Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (История психофизиологии профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией.

-индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности.

-сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их.

-внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда – устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако, компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек.

-психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих кдостижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющимбыл силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению.

-мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности.

-особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные.

волевые качества (имеют значение в разной степени для разных профессий), способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда.[6]


1.3 Психофизиологические аспекты профессионального отбора

Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или групповой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.

Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.

Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.

Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.

Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.

Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Глава 2 Психофизиологические методы профессионального отбора

2.1 Общие понятия методов отбора

В прикладных психофизиологических исследованиях наиболее часто применяют полиэффекторный метод – комплексное исследование, включающее регистрацию частоты сердечных сокращений, электро-пневмограммы, электромиограммы, электроокулограммы, кожногальванической реакции и др. Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач. Этот метод часто сочетают с психологическими и социально-психологическими методами.


В связи с таким количеством параметров была проведена их унификация, обобщение и систематизация приемов анализа и оценки изменений психофизиологических функций. В перечень показателей, отражающих динамику регистрируемых параметров, вошли показатели длительности, латентного периода, средних значений амплитуды и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное распределение показателей и другие характеристики. Постепенно исследователи перешли от желания получить информацию о как можно большем количестве показателей к отбору необходимых и достаточных характеристик, доминирующих в данном виде деятельности и в наибольшей степени связанных с ее реализацией.

Проблема необходимости разработки объективных и количественных критериев профессионального отбора связана с развитием техники и ее усложнением, а также появлением профессий, предъявляющих все более жесткие требования к психическим качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека. Именно этим обусловлено применение психофизиологических методов в психологии труда.[7]

В отечественной психологии разработка методических приемов профотбора основана на знании психофизиологической природы применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях.

В процессе профотбора процедура выявления статистической картины наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивидуума его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности, функций и навыков к обучению. Кроме того, в систему профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими и практически не меняются под влиянием жизненного опыта человека. Последние находятся в более тесной связи с нейрофизиологическими особенностями субъекта и поэтому могут быть охарактеризованы как “психофизиологические качества индивидуальности”. К ним можно отнести такие качества субъекта, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т.п. Особенностью этих качеств “психо-физиологической группы” является то, что они сами и свойства нервной системы, их определяющие, поддаются экспериментальному изучению и количественной оценке.


В число методов, используемых в задачах профотбора и определения профпригодности включают методы определения основных и частных (парциальных) свойств нервной системы и особенностей вегетативной регуляции (по параметрам пульса, дыхания и КГР).

В основу психофизиологической системы профотбора вошли такие достаточно теоретически и практически проработанные представления как связь силы нервной системы с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью, и помехоустойчивостью; зависимость скорости переключения одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени и др. Позднее количество профессионально значимых психофизиологических свойств нервной системы было расширено за счет включения в систему профотбора такого параметра как “концентрируемость” нервных процессов, который определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации, например аварийную сигнализацию (“сверхсильные раздражители”) электростанций. Еще одним практически важным свойством нервной системы, важной для профотбора и работы субъекта является “прочность” однажды образованных связей, составляющих основу прочности запоминания.[8]

Без включения оценки этих свойств в систему профотбора нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения человека в различных ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор специфических требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряженности, роль свойств нервной системы существенно увеличивается: решающее значение начинают приобретать врожденные свойства нервной системы.

Определение наличия профессионально необходимых качеств может помочь индивидууму не только найти пути и способы компенсации недостающих у него качеств там, где эта компенсация необходима и возможна, но и профессионально сориентироваться. В этом авторы видели основной смысл изучения свойств нервной системы у человека в практических целях.

Именно результаты исследований по проблемам психофизиологии индивидуальности, благодаря работам Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, В.С. Мерлина и их учеников стали основой для дифференциальной психо-физиологии профотбора и нашли широкое применение при решении основных задач психологии труда.[9]


2.2 Психофизиологическая диагностика ОАО «ММК»

Психофизиологическая диагностика и коррекция функциональных нарушений нервной системы позволяет оптимизировать внутреннее функциональное состояние человека; значительно расширяет набор эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях на основе использования способов саморегуляции эмоционального состояния.

Диагностика и коррекция функциональных нарушений нервной системы непосредственно проводятся с применением научного биоуправления. Биоуправление сочетает в себе возможности тестирования, мониторинга и тренинга, в ходе которого виртуальный сюжет контролируется физиологическими параметрами тренируемого, такими как: сердечный ритм, температура тела, кожно-гальванические реакции. Положительный исход виртуального сюжета возможен только при использовании эффективных стратегий поведения. Универсальная форма тренинговых занятий по оптимизации функциональных состояний человека и, как следствие, профилактике стресса, позволяет значительно расширить набор эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях на основе использования способов саморегуляции психофизиологического состояния. Современные компьютерные технологии позволяют отслеживать результаты диагностики и коррекции в динамике как во время мониторинга, так и после комплекса тренингов.

Сфера применения психофизиологической диагностики и коррекции функциональных нарушений нервной системы очень широка. Однако традиционно данный вид мониторинга применяется исключительно к работникам промышленных предприятий.

На мой взгляд, диагностике и коррекции могут подвергаться следующие субъекты:

- работники промышленных предприятий с целью снижения уровня травматизма и разработки рекомендаций по определению стратегий поведения, направленных на оптимизацию функционального состояния, что позволит повысить производительность труда;

- спортсмены различного уровня от детского возраста и до спорта высоких достижений, с целью приближения к оптимальному уровню функционирования организма в соответствии с программой соревнований.

Особенности реагирования спортсменов на физиологическом уровне значительно коррелируют с поведенческими стереотипами. Это позволяет определить направления дальнейшего тренинга и проводить индивидуальную психологическую и психофизиологическую подготовку, прорабатывая «слабые точки» и приближая спортсмена к оптимальному уровню функционирования.