Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Анализ бюджетных реформ России в 2000-2015гг., их исторический аспект).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 432
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Бюджетные реформы как элемент экономического развития государства
1.1 Понятие бюджетной системы, ее социально экономическое значение
1.2. Типы бюджетных систем их зависимость от государственного устройства
1.3 Необходимость проведения бюджетных реформ
Глава 2. Анализ бюджетных реформ России в 2000-2015гг., их исторический аспект
2.1 Этапы бюджетных реформ РФ их цели и задачи
2.2. Проблемы и направления бюджетных реформ на современном этапе.
Основной задачей этих инструментов является привлечение в экономику дополнительных средств. Эффекты от дополнительного финансирования рассматриваются в мировой практике как на микроуровне (реализация проектов), так и на уровне обеспечения экономического развития в целом (создание рабочих мест, развитие целевых отраслей и территорий, повышение доли инновационной продукции и т.д.). В последние годы в ряде стран наблюдается популярность такого инструмента для развития экономики, как государственная поддержка путем прямого кредитования перспективных компаний, также существует значительный потенциал для развития, много экономически и социально значимых проектов.
Подводя итог исследованию, хотелось бы подтвердить важность бюджетных средств как инструмента модернизации экономики России. В условиях стагнации экономики, необходимо наращивать вложения в реализацию крупных, особо значимых для экономики в целом инвестиционных проектов. Одновременно с этим, необходимо решить ряд проблем связанных с учетом эффективности использования бюджетных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение двух последних десятилетий к эффективности реализации бюджетной политики и к качеству оказываемых государством услуг предъявляются все более жесткие требования вследствие увеличения присутствия государства в экономике. На 1990-е гг. пришелся максимум дефицита бюджета. В период мирового финансового кризиса вновь произошел его рост. Несомненно, первопричиной таких явлений были внешние факторы. Однако, сила, с которой кризис ударил по российской экономике, свидетельствует о наличии причин не столько внешних, сколько внутренних факторов. И на сегодняшний момент эта проблема не теряет своей остроты.
Эффективность реализации бюджетной политики государства представляет собой ключевую область влияния государства на социально-экономическое развитие. Результат этого влияния должен заключаться в обеспечении государством поступательного и устойчивого роста производства, предельной занятости трудоспособного населения, в увеличении покупательной способности граждан, повышения рациональности использования природного богатства, в эффективной реализации мероприятий по защите окружающей среды.
Значительная роль в обеспечении повышения эффективности реализации бюджетной политики может сыграть совершенствование самого механизма построения доходов государственного бюджета.
И здесь вопрос касается в смещении вектора усилий – создание оптимальных условий для труда и предпринимательства, и изменения, прежде всего, структуры налогообложения.
Не меньшую роль в повышении эффективности реализации бюджетной политики могут оказать изменения и в расходной части структуры бюджета, где особое значение имеют сферы, способные создавать и наращивать потенциал общественного блага – это и образование, и здравоохранение, и фундаментальные исследования и наука.
Немаловажный аспект в повышении эффективности реализации бюджетной политики государства связан с вопросами справедливости трансформационного механизма бюджета, где ключевой темой является согласованность социальной ориентации бюджетной политики государства и роста налогов в трудовой сфере.
Необходима разработка подходов и к самому понятию эффективность в сфере управления государственными финансами и ее оценке. В этой связи в понимании эффективности наиболее близким к существующим реалиям является трактовка этого понятия Мировым банком. «Эффективность – это использование потенциала государства для удовлетворения потребности общества в соответствующих благах».
Поэтому целью реформирования существующей модели трансформации бюджетных ресурсов должно стать сочетание элементов рыночного управления и элементов социальной защиты населения. Использование такого подхода позволит сформировать оптимальное соотношение участие в этом процессе, как государства, так и предпринимательской среды и всего гражданского общества.
Построение бюджетной политики на эффективной основе включает два основных блока. Один их них – это прозрачность в управлении ресурсами бюджета, второй, и более сложный по своим задачам – переход на полное программно-целевое расходование бюджетных средств.
Планирование предпринимаемых мер в социально-экономическом развитии и планировании бюджета должны быть максимально скоординированы. Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации должны рассматриваться в сочетании с вопросами бюджетной политики. Должна быть разработана адекватная потребностям система оценки эффективности использования ресурсов бюджета.
Государственные бюджетные программы должны стать инструментом выработки и реализации государственной политики в долгосрочной перспективе. Программы, которые требуют увеличения бюджетного финансирования, должны быть обеспечены источниками финансирования. Некоторые программы должны приниматься на конкурсной основе и отличаться по планируемым результатам и объемам финансирования.
Должна быть решена задача перехода к долгосрочному бюджетному планированию, в рамках этого направления должны определяться предельные значения расходов бюджета в рамках реализации всех государственных программ с увязкой ключевых бюджетных параметров на прогнозный период. Все это должно найти отражение в бюджетной стратегии нашей страны.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации [Текст]. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2013. - 39с.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.12.2015) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170157/?frame=5.
- Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2015). [Электронный ресурс]//Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_170157/?frame=5.
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Официальный интернет-портал правовой информации. – режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Указ Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 (ред. от 16.01.2015) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174166/
- Постановление ГД ФС РФ от 30.01.2015 N 6051-6 ГД «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» http://duma.consultant.ru/page.aspx?3683174
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». «Российская газета», N 102, 09.05.2012.
- «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России): http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_144190/
- Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений – 2010. – 34 с.
- Бардаханова, Т. Б. Методология организации привлечения инвестиций в экологически ориентированные проекты и программы : дис... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Т. Б. Бардаханова, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова, Байкал. ин-т природопользования. Сиб. отд-ние РАН. – М., 2013. – 363 с.
- Ерошкина Л. А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. № 7. 2012. С.10-11.
- Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие: [гриф УМО] / И. Г. Изабакаров, Ф. И. Ниналалова. – М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. – 271 с.
- Голубев А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие // Финансовое право. 2012. N 2. – 44 с.
- Государственные и муниципальные финансы : учебник : [гриф МО РФ] / И. Н. Мысляева. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 392 с.
- Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. д.э.н. Лушина С.И., д.э.н. Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2014
- Грязнова А.Г. Финансы. Финансовое регулирование социально-экономических процессов. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/fgag/06.htm
- Иванов В. В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник МГТУ. 2012. Том 13, №1. С.6-7
- Инновационное предпринимательство : учебник для вузов : [гриф Минобрнауки] / Финанс. ун-т при Правительстве РФ; Под ред. В.Я.Горфинкеля, Т.Г.Попадюк. – М. : Юрайт, 2013. – 523 с.
- Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. N 9. – 33 с.
- Кузьмин И.Ю. Классификация доходов и расходов бюджетов изменилась // Бюджетный учет. 2012. N 2. – 18 с.
- Кухаренко В.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС. 2012 – С. 52
- Лебединская В.Л. Задачи бюджетной политики в посткризисный период http://www.eeg.ru/pages/26
- Селюков А.Д. Принцип системности в бюджетном праве // Финансовое право. 2012. N 6. – 4 с.
- Слепов В.А., Чалова А.Ю., Шуба В.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2011
- Финансы: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп./ под редакцией проф. В.А. Слепова – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. – 412 c.
- Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник для магистров : [гриф УМО] / Финанс.ун-т при Правительстве РФ, М. А. Абрамова, Л. И. Гончаренко, Е. В. Маркина. – М. : Юрайт, 2014. – 551 с.
- Финансовые рынки и институты: учебник для бакалавров : [гриф УМО] / М. Н. Михайленко, Гос. ун-т управления ; Ред. А. Н. Жилкина. – М. : Юрайт, 2014. – 303 с.
- Экономика общественного сектора: учебник / Ред. Л. И. Якобсон ; М. Г. Колосницына, Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 558 с.
- Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.minfin.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура государственных программ на 2015 год и плановый период до 2018 года, млрд. руб.
Наименование государственной программы |
Количество программ |
2015 год (ФЗ № 93) |
2016 год (проект) |
2017 год (проект) |
2018 год (проект) |
Новое качество жизни |
12 |
3321,6 |
3 285,5 |
3 139,7 |
3 151,8 |
В процентах к запланированным расходам по программам |
31,6 |
40,1 |
39,5 |
38,0 |
37,9 |
Инновационное развитие и модернизация экономики |
17 |
2 167,4 |
2 046,7 |
2 053,1 |
2 025,7 |
В процентах к запланированным расходам по программам |
44,7 |
26,1 |
24,6 |
24,8 |
24,4 |
В процентах к запланированным расходам |
44,7 |
14,2 |
12,9 |
12,3 |
12,2 |
Обеспечение национальной безопасности |
1 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
В процентах к запланированным расходам по программам |
2,6 |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
Сбалансированное региональное развитие |
4 |
658,2 |
680,5 |
716,4 |
707,7 |
В процентах к запланированным расходам по программам |
10,5 |
8,0 |
8,2 |
8,7 |
8,5 |
Эффектное государство |
4 |
1268,2 |
1 347,5 |
1 386,0 |
1 460,7 |
В процентах к запланированным расходам по программам |
10,5 |
15,3 |
16,2 |
16,8 |
17,6 |
Закрытая часть |
- |
873,1 |
950,6 |
969,5 |
970,0 |
В процентах к запланированным расходам по программам |
- |
10,5 |
11,4 |
11,7 |
11,7 |
Продолжение приложения 1
Всего бюджетных средств по программам |
38 |
8289,7 |
8 312,1 |
8 266,0 |
8 317,1 |
Доля программной части в структуре расходов бюджета |
38 |
54,5 |
52,4 |
49,6 |
50,1 |
Всего запланировано расходов |
38 |
15 215,0 |
15 865,0 |
16 650,5 |
16 598,6 |
-
Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 03.11.2015), ст. 10. [Электронный ресурс]//Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_170157/?frame=5. ↑
-
Иванов В. В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник МГТУ. 2012. Том 13, №1. С.6-7 ↑
-
Кухаренко В.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС. 2012 – С. 52 ↑
-
Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений – 2010. – 34 с. ↑
-
Ерошкина Л. А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. № 7. 2012. С.10-11. ↑
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 1от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013) Ст. 13, 14, 15. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.» Электронный ресурс: http://referent.mubint.ru/security/1/29078/1. Дата обращения: 03.05.2013. ↑
-
Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р «Концепция межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90696. Дата обращения: 03.05.2013. ↑
-
Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р «Концепция межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90696. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ ↑
-
Государственные программы РФ. Инновационное развитие и модернизация экономики. – [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gosprog.ru/category/gosprogramms/innovations/ ↑
-
Лебединская В.Л. Задачи бюджетной политики в посткризисный период http://www.eeg.ru/pages/26 ↑
-
Там же. ↑