к помощи легального определения ликвидации, сводя реорганизацию к прекращению деятельности юридического лица[30].

Однако с таким подходом нельзя согласиться хотя бы потому, что подобное определение не может быть использовано для всех случаев реорганизации (например, в ходе выделения по действующему законодательству прекращения юридического лица не происходит).

Опираясь на исследования С.В. Мартышкина[31], представляется возможным дать следующее определение понятия реорганизации.