Файл: Понятие, признаки и основные принципы построения правового государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Провозглашая Россию правовым государством, Конституция РФ как один из главных принципов ее функционирования определяет принцип верховенства права. К утверждению данных принципов и ценностей на законодательном уровне привел долгий путь, наполненный многочисленными достижениями мыслителей прошлого, научной мысли, опыта цивилизованных государств.

Государство должно синтезировать опыт создания государства и права всех прошлых поколений на протяжении тысячелетней истории. Собственное государство и право, именно поэтому для российского народа является не только главной целью, но и высшей ценностью, при этом государство является механизмом, который призван реализовать право. Современная Россия как правовое государство еще далека от совершенства, но она формируется на правильных теоретических и правовых принципах: функционирование государства в целом и отдельных его органов урегулированы правом; главными ее целями является защита прав человека; она воплощать принцип демократизма.

Проблема верховенства законов в правовом государстве является актуальной с древнейших времен человеческой истории.

Правовое государство как политический лозунг, ограничивает государство рамками законов, возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и является актуальным по настоящее время.

Цель настоящей работы – проанализировать понятие и признаки правового государства.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть развитие концепции правового государства в истории политической и правовой мысли;

- проанализировать понятие, признаки и основные принципы построения правового государства;

- исследовать проблемы формирования правового государства в России.

Теоретической основой исследования данной курсовой работы послужили работы таких авторов как: О.М. Киселева, В.В. Лазарев, О.С. Лустового, А.В. Малько, И.В.Рукавишникова, В.Д. Сорокин, Ю.А. Тихомиров и др.

Среди авторов, которые внесли весомый вклад в направление исследовательских работ концепции правового государства следует назвать такие имена, как: И. Воронов, В. Горбатенко, Ф. Кирилюк, И. Кресина, Ф. Рудич, П. Шляхтун.

Важные проблемы формирования правового государства в современных условиях постсоветских стран исследовались в трудах C. Алексеева, М. Баглай, А. Баулина, Н. Бобровой, А. Глебова, Л. Глухаревой, С. Данилова, Б. Ебзеева, В. Карташова, В. Корельского, В. Кудрявцева, Б. Лазарева, Р. Лившица, А. Мартишина, В. Нерсесянца, В. Перевалова, A. Пиголкина, Л.Спиридонова, Б. Топорнина, В. Туманова, С. Черниловский, B. Четвернина. Среди западных авторов, которые активно работали над вопросами теоретико-правового осмысления феномена правового государства можно назвать такие имена, как А. Гроссер, А. Бруггеманн, В. Микель, В. Карпен, Г Кляйнер, Г. Шамбек, К. Шонберг, В. Шнайдер, Б. Бендлер, Р. Марчик, Е.Фехнер, Г. Крюгер, Э. Форстхоффа и др.


Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач в работе автор применял как общенаучные, так и частнонаучные: исторический метод, диалектика, сравнительный метод, формально-логический и др.

Основными методами, примененными в ходе работы стали как общенаучные, так и частнонаучные: исторический метод, диалектика, сравнительный метод, формально-логический и др.

Глава 1. Развитие концепции правового государства в истории политической и правовой мысли

Сам термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.

Понятие правового государства берет свое начало еще с античных времен. Еще Платон отмечал, что он предусматривает близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью; господство же закона над властелинами - это путь спасения государства. Эту же идею разделял и развил Аристотель, который отмечал, что там, где нет власти закона, нет места какой форме государственного режима и что закон должен властвовать над всем. Со временем подобные идеи получили развитие в трудах Ш. Монтескье, Дж. Локка, Канта и других философов. С XVIII в. Идея правового государства выступает сердцевиной гарантий прав и свобод граждан. Многовековой опыт человечества предоставил нам ценные достижения в понимании феномена права, идеи верховенства права, концепции правового государства и тому подобное. В частности, политико-правовые теории Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо отстаивали идею народовластия, демократические принципы государственного устройства, утверждали социальные ценности правового государства[1]. Исповедуемые мыслителями идеи, принципы и ценности на сегодня оказали существенное даже революционное воздействие на правовые системы многих стран мира, в том числе и на Россию. В частности, благодаря сочетанию принципов правовой государственности, демократии, разделения властей можно прогнозировать перспективу успешного развития Российской Федерации как социального правового государства.


Теория о правовом государстве является самым большим вкладом Канта в политико-правовую мысль. По его мнению, идея «общественного договора» в качестве итога преследует цель осуществления идеала «правового государства», и это есть идеал некоего справедливого государства. Само государство во всех своих деяниях, во всей своей деятельности должно полагаться на право.

Государство, как общественный институт, является историческим феноменом. Она возникает на определенном этапе развития конкретного народа, а затем эволюционирует под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Меняются принципы построения и деятельности государства, его структура и функции и тому подобное. Достоянием политической науки в ХVIII-ХХ столетия стала теория правового социального государства, которая сейчас имеет много сторонников в разных странах мира. Хотя и считают, что отдельные идеи и элементы правовой государственности возникли еще в период античности. Однако собственно теория правового государства является продуктом буржуазной эпохи. Она формировалась в историческом и духовном контексте эпохи Просветительства как противовес произволу феодальных правителей и представлениям о подаренный характер прав и свобод человека. Вклад в теорию правового государства сделали многие мыслители, но особенную роль в формировании сыграл И. Кант, определил государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»[2]. Именно под его влиянием в Германии сформировался влиятельный научное направление, участники которого разрабатывали теорию правового государства (Р. фон Моль, К. Т Велькер, А. марта и др.).

В передовых странах мира принципы правовой государственности начали воплощаться еще в конце XVIII века. Прежде всего, их декларировали Конституция США (1787) и французский «Декларация прав человека и гражданина» (1789), которая провозгласила, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»[3]. Однако впервые принцип правового государства было записано в Основном законе ФРГ. Сейчас он прямо или косвенно закреплен в конституциях многих стран, хотя «идеала правового государства еще не достигнуто ни в одной" из них. Очевидно, что этот, как и любой другой общественный идеал, не может быть полностью реализован на практике. Первично он является ориентиром общественно-политического развития конкретной страны. Это в полной мере касается и российского государства.


Термин «правовое государство» впервые принял К.-Т. Велькер в 1813 г. Однако в общий государственно-правовой и политический лексикон вошел в 1829г. Благодаря усилиям юриста и политика Р. фон Моля. Позже этот срок получил распространение и в других странах, где теорию правового государства разрабатывали, прежде всего, юристы. Через древние академические связи с Германией в отечественной науке закрепилось понятие «правовое государство» как дословный перевод немецкого слова «rechtsstaat». В англоязычной литературе его аналогом является термин «the rule of law», то есть «правление (верховенство) закона». В ХХ в. теория правового государства также развивалась, в частности, под влиянием концепции социального государства и тех изменений, которые происходили в общественной жизни передовых стран мира.

Понятие «правовое государство», которое сегодня признано идеалом в европейских странах, зародилось еще в XIX в. в Германии. Право в таком государстве выступает средством защиты общества от злоупотребления властью. С течением времени правовое государство стало эталоном демократии и прав человека, недаром прием во многие международные организации обусловлен оценкой того или иного государства как правового[4].

В СССР до начала «политики перестройки и гласности» М. Горбачева ее характеризовали как буржуазную и поэтому полностью отрицали. В России теории правового государства приковано внимание большинства ученых-обществоведов (юристов, политологов, философов). Это обусловлено как необходимостью дальнейшего развития, так и потребностью практического воплощения в нашем государстве.

Итак, исторически правовое государство формировалось как идеологическая и политическая составляющая либерально-демократического (буржуазного) общества. Поэтому на Западе, прежде всего среди политиков, распространена точка зрения, что в нелибеморальных странах государство не может быть правовым. По мнению В.Якушика на самом деле существует много моделей (типов и разновидностей) правового государства, которые формируются в конкретных культурно-исторических условий и поэтому могут в значительной мере отличаться друг от друга. В частности, исследователь выделяет такие ее исторические типы: рабовладельческая, дворянская, либеральная, социальная, демократическая и гуманистическая. По нашему мнению, исторически концепция правового государства, действительно, была продуктом западной цивилизации, но сейчас она получила распространение и за ее пределами, что порождает разногласия не только в ее толковании, но и в практическом применении.


Социальное правовое государство - это политическая организация общества, где право связывает и подчиняет себе государственную власть, где основные права человека и его социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, принимаемых меняются законным путем. Специфическим признаком такого государства как высшей формы политического бытия является соответствие закону права (правовой закон) и его верховенство, то есть право как мера свободы и справедливости приобретает отработанного в законе содержания.

В условиях демократии приобретает необходимый развития центральный элемент правовой системы - право. Правовая система в этих условиях характеризуется, прежде всего, тем, что позитивное право перестает быть второстепенной составляющей государственной власти, утверждается верховенство права, правовое государство. Соответствующие изменения в правовой системе демократического общества состоит в том, что право: связывает и ограничивает государственную власть; все больше приобретает оснований в естественном праве, в неотъемлемых правах и свободах человека; приобретает усовершенствованного, «отработанного» в законах и других нормативно-правовых актах содержания; становится неделимым, единственным, независимым и сильным правосудием.

Таким образом, концепция правового государства, собственно как и принцип верховенства права, опирается также на разграничение права и закона. Право истинное не потому, что оно записано в законе и существует в официальной форме, а благодаря своему содержанию. Закон будет правовым, если законодатель - представительный орган народа - адекватно отразит его волю. В противном случае закон, в том числе и предписания Основного закона - Конституции, не является правовым, и требуют соответствующих изменений.

Глава 2. Понятие, признаки и основные принципы построения правового государства

В настоящее время термин «правовое государство» звучит достаточно часто, он изначально нашел свое отражение в Конституции РФ, согласно которой Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким образом, Россия есть правовое государство по своей изначальной основе, но к сожалению приходиться отметить, что не каждый способен понять значение этого термина, особенно это касается людей далеких от юридической науки. Ввиду чего представляется особо полезным в рамках данной работы раскрыть понятие и сущность данного основополагающего термина.