Файл: Реорганизация юридических лиц (Правовая природа реорганизации юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реорганизация - это процедура (совершение ряда последовательных действий), проводимая с целью получения положительного экономического эффекта для компании и ее участников (акционеров), в ходе которой происходит образование нового юридического лица или юридических лиц, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица или юридических лиц в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу или юридическим лицам.

Таким образом, большинство исследователей и авторов работ по институту реорганизации юридического лица рассматривают понятие реорганизации через прекращение юридического лица. Из предложенного автором этих строк определения видно, что реорганизация определяется прежде всего не через прекращение существования юридического лица, а через образование нового и получение положительного экономического эффекта от реорганизации. В определении также указывается на отсутствие универсального правопреемства, что противоречит действующему законодательству (ст. 129 ГК РФ), но является оправданным с научной точки зрения.

Если рассматривать реорганизацию исключительно с точки зрения юридической формы и применять правовую фикцию, то при реорганизации юридического лица всегда будет происходить его прекращение в связи с тем, что, так или иначе, идентичность формы юридического лица при реорганизации не сохраняется. Однако представляется ошибочным руководствоваться только юридической формой без применения сущности реорганизации. Именно поэтому мы говорим, что при реорганизации может не происходить прекращения существования правопредшественника, т.к. экономическая сущность последнего может не измениться. Не говоря уже о том, что сам признак прекращения юридического лица - правопредшественника по действующему законодательству является весьма спорным в отношении таких форм реорганизации, как выделение и присоединение.

Таким образом, теоретический анализ правовой природы института реорганизации указывает на сложный составной характер реорганизации. Признание за реорганизацией свойств и признаков сделки не имеет под собой надежного фундамента. Правовое определение понятия реорганизации юридического лица следует выводить из внутренних признаков реорганизации, что способствует появлению иного взгляда на проблему применения одновременно различных форм реорганизации и образования юридических лиц иных организационно-правовых форм, чем реорганизованное юридическое лицо. Реорганизация представляет собой прежде всего процесс, который ведет не только к образованию нового юридического лица, но и предполагает достижение положительного экономического эффекта от данного процесса. Особое значение в указанном процессе придается институту правопреемства, который требует отдельного внимания.


3 Общие положения о порядке и условиях реорганизации

Реорганизация - это юридический состав, поэтому целесообразно посмотреть, в каком порядке в соответствии с действующим законодательством осуществляется "накопление" фактов в этом составе для достижения юридических результатов реорганизации.

Общие положения о порядке реорганизации для юридических лиц всех форм, видов и типов весьма скупы. Практически сам процесс в системном виде в качестве общего правила для реорганизации юридического лица любой формы (вида, типа) не описан ни в ГК, ни в каком-либо ином нормативном акте.

Гражданский кодекс РФ предполагает, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57 ГК). Законы, регулирующие в настоящее время правовой статус государственных корпораций и компаний, а также в редких случаях иных лиц, создаваемых государством, требуют принятия специального закона, который в одних случаях сам будет отправной точкой реорганизации, а в некоторых случаях просто определит специфику применения обычного (добровольного) порядка реорганизации.

Соответственно, первым элементом сложного юридического состава законодательство предполагает либо управленческое решение компетентного органа (лица), либо решение суда или государственного органа, либо вступление в силу федерального закона.

ГК РФ предусматривает:

- обязательность уведомления регистрирующего органа и кредиторов (ст. 60 ГК);

- периодическое помещение в печати информации установленного законом содержания для кредиторов;

- необходимость внесения записей в ЕГРЮЛ о создании (прекращении) юридического лица, которые завершат реорганизацию, удовлетворив требования кредиторов. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.


Вот в сущности весь описанный ГК процесс: принятие решения о реорганизации - информирование о начале процесса реорганизации - принятие требований кредиторов - внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В таком же ключе рассуждают и некоторые исследователи. К примеру, К.Т. Трофимов полагает, что "процесс проведения реорганизации можно разделить на следующие этапы: 1) принятие решения о проведении реорганизации; 2) собственно реорганизация; 3) государственная регистрация реорганизуемых юридических лиц"[32]. Е.А. Козина выделяет в процедуре реорганизации следующие действия: "1) принятие учредителями или уполномоченными органами решения о реорганизации и направление сообщения о начале процедуры реорганизации; 2) публикация реорганизуемым лицом или одним из участвующих в реорганизации юридических лиц уведомления о реорганизации; 3) поступление требований кредиторов; 4) составление реорганизуемыми лицами и утверждение их учредителями или уполномоченными органами передаточного акта или разделительного баланса; 5) предоставление в регистрирующий орган передаточных актов или разделительных балансов, учредительных документов реорганизованных юридических лиц"[33]

Судя по описанию, перед нами довольно простой процесс, однако реальность представляет собой совершенно иную картину. Очевидно, что сами границы реорганизации как состава, которые можно выделить из ГК и которые указываются некоторыми исследователями, иначе как очень условными назвать нельзя. Ведь за пределами этого "нормативного", идеального состава остаются факты, без которых реорганизация не может быть ни начата (к примеру, решение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества), ни закончена (распределение ценных бумаг созданных в результате реорганизации юридических лиц).

Достаточно сказать, что:

- добровольная ликвидация чаще всего начинается гораздо раньше принятия решения, поскольку до его принятия уполномоченным органом принимаются решения о реорганизации иными органами управления;

- с государственной регистрацией вновь возникших юридических лиц или прекращения присоединяемого лица реорганизация чаще всего не заканчивается: к примеру, наделение акциями при реорганизации акционерных обществ происходит уже после указанной государственной регистрации, права на недвижимое имущество регистрируются после такой регистрации.


Непосредственно ГК слово "порядок" использует много и часто, причем без какого-либо определения, что под ним понимается. Применительно к реорганизации слово "порядок" используется:

а) в связке со словом "реорганизация":

- ст. 68 ГК: "хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом";

- ст. 92 ГК: "иные основания реорганизации общества, а также порядок его реорганизации... определяются настоящим Кодексом и другими законами";

- ст. 104 ГК: "иные основания и порядок реорганизации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами";

- ст. 112 ГК: "иные основания и порядок реорганизации кооператива определяются настоящим Кодексом и другими законами";

б) в связке с иными словами при описании отдельных действий, совершаемых в процессе реорганизации: "описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований", "исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном настоящим Кодексом", "порядок уведомления органа", "порядок предъявления кредиторами требований", "порядок раскрытия информации" (ст. 60 ГК).

Иные, кроме ГК, федеральные законы используют слово "порядок реорганизации" также довольно часто, бессистемно, никогда не поясняя контекст каждого конкретного случая его использования, а также часто отсылая к другим актам (или к лицам (органам), которые должны такой порядок утвердить), в которых такой порядок установлен или еще только будет установлен.

Существует общее условие реорганизации - соблюдение законодательства. Его можно назвать "запасным" в том смысле, что оно охватывает все дефекты реорганизации, которые охвачены другими нарушениями. Однако остановиться на том, что есть единственное условие - "соответствия обязательным требованиям закона" - значило бы в реальности устраниться от выявления реальных условий, а также определения разных последствий нарушения разных условий. Тем более что анализ показывает, что законодательство указывает конкретные условия.


Мы не исключаем возможности использования слова "порядок" в обоих значениях, однако здесь, очевидно, требуется либо всякий раз уточнение контекста, либо просто наведение, как это ни звучит тавтологично, порядка в законодательстве, в частности:

1) не является порядком реорганизации основание реорганизации, под которым понимается либо решение уполномоченного органа юридического лица (собственника, учредителя), либо решение суда или уполномоченного государственного органа, либо вступление в силу федерального закона;

2) условия реорганизации в регулятивном аспекте целесообразно рассматривать как отдельную категорию, понимая под ними установленные требования, ограничения для возникновения основания реорганизации, осуществления отдельных фактов, включенных в состав, в целом успешного завершения реорганизации. По существу, это требования либо публичного порядка, направленные на реализацию каких-либо государственных и общественных интересов, либо требования, направленные на охрану частных интересов. Причем это должны быть требования выполнимые и не предполагающие какого-либо двойного толкования, неясности, примером чего выступает процитированное выше правило ст. 18 Федерального закона "Об автономных учреждениях", выполнить которое при определенных обстоятельствах просто не представляется возможным[34]. В охранительном же аспекте - для определения последствий дефектов реорганизации - условия реорганизации будут "поглощаться" через две другие категории - порядок реорганизации, последствия реорганизации. К примеру:

а) если ЖК РФ указано, что разделение и выделение товариществ собственников жилья могут быть осуществлены при условии соблюдения требования о том, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья, то это условие при реальной реорганизации трансформируется в требование к решению о реорганизации, и его несоблюдение влечет несоблюдение требований к решению. Однако само по себе требование закона о том, что решение должно быть без предъявления требований к его содержанию и оформлению, бессмысленно, поэтому требование о необходимости наличия самого решения, о содержании его и о требованиях к его оформлению - это все есть составные части порядка реорганизации;