Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект (Анализ бюджетных реформ России в 2000-2015гг., их исторический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной задачей этих инструментов является привлечение в экономику дополнительных средств. Эффекты от дополнительного финансирования рассматриваются в мировой практике как на микроуровне (реализация проектов), так и на уровне обеспечения экономического развития в целом (создание рабочих мест, развитие целевых отраслей и территорий, повышение доли инновационной продукции и т.д.). В последние годы в ряде стран наблюдается популярность такого инструмента для развития экономики, как государственная поддержка путем прямого кредитования перспективных компаний, также существует значительный потенциал для развития, много экономически и социально значимых проектов.

Подводя итог исследованию, хотелось бы подтвердить важность бюджетных средств как инструмента модернизации экономики России. В условиях стагнации экономики, необходимо наращивать вложения в реализацию крупных, особо значимых для экономики в целом инвестиционных проектов. Одновременно с этим, необходимо решить ряд проблем связанных с учетом эффективности использования бюджетных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение двух последних десятилетий к эффективности реализации бюджетной политики и к качеству оказываемых государством услуг предъявляются все более жесткие требования вследствие увеличения присутствия государства в экономике. На 1990-е гг. пришелся максимум дефицита бюджета. В период мирового финансового кризиса вновь произошел его рост. Несомненно, первопричиной таких явлений были внешние факторы. Однако, сила, с которой кризис ударил по российской экономике, свидетельствует о наличии причин не столько внешних, сколько внутренних факторов. И на сегодняшний момент эта проблема не теряет своей остроты.

Эффективность реализации бюджетной политики государства представляет собой ключевую область влияния государства на социально-экономическое развитие. Результат этого влияния должен заключаться в обеспечении государством поступательного и устойчивого роста производства, предельной занятости трудоспособного населения, в увеличении покупательной способности граждан, повышения рациональности использования природного богатства, в эффективной реализации мероприятий по защите окружающей среды.

Значительная роль в обеспечении повышения эффективности реализации бюджетной политики может сыграть совершенствование самого механизма построения доходов государственного бюджета.


И здесь вопрос касается в смещении вектора усилий – создание оптимальных условий для труда и предпринимательства, и изменения, прежде всего, структуры налогообложения.

Не меньшую роль в повышении эффективности реализации бюджетной политики могут оказать изменения и в расходной части структуры бюджета, где особое значение имеют сферы, способные создавать и наращивать потенциал общественного блага – это и образование, и здравоохранение, и фундаментальные исследования и наука.

Немаловажный аспект в повышении эффективности реализации бюджетной политики государства связан с вопросами справедливости трансформационного механизма бюджета, где ключевой темой является согласованность социальной ориентации бюджетной политики государства и роста налогов в трудовой сфере.

Необходима разработка подходов и к самому понятию эффективность в сфере управления государственными финансами и ее оценке. В этой связи в понимании эффективности наиболее близким к существующим реалиям является трактовка этого понятия Мировым банком. «Эффективность – это использование потенциала государства для удовлетворения потребности общества в соответствующих благах».

Поэтому целью реформирования существующей модели трансформации бюджетных ресурсов должно стать сочетание элементов рыночного управления и элементов социальной защиты населения. Использование такого подхода позволит сформировать оптимальное соотношение участие в этом процессе, как государства, так и предпринимательской среды и всего гражданского общества.

Построение бюджетной политики на эффективной основе включает два основных блока. Один их них – это прозрачность в управлении ресурсами бюджета, второй, и более сложный по своим задачам – переход на полное программно-целевое расходование бюджетных средств.

Планирование предпринимаемых мер в социально-экономическом развитии и планировании бюджета должны быть максимально скоординированы. Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации должны рассматриваться в сочетании с вопросами бюджетной политики. Должна быть разработана адекватная потребностям система оценки эффективности использования ресурсов бюджета.

Государственные бюджетные программы должны стать инструментом выработки и реализации государственной политики в долгосрочной перспективе. Программы, которые требуют увеличения бюджетного финансирования, должны быть обеспечены источниками финансирования. Некоторые программы должны приниматься на конкурсной основе и отличаться по планируемым результатам и объемам финансирования.


Должна быть решена задача перехода к долгосрочному бюджетному планированию, в рамках этого направления должны определяться предельные значения расходов бюджета в рамках реализации всех государственных программ с увязкой ключевых бюджетных параметров на прогнозный период. Все это должно найти отражение в бюджетной стратегии нашей страны.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2013. - 39с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.12.2015) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170157/?frame=5.
  3. Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2015). [Электронный ресурс]//Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_170157/?frame=5.
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Официальный интернет-портал правовой информации. – режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  5. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Указ Президента РФ от 21.08.2012 N 1199 (ред. от 16.01.2015) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174166/
  7. Постановление ГД ФС РФ от 30.01.2015 N 6051-6 ГД «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» http://duma.consultant.ru/page.aspx?3683174
  8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». «Российская газета», N 102, 09.05.2012.
  9. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России): http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_144190/
  10. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений – 2010. – 34 с.
  11. Бардаханова, Т. Б. Методология организации привлечения инвестиций в экологически ориентированные проекты и программы : дис... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Т. Б. Бардаханова, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова, Байкал. ин-т природопользования. Сиб. отд-ние РАН. – М., 2013. – 363 с.
  12. Ерошкина Л. А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. № 7. 2012. С.10-11.
  13. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие: [гриф УМО] / И. Г. Изабакаров, Ф. И. Ниналалова. – М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. – 271 с.
  14. Голубев А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие // Финансовое право. 2012. N 2. – 44 с.
  15. Государственные и муниципальные финансы : учебник : [гриф МО РФ] / И. Н. Мысляева. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 392 с.
  16. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. д.э.н. Лушина С.И., д.э.н. Слепова В.А. – М.: Экономистъ, 2014
  17. Грязнова А.Г. Финансы. Финансовое регулирование социально-экономических процессов. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/fgag/06.htm
  18. Иванов В. В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник МГТУ. 2012. Том 13, №1. С.6-7
  19. Инновационное предпринимательство : учебник для вузов : [гриф Минобрнауки] / Финанс. ун-т при Правительстве РФ; Под ред. В.Я.Горфинкеля, Т.Г.Попадюк. – М. : Юрайт, 2013. – 523 с.
  20. Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. N 9. – 33 с.
  21. Кузьмин И.Ю. Классификация доходов и расходов бюджетов изменилась // Бюджетный учет. 2012. N 2. – 18 с.
  22. Кухаренко В.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС. 2012 – С. 52
  23. Лебединская В.Л. Задачи бюджетной политики в посткризисный период http://www.eeg.ru/pages/26
  24. Селюков А.Д. Принцип системности в бюджетном праве // Финансовое право. 2012. N 6. – 4 с.
  25. Слепов В.А., Чалова А.Ю., Шуба В.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2011
  26. Финансы: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп./ под редакцией проф. В.А. Слепова – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. – 412 c.
  27. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник для магистров : [гриф УМО] / Финанс.ун-т при Правительстве РФ, М. А. Абрамова, Л. И. Гончаренко, Е. В. Маркина. – М. : Юрайт, 2014. – 551 с.
  28. Финансовые рынки и институты: учебник для бакалавров : [гриф УМО] / М. Н. Михайленко, Гос. ун-т управления ; Ред. А. Н. Жилкина. – М. : Юрайт, 2014. – 303 с.
  29. Экономика общественного сектора: учебник / Ред. Л. И. Якобсон ; М. Г. Колосницына, Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 558 с.
  30. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.minfin.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура государственных программ на 2015 год и плановый период до 2018 года, млрд. руб.

Наименование государственной программы

Количество программ

2015 год

(ФЗ № 93)

2016 год

(проект)

2017 год

(проект)

2018 год

(проект)

Новое качество жизни

12

3321,6

3 285,5

3 139,7

3 151,8

В процентах к запланированным расходам по программам

31,6

40,1

39,5

38,0

37,9

Инновационное развитие и модернизация экономики

17

2 167,4

2 046,7

2 053,1

2 025,7

В процентах к запланированным расходам по программам

44,7

26,1

24,6

24,8

24,4

В процентах к запланированным расходам

44,7

14,2

12,9

12,3

12,2

Обеспечение национальной безопасности

1

1,3

1,3

1,2

1,2

В процентах к запланированным расходам по программам

2,6

0,02

0,02

0,01

0,01

Сбалансированное региональное развитие

4

658,2

680,5

716,4

707,7

В процентах к запланированным расходам по программам

10,5

8,0

8,2

8,7

8,5

Эффектное государство

4

1268,2

1 347,5

1 386,0

1 460,7

В процентах к запланированным расходам по программам

10,5

15,3

16,2

16,8

17,6

Закрытая часть

-

873,1

950,6

969,5

970,0

В процентах к запланированным расходам по программам

-

10,5

11,4

11,7

11,7

Продолжение приложения 1

Всего бюджетных средств по программам

38

8289,7

8 312,1

8 266,0

8 317,1

Доля программной части в структуре расходов бюджета

38

54,5

52,4

49,6

50,1

Всего запланировано расходов

38

15 215,0

15 865,0

16 650,5

16 598,6

  1. Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 03.11.2015), ст. 10. [Электронный ресурс]//Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_170157/?frame=5.

  2. Иванов В. В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник МГТУ. 2012. Том 13, №1. С.6-7

  3. Кухаренко В.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС. 2012 – С. 52

  4. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений – 2010. – 34 с.

  5. Ерошкина Л. А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. № 7. 2012. С.10-11.

  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.

  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.

  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 1от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013) Ст. 13, 14, 15.

  9. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.» Электронный ресурс: http://referent.mubint.ru/security/1/29078/1. Дата обращения: 03.05.2013.

  10. Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р «Концепция межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90696. Дата обращения: 03.05.2013.

  11. Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р «Концепция межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90696.

  12. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

  13. Государственные программы РФ. Инновационное развитие и модернизация экономики. – [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gosprog.ru/category/gosprogramms/innovations/

  14. Лебединская В.Л. Задачи бюджетной политики в посткризисный период http://www.eeg.ru/pages/26

  15. Там же.