Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Анализ бюджетных реформ России в 2000-2015гг., их исторический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная теория государственного управления финансами уделяет особое внимание проблемам повышения эффективности реализации бюджетной политики государства. Причиной этому стал устойчивый и поступательный рост количества государств со значительными объемами внешнего и внутреннего госдолга и дефицитом государственного бюджета, особенно в последние годы в результате влияния финансового кризиса, последствия которого еще достаточно ощутимы и в настоящее время. Так складывается, что на сегодняшнем этапе экономического развития, практически нет стран, которых не касались проблемы несбалансированности бюджета и его дефицита, вопросов выполнения государством своих основных обязанностей и обязательств. Это проблема касается и России, проблемой всего российского общества. Так как сложность государственных решений в экономической и социальной сфере объясняется ограниченностью бюджета государства. При этом государством не в полной мере используются все имеющиеся возможности, что является основной причиной проведения бюджетных реформ. В этой связи одной из важных задач реформирования в этой сфере является поиск решения не только оптимального равновесия доходов и расходов, но и эффективной реализации бюджетного процесса в целом.

Актуальность рассматриваемой темы определяется проблемами эффективной реализации бюджетной политики и объясняется тем, что она касается вопросов рационального использования государственных средств для решения задач социально-экономического развития с одной стороны, и политики образования доходов бюджетной системы РФ, во все времена «больного» вопроса, с другой стороны.

В настоящее время проблемы, определенные в данной курсовой работе рассматриваются в работах таких экономистов, как: М. Г. Колосницына, И.Ю. Д.Л. Комягина, М. А. Абрамова, Л. И. Гончаренко, Е. В. Маркина и др.

Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем и направления бюджетных реформ на современном этапе.

Задачи курсовой работы следующие:

- провести анализ бюджетных реформ России в их историческом аспекте;

- выявить проблемы и направления проведения реформ.

Объектом курсовой работы является бюджетная система Российской федерации.

Предметом курсовой работы выступают бюджетные реформы в России в их историческом аспекте и их направленность на реализацию стратегии развития и в целом модернизацию российской экономики.

В качестве методологической базы исследования использованы аналитический и системный подход к изучению проблематики и объекта исследования данной работы. Достижение поставленной цели и решение обозначенных задач осуществляется с использованием таких методов: логического, статистического, сравнительного анализа, агрегирования.


Логика работы определяется поставленной целью, а решение задач определили следующую структуру работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1 Бюджетные реформы как элемент экономического развития государства

1.1 Понятие бюджетной системы, ее социально экономическое значение

В Российской Федерации становление общественных финансов и их главного звена - бюджета государства вызвано развитием в начале 19 века Министерской формы построения государственного управления и образования министерства по финансам, когда на смену коллегии пришел статус министерства.

Подобные идеи воплощены и в ныне функционирующем бюджете государства, в виде финансового плана с четким структурированием доходов и расходов. Для регулирования процесса пополнения доходов государства и использования финансов в виде его расходов складывались существующие в настоящий момент финансовые, бюджетные и другие государственные институты (казначейства, министерства и т.п.).

Современная бюджетная система Российской Федерации постепенно стала центральным звеном общественных финансов. Она базируется на отношениях экономического характера и соответствующем государственном устройстве РФ, регламентируется нормами права и состоит из трех уровней: федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Бюджетное устройство можно понимать как форму организации бюджетной системы, а также ключевые принципы ее построения.

Свод федерального бюджета и консолидированный бюджетов субъектов РФ без учета государственных внебюджетных фондов - это консолидированный бюджет РФ.

Структуру бюджетной системы можно представить в виде рисунка 1.

Бюджетная система

Консолидированный бюджет РФ

(свод бюджетов всех уровней).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ


Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды МС

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов Федерации

Бюджет субъектов Федерации

Бюджет муниципальных образований (районов, поселений и городских округов)

Рисунок 1 - Бюджетная система России

Первый уровень бюджетной системы - это федеральный бюджет. и бюджеты государственных внебюджетных фондов[1] (Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ). Бюджеты субъектов РФ и городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и территориальный уровень государственных внебюджетных фондов формируют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Третий уровень бюджетной системы РФ - это бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). На самом нижнем уровне, уровне муниципалитетов можно выделить два основных подуровня – это бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, бюджеты городских и сельских поселений. На рисунке 2 построены схема устройства консолидированного бюджета субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта

Областной бюджет

Бюджеты городов областного подчинения в т.ч. областного центра

Бюджеты районов области

Городские бюджеты

Бюджеты городских районов

Районные бюджеты

Бюджеты городов районного подчинения

Бюджеты сел, поселений и др. населенных пунктов

Рисунок 2 - Консолидированный бюджет субъекта

Данный порядок построения бюджетов закреплен в Конституции и в Бюджетном кодексе Российской Федерации, с момента принятия федерального закона «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 09.07.1999 N 159-ФЗ. Этот закон начал действовать с начала 2000 г. и в процессе изменений, касающихся бюджетного процесса, регулярно корректируется. Систему муниципального управления закрепляет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10. 2003 г.(№ 131-ФЗ).

Бюджет государства это финансовый план государства, в нем, с одной стороны, отражаются доходы и их поступление, а с другой – отражается их использование для финансирования сфер, находящихся в ведении бюджета.

Поступление доходов в федеральный бюджет осуществляется преимущественно за счет налогов и других, приравненных к ним платежей (налог на прибыль, НДС, акцизы, НДПИ, госпошлина, водный налог), в бюджеты субъектов РФ (налог на имущество, игорный бизнес, транспортный налог, НДФЛ и др.), налогоплательщиками, которых выступают как граждане, так и юридические лица. Расходы федерального бюджета направлены на выполнение государством своих функций (обеспечение государственного управления, финансирование законодательных и исполнительных органов власти, финансирование различных направлений науки, поддержка культуры, сферы здравоохранения, образования, национальной безопасности и экономики).


В Бюджетном кодексе РФ бюджет муниципального образования или местный бюджет зафиксирован как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет же определен в Бюджетном кодексе РФ как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов.

Консолидированный бюджет, как правило, составляется при формировании проекта федерального бюджета в форме прогноза, на его основе в процессе обсуждения закона о бюджете уточняются, а иногда и корректируются пропорциональность бюджетов отдельных уровней всей бюджетной системы РФ.

Сведение консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов дает информацию о финансовых ресурсах, имеющихся в распоряжении органов государственной власти на высшем уровне и на уровне субъектов, муниципалитетов. Данный свод еще называется бюджетом «расширенного правительства». Здесь имеется в виду, что этот бюджет по доходам и расходам больше бюджета консолидированного, потому что включает еще и средства государственных внебюджетных фондов, которые находятся в ведении Правительства РФ.

Таким образом, бюджет как основной финансовый план государства, законодательно утвержденный на основе федерального закона, является основным инструментом перераспределения дохода государства и его ВВП. Через бюджет и бюджетную систему формируются финансовые ресурсы государства, необходимые для обеспечения экономического развития всей страны и осуществления социальной политики, направленной на граждан Российской Федерации. Эффективность при этом достигается посредством механизма бюджетного устройства РФ и принципов, отражающих ее развитие.

1.2. Типы бюджетных систем их зависимость от государственного устройства 

Тип бюджетной системы может быть определен как совокупность взаимосвязей между субъектами бюджетных отношений, которые связаны с формированием бюджетных средств, необходимых любому уровню власти для выполнения возложенных на него полномочий.

Модели бюджетного устройства в различных странах в значительной степени отличаются друг от друга. Их дифференциация связана со спецификой построения бюджетной системы каждой страны, формами обращения денежных средств между ее уровнями и зависят в целом от государственного устройства. Так, в некоторых федеративных государствах федеральный бюджет имеет право передавать финансы в местные бюджеты через региональные бюджеты. В странах с таким устройством субфедеральные бюджеты не играют никакой значимой роли в распределении средств, они лишь выполняют функции посредников. В других странах средства из федерального бюджета распределяются только между региональными бюджетами, которые затем перечисляют их в соответствующие локальные бюджеты. Среди государств с федеративным устройством можно выделить три типа бюджетных систем: централизованные, децентрализованные и комбинированные (или кооперативные).


Централизованный тип характеризуется разграничением полномочий между уровнями власти по расходам, но при этом нижестоящий звенья бюджетной системы не получает достаточные собственные источники доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета.

Достоинство данной модели заключается в тесном сотрудничестве региональных и центральных органов власти, что способствует сохранению единства государства. Основной недостаток этого типа бюджетной системы – номинальное самостоятельное функционирование субфедеральных звеньев, связанное с отсутствием собственных доходных источников и возможности самостоятельного осуществления бюджетной политики.

Другая модель функционирования бюджетной системы – децентрализованная. Он признает высокую степень самостоятельности субфедеральных и местных бюджетов.

В этом случае финансовая помощь, оказываемая их вышестоящих бюджетов, сведена к минимуму. При этом разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы по расходам соответствуют полномочиям в сфере доходов. Основной недостаток этой модели заключается в избыточной самостоятельности региональных уровней власти, что может привести к нарушению единства государства, а также препятствовать проведению единой финансовой и экономической политики. В рамках децентрализованной модели федеральному центру важно найти ту грань, за которой уровень децентрализации власти неизбежно приведет к противопоставлению интересов субъектов федерации интересам целого государства.

Комбинированная (или кооперативная, или смешанная) модель подразумевает «симбиоз» централизованной и децентрализованной моделей. Она характеризуется сотрудничеством центра и субъектов федерации, а также взаимодействием между субъектами. Отличительная черта кооперативного федерализма заключается в централизованной политике выравнивания диспропорций в развитии регионов при значительном участии федеральных властей, широком привлечении субфедеральных властей к перераспределению национального дохода, обеспечению макроэкономической стабильности, а также большей ролью регионов в распределении доходов, активным горизонтальным бюджетным выравниванием[2].

Однако ни одна бюджетная система федеративного государства не остается неизменной в течение длительного периода времени – баланс власти смещается то в сторону федерального центра, то в сторону субъектов федерации.