Файл: Понятие, признаки и основные принципы построения правового государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое государство это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений

Анализ данного определения позволяет сделать вывод о том, что в правовом государстве, политическая власть организуется таким способом чтобы во- первых обеспечить наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а во- вторых недопущения каких либо злоупотреблений со стороны власти. Таким образом в правовом государстве власть не может быть сосредоточена в одних руках кого бы то ни было, власть всегда ограничена.

Одним из главных идеологов концепции правового государства был И. Кант. Им были разработаны основные принципы и характерные черты правового государства, так же определил его соотношение с правом. И на этой основе вывел правила взаимоотношения между гражданами и государством.Так он полагал, что положительное и справедливое государство существует естественно и априорно, а потому, следуя этому объективному праву. Государство вместе с гражданами выполняет существующие законы. Как следствие можно сделать вывод, что государство является полноправным участником общественных отношений и по своей сути находится в равенстве с гражданами и иными субъектами права, в качестве примера можно привести положения из гражданского права, согласно которому Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Но при этом важно то, что несмотря на провозглашенные равные начала, государство все таки является особым субъектом гражданского права, это вытекает из самой его сути, целей и задач его существования. Отметим, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом. Так же важно то, что государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права. Таким образом государство все таки в том же гражданском обороте, занимает несколько более выгодные позиции, так как способно менять правила под себя. Ввиду чего исключение концентрации власти в одних руках приобретает особо важное значение в современном государстве.


При этом можно выделить два уровня в правовом государстве это соблюдение законности в деятельности государства и законность самих законов.

Важно то, что в конституции может быть объявлено правовым практически любое государство, но будет ли оно являться на самом деле правовым это уже отдельный и достаточно сложный вопрос. Очевидно, что право должно быть главенствующим фактором, регулирующим общественные отношения, и влияние на них со стороны государства должно быть минимальным в правовом государстве.

Кант основываясь на естественно-правовой теории с учетом позитивисткого подхода являясь основоположником теории правового государства, сформулировал ряд его признаков таких как:

1. Каждое лицо является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы благороднейших планов.

2. Категорический императив гласит: «Действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех. Поступай так, чтобы к человечеству как в твоем лице, так и в лице любого другого всегда относились как к цели, а не как к средству».

3. О праве идет речь только тогда, когда индивиды могут свободно следовать категорическому императиву, должны осознавать его (внутреннее условие), и никто (ничто) не должен мешать им поступать таким образом (внешнее условие).

4. Необходима реальная сила, которая бы обеспечивала проведение «общего закона» (категорического императива) в жизнь.

5. Государство следует естественному праву и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.

6. В установлении верховного порядка участвует народ. В конституции выражается его воля.

7. Реализация категорического императива, проведение права в жизнь государством ведет к вечному миру.

Надо сказать, что сформулированные им выводы, не утратили актуальности и в наше время, таким образом, правовое государство должно содержать в себе все указанные им признаки, как правила его существования и деятельности.

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.


Таким образом, демократическое государство само по себе является правовым, либо не является демократическим. Весьма интересной представляется по этому поводу точка зрения Уинстона Черчиля, он сказал что Много форм правления применялось и еще будет применяться в этом грешном мире. Все понимают, что демократия не является совершенной. Правильно было сказано, что демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени. Исходя из сказанного автор работы считает, что идеального правления не было и никогда не будет, так как самые лучшие теоретические идеи в большей части очень сильно портиться на практике человеческим фактором.

Многие юристы пытаются определить правовое государство через формальное соответствие ее деятельности закона. Подобный подход является не верным, потому что он подменяет основания при определении сути такого многогранного явления, как правовое государство, особенно, если учитывать, что есть формальный подход к правовому государству, потому что закон может быть и несправедливым[5].

Например, руководствуясь, именно формальному признаку нацистское государство объявило себя «правовым государством».

Правовое государство для современной России - это не реалии, а перспектива, идеальная модель для движения, для преодоления тоталитарного прошлого. Поэтому, о правовом государстве можно говорить скорее всего, как о принципе, которым следует руководствоваться российскому народу при осуществлении всей своей государственно-правовой жизнедеятельности.

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Признаки правового государства подробно раскрываются в юридической литературе. Осуществление народовластия, режим законности, равенство прав – эти черты присущи демократическому государству, однако правовое государство это высший тип демократического государства.

Определяют четыре основные признаки правового государства: - верховенство права; - взаимная ответственность государства и личности; - гарантия прав и свобод личности; - разделение властей.

Раскроем каждый пункт. Верховенство права означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе права, действующей в государстве. Высшей юридической силой обладает конституция страны, именно она обладает верховенством по отношению ко всем остальным источникам права


. Конституция устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности – гарант стабильности и развития общества.

Важнейшим признаком правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Из этого следует, что не только гражданин несет ответственность перед государством, но и государство обязано перед гражданином. Правовое государство признает право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. В правовом государстве законодательно закреплена возможность, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязательств. Например, обжалование в судебном порядке действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации, в случаях, когда на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. В ряде случаев, когда гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека. Кроме прав личность обладает и определенными обязанностями перед государством, обществом и остальными людьми. Основные из этих обязанностей нашли свое отражение в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

Гарантия прав и свобод человека означают, что государство обязано не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать одинаковой правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.


Мы предлагаем следующее определение правового государства: правовое государство - это политическая организация, утвержденная народом на основе принципа разделения властей и уполномоченное обеспечивать его суверенитет, национальные интересы и национальную безопасность на основе принципа справедливости и защиты прав и свобод личности и гражданина.

Выделим основные характеристики правового государства.

К характеристикам правового государства относится экономическая составляющая. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, которые базируются на многоукладности, на разных формах собственности таких как государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других. Они являются равноправными и в одинаковой степени защищены юридически. Собственность, в правовом государстве, принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, являющихся носителями общественного прогресса составляют социальную основу правового государства. Основной целью и центром внимания такого государства является человек и его интересы.

Реализация творческих, трудовых амбиций, возможностей человека осуществляется через систему социальных институтов, общественных связей. Благодаря которому, обеспечивается множество разных мнений, личные права и свободы личности. Для того, чтобы перейти от тоталитарного метода управления к правовому государству необходима переориентация социальной деятельности государства. Надежность, стабильность правовых устоев обеспечивается прочной социальной основой. Другой характеристикой правового государства является нравственная характеристика. Она образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Реально это выражается в методах демократического управления государством, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к разным религиозным течениям и мировоззрениям.