Файл: Удовлетворенность трудом как фактор эффективной деятельности персонала (Исследование удовлетворенности трудовой деятельностью персонала организации ООО «Перспектива»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время внимание оценке удовлетворенности персонала уделяется недостаточно. Между тем актуальность и важность решения указанной проблемы обусловлена целым рядом факторов. Вот некоторые из них.

Учет в рамках управления персоналом потребностей и ожиданий своих работников в признании их деятельности, удовлетворенности работой, а также в их развитии способствует обеспечению обеспечить наиболее сильной их мотивации, а, следовательно, удержанию квалифицированных сотрудников и привлечению новых. Высокая удовлетворенность персонала позволяет организации не только снизить текучесть кадров, но также противостоять проблеме дефицита трудовых ресурсов, которая на сегодняшний день особенно остро проявляется в отношении высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих ключевые направления деятельности организации.[41]

Наконец, удовлетворенность работников организации во многом определяет степень удовлетворенности ее клиентов.

Таким образом, в целях совершенствования политики организации в области управления персоналом существующие стандарты качества рекомендуют проведение оценки удовлетворенности персонала.

Под удовлетворенностью персонала трудом следует понимать факт восприятия работниками степени соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда (и других факторов) потребностям и запросам сотрудников, т. е. того, что они считают важным.[42]

Невозможность удовлетворения насущных потребностей работников через трудовую деятельность приводит к повышению значимости дополнительных способов «заработка», в том числе поиску иных источников занятости, воровству, коррупции и другим негативным тенденциям.[43]

Удовлетворенность трудом зависит от ряда факторов, включающих оплату труда, санитарно-гигиенические условия, престиж профессии, стабильность занятости и др. Следует отметить, что указанные факторы рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых (теоретиков и практиков) в рамках основных теорий мотивации, к которым относятся теория двух факторов Ф. Герцберга, теория человеческих отношений Э. Мэйо и Ротлизбергера, модель мотивации Лоулера-Портера и др. Исследованием проблемы отношения работников к труду занимались такие советские социологи как В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов и др. При этом некоторые исследователи отмечают наличие прямых или косвенных связей удовлетворенности персонала с его лояльностью (преданностью) организации, а также с результативностью его труда. Присутствие указанных связей позволяет выявить оценка удовлетворенности.[44]


Оценка удовлетворенности персонала трудом способствует принятию руководством взвешенных, обоснованных решений, для чего необходимо обладать достоверной, своевременной, полной информацией о состоянии трудовых ресурсов в организации.

Источниками информации о мнениях работников могут быть групповое (например, обследование отдельной категории персонала) и индивидуальное интервью, анкетирование и др.[45]

Причины неудовлетворенности, выявленные с помощью оценки, могут быть устранены с помощью доступных организации управляющих воздействий (например, направление на обучение, премирование, ротация и др.).[46]

Подводя итоги, отметим, что для повышения уровня удовлетворенности персонала (и, тем самым, достижения значительных преимуществ компании перед конкурентами) через внедрение системы оценки удовлетворенности организации необходимо предпринять следующие основные шаги.

Шаг 1. Оценить текущий уровень удовлетворенности персонала (в целом, по ключевым сотрудникам и т. п.).

Обследование персонала позволит определить уровень его текущей удовлетворенности трудом и выделить наиболее проблемные зоны, а также разрывы (расхождения) между текущим и желаемым состоянием.

Необходимыми составляющими для организации обследования являются разработка анкеты, выбор способа обработки и анализа полученной информации и т. д.

Оценку можно проводить как самостоятельно, с привлечением, например, кадровой службы, так и с помощью сторонних организаций, профессионально занимающихся подобными исследованиями.

Оба способа оценки имеют свои преимущества и недостатки. Оценка удовлетворенности персонала трудом силами самой организации, безусловно, дешевле по стоимости. Вместе с тем, в этом случае существует риск получения искаженных, недостоверных сведений ввиду того, что сотрудники, проводящие обследование, глубоко включены в производственные взаимоотношения и подвержены заинтересованности в результатах оценки.[47]

Сторонняя организация, не заинтересованная в результатах оценки, сможет провести независимое обследование. Реализация этого варианта потребует определенных финансовых затрат, возможно, несколько превышающих объем средств на проведение обследования «своими силами». Однако, обладая опытом оказания подобной услуги, внешняя организация сможет осуществить его более быстро и качественно. Таким образом, на данном этапе привлечение внешней организации для проведения обследования выглядит более предпочтительным.[48]


Шаг 2. Организация системы регулярного мониторинга удовлетворенности персонала трудом и использование информации для принятия обоснованных управленческих решений в области управления персоналом.

Проведение обследований уровня удовлетворенности персонала с определенной регулярностью поможет на ранней стадии предупреждать возникновение возможных проблем. Таким образом, это позволит организации удержать ключевых сотрудников. Затраты на проведение обследований окупаются существенной экономией денежных средств и времени на подбор, обучение и адаптацию новых работников.

На этом этапе основной акцент в работе целесообразно перенести на службу персонала самой организации, отдавая на аутсорсинг лишь некоторые функции или бизнес-процессы (например, помощь в организации системы, проектирование распределения функций между структурными подразделениями, подготовки проектов необходимых нормативных актов, методического и информационного обеспечения).[49]

Шаг 3. Совершенствование системы регулярного мониторинга (использование возможностей для улучшения деятельности по управлению персоналом)

Принимая во внимание изменения, происходящие во внешней среде и в самой организации, необходимо совершенствовать методологию оценки (например, изменять анкету опроса, выборку и т. д.), методы анализа информации и др.[50] Это позволит привести используемый инструментарий оценки удовлетворенности в соответствие актуальным требованиям организации для получения более точных результатов.[51]

Представляется, что основные мероприятия данного этапа следует поручить сторонней организации, которая сможет профессионально провести аудит существующей системы оценки удовлетворенности персонала и выработать необходимые рекомендации по ее совершенствованию.

Для изучения степени удовлетворенности работой можно использовать тест на удовлетворенность работой Р. Кунина. В отношении этого теста К. Харский, который приводит эту методику в своей книге, не указывает статистических данных о средних показателях лояльных работников. Но такие данные не сложно получить на выборке работников компании. Для этого необходимо протестировать группу успешно работающих сотрудников и подсчитать средний балл их удовлетворенности. В дальнейшем этот показатель можно будет использовать для сравнения с ним степени удовлетворенности других работников. Кроме диагностической ценности, тест представляет интерес в учебных целях. Работа менеджеров с этим инструментом обращает их внимание на важные аспекты удовлетворенности работой персонала.


Тест на удовлетворенность работой (Р. Кунина)

Прочтите внимательно каждое утверждение. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером напишите «да».

. Я знаю, что ожидает меня на работе завтра, в ближайшем будущем.

. Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать свою работу хорошо.

. Меня похвалили за хорошую работу (за достижения) в течение последних семи дней.

. Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи.

. Я имею возможности развивать свои навыки, повышать знания.

. Мое мнение на работе принимается во внимание, учитывается.

. Миссия компании близка и понятна мне, моя работа согласуется с миссией.

. Мои сотрудники и коллеги в целом лояльны к компании.

. Я имею хорошего друга (друзей) на работе.

. За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого моя работа анализировалась и была должным образом оценена.[52]

Обработка результатов: Каждый ответ «да» считается как 1 балл. Количество баллов суммируется. Чем больше сумма баллов, тем выше удовлетворенность работой.

Вывод по данной главе можно сделать следующий, удовлетворенность персонала можно исследовать многими способами, такими как анкетирование, тестирование, интервюирование и т.д. Можно исследовать группы людей или индивидуально подходить к каждому. Оценку можно проводить как самостоятельно, с привлечением, например, кадровой службы, так и с помощью сторонних организаций, профессионально занимающихся подобными исследованиями.[53] Оценка удовлетворенности персонала трудом способствует принятию руководством взвешенных, обоснованных решений, для чего необходимо обладать достоверной, своевременной, полной информацией о состоянии трудовых ресурсов в организации.[54]

Глава 2. Исследование удовлетворенность трудовой деятельностью персонала организации ООО «Перспектива»


2.1 Краткая характеристика организации ООО «Перспектива»

Основатель фирмы «Перспектива» Базюк Андрей Михайлович родился 12 октября 1972 в селе Верховье Орловского района в многодетной семье. С 1990 по 1992 год проходил воинскую службу в рядах Российской армии. После службы в армии в 1993-1998 гг. работал на Оренбургском машзаводе. С 1999 года, после окончания станкостроительного техникума, вся трудовая деятельность Андрея Михайловича была связана с нефтяной и газовой промышленностью на предприятиях "Уралгазпрома".

В 2001 году Андрей Михайлович создает свою частную фирму кооператив "Шаг-1" по выполнению строительно-монтажных работ в газовой промышленности, которая, благодаря организаторским способностям и таланту руководителя, выросла в крупное предприятие по обустройству нефтяных и газовых производств под названием ООО "Перспектива".

Производственная деятельность коммерческого предприятия "Шаг-1" была связана с ремонтом и реконструкцией различных установок комплексной подготовки газа (УКПГ), ремонтом обвязок устьев скважин, разработкой Бердянского месторождения. В 2002 году "Шаг-1" был переименован в ТОО "Искра", а в 2005 году - Общество с Ограниченной Ответственностью "Перспектива". Еще с 2006 года ООО "Перспектива" начало производить работы по обустройству Карачаганакского месторождения.[55] Основной деятельностью предприятия является выполнение строительно-монтажных работ по обустройству установок комплексной подготовки газа (строительство газопроводов-шлейфов, обвязка и обустройство газовых и нефтяных скважин, строительство магистральных трубопроводов, модернизация трубных обвязок на УКПГ и ГПЗ (газоперерабатывающих заводах), монтаж технологических трубопроводов из полимерных материалов, планово-предупредительные ремонты на УКПГ-З, строительство промышленных цехов, монтаж модульных зданий под офисы и другое).

2.2 Факторы, влияющие на удовлетворенность трудовой деятельностью работников ООО «Перспектива»

Для компании ООО "Перспектива" важно, чтобы сотрудник был доволен своей жизнью в целом. Компания готова оказывать поддержку не только своим сотрудникам, но и их семьям, чтобы каждый член команды не просто выполнял заданный объем работы, а стремился к достижению конкретной поставленной цели, максимально используя свой личный ресурс. Компания считает, что результативный, творческий, напряженный, приносящий удовольствие труд каждого сотрудника является необходимым условием достижения компанией поставленных целей.[56]