Файл: Понятие, признаки и основные принципы построения правового государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Право должно рассматриваться в неразрывной связи с правами человека, которые являются непосредственно действующим правом и могут применяться вопреки закону, если закон противоречит фундаментальным правам человека: не отражает естественно-правовые начала; не соответствует общепризнанным международно-правовым принципам и нормам о правах человека и гражданина; принят нелегитимным органом государственной власти и т.д.

Закон должен объективно отражать такое положение вещей, которое реально существует в природе и предоставленный человечеству независимо от воли любого. Закон как отражение воли законодателя должно выражать право, только тогда можно говорить о том, что государство способно гарантировать соответствующий уровень обеспечения прав человека и гражданина.

Несмотря на существование ряда актов национального законодательства по вопросам защиты прав человека, актов международного права, согласие на обязательность которых предоставлено Государственной Думой РФ, остаются нерешенными ряд проблем, связанных с достойным уровнем жизни человека, использованием определенных социальных благ и тому подобное.

Конституцией РФ определены и закреплены основы правового регулирования общественных отношений. Права человека гарантируются государством, хотя реальное воплощение в жизнь принципа верховенства права еще испытывает значительные трудности.

Гражданское общество должно получить возможность развиваться независимо от государственных процессов, опираясь на собственный потенциал. Человек, как его составляющая, должен осознать себя как цель и высшую социальную ценность. В данном контексте возрастает роль государства и гражданского общества по обеспечению прав человека, его чести, достоинства и природного суверенитета.


Несмотря на это, конституционный принцип верховенства права, как указание на приоритет естественных прав человека в государстве - уже стал той чертой для всех ветвей власти, будет сдерживать возможные посягательства на человеческие ценности, чертой, которую, наверное, невозможно, по крайней мере, отменить, границей и уровнем, который постепенно будет отображаться в сознании лиц, представляющих власть.

По нашему мнению, по своему общественно-политическому содержанию теория и практика правового государства направлена на утверждение принципа суверенитета народа, подчинение государства обществу, защита прав и свобод человека и гражданина. На основе многовекового опыта человечества сложились такие представления о них, что принятые мировым сообществом и положены в основу ряда важных международных документов, в том числе и международно-правовых актов, которые являются обязательными для исполнения. Прежде всего это принятые ООН «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт о гражданских и политических правах», «Пакт о экономической, социальных и культурных правах», а также ряд конвенций. Важную роль играет европейская «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», открытая для подписания в 1950 г., и ряд протоколов к ней. Революционным по своему значению стал протокол № 6 (1983.), по которому все члены Совета Европы обязуются отменить смертную казнь в мирное время.

Каждое лицо правового государства, как это предусмотрено законом, должно придерживаться тех норм, которые предусмотрены Конституцией - главным законом страны, и нормативно-правовыми актами, которые являются дополнением и уточнением Основного закона. Определяющая доля именно законодательной и исполнительной (контролирующей) власти принадлежит государственным органам, и должны принять один из компонентов права - правовую норму и проследить, чтобы она вступила в силу в реальном измерении.

Как отмечает М.И. Палиенко «воля и власть государства должна проявляться только в правомерных формах, учреждения и должностные лица (монарх, народные представители, министры, судьи, администраторы) призваны действовать в соответствии с правом. Они настолько выражают государственную волю, насколько действуют в пределах и формах, которые закреплены конституцией и вообще законам страны»[6].

Реализация концепта правового государства на практике возможна только при условии, что законы являются правовыми, т. е. отражающими существующие в обществе представления о справедливости. Иными словами, содержат и дух, и букву права. Поэтому реализация данного концепта принципиально возможна только в том обществе, которое способно вырабатывать консенсусные правовые нормы. Этого в современной России пока нет.


В России сейчас важно выдержать баланс «законопослушания» и «правотворчества»: двигаться в сторону повышения требований по законопослушанию возможно только при условии, что совершаются какие-то движения в направлении расширения доступа населения к правотворчеству. Законопослушание при этом необходимо утверждать как универсальный (а не избирательный!) принцип и в тех сферах, которые не вызывают раскола. То есть здесь не обойтись без серьезного внимания ко всей правоприменительной системе.

Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений в правовом государстве с учетом норм международного права.

Таким образом, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство обладает рядом признаков, существует на основе определенных принципов, таких как законность, провозглашение прав и свобод человека основной ценностью, обеспечение разделения властей, при этом особо важно то, что все вышесказанное должно существовать не только в теории и на бумаге, оно должно успешно реализовываться на практике, только тогда государство может называть себя правовым.

Исходя из изложенного, социально-содержательным признакам правового государства можно назвать следующие:

1) закрепление в Конституции и других законах основных прав человека;

2) верховенство права и правовых законов над подзаконными нормативными актами, политической и физической силой государства и его органов;

3) господство в общественной и государственной жизни законов, выражающих волю большинства или всего населения страны, воплощая при этом основные общечеловеческие ценности и идеалы;

4) урегулирования отношений между личностью и государством на основе общеобразовательных разрешенного подхода, принципа «гражданину разрешено делать все, что не запрещено законом, а государству и его чиновникам - только то, что разрешено»;

5) взаимоуважение и взаимоответственность личности и государства;

6) присуща всем гражданам высокая культура права, в частности их знакомство с жизненно необходимыми юридическими нормами, а также умения и навыки их использования в практической жизни.


Глава 3. Проблемы формирования правового государства в России

Для правового государства характерно кардинальное изменение отношений между ней и лицом, гражданином. Содержание этого принципа охватывает следующие составляющие: незыблемость прав и свобод человека, широкая система их гарантий, социально-правовая защищенность личности, всех ее ценностей, реальность судебной защиты прав и интересов человека. Только государство, способное максимально реализовать задачу защиты прав человека и сделать это своей основной функцией, может называться правовым.

Построение правового государства в России находится на начальном этапе, ее становление требует выполнения определенных задач в сфере прав и свобод человека. Среди основных задач в этой сфере: а) создание системы механизмов и процедур, гарантирующих субъективные права на основе объективного, основанного на праве, порядке государственной деятельности; б) создание такого механизма взаимодействия государства и власти, при котором человек является равноправным партнером государства; в) установление ответственности должностных лиц за неэффективное обеспечение прав человека; г) повышение роли государства как средства обеспечения общесоциальных функций в обществе; д) повышение роли судебных органов[7].

Сейчас проблема защиты прав человека усматривается требующей решения, как на международном уровне, так и на уровне национальной правовой системы. Мировое сообщество подтвердила свое желания защитить человека и его права. Результатом этого стали такие документы как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных прав 1950, Европейская социальная хартия 1961 и др. В частности, курс нашего государства на европейские стандарты в данной области предусматривает приведение национального законодательства в соответствие с этими стандартами, главной ценностью которых признаются человек и его права.

Осмысление специфики воплощения концепции естественного права в условиях переходного периода составляет глубинную философскую сущность правового построения в стране. Концепция и порождаемый ею принцип взаимной ответственности государства, общества и личности друг перед другом способствуют согласованию идеи сильной, крепкой государственности с принципами самоценности, свободы и неприкосновенности личности. Это положительно сказывается на попытках преодолеть отчужденность между государством, личностью и обществом как коллективной множеством образующих его субъектов. В правовом государстве должна господствовать право, а не интересы лиц, в руках которых находится власть, является выражением утверждения принципа верховенства права.


В условиях развития гражданского общества и правового государства программно определяющим для всего дальнейшего общественного развития является утверждение ценности категории «прав человека». Ведь отношения внутри гражданского общества должны формироваться на основе осознания неотъемлемости и неопровержимости естественных прав человека. На них должно опираться положительное законодательство государства. Они являются залогом эффективности всей системы социальных отношений, существующих в обществе и имеют соответствующий механизм своего обеспечения в правовом государстве.

Так, учитывая указанное, правовая система страны, как социального, правового государства призвана обеспечить частности установленную социальной политикой стабильность гражданского согласия путем провозглашения, реализации и охраны социально-правовых условий для стимулирования активной части населения на производительный труд как основу личного благосостояния; поддержание оптимального соотношения между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами; оказание адресной социальной поддержки; сокращении и ограничении масштабов нищеты; сдерживания безработицы; обеспечения надлежащего жизненного уровня граждан.

Поэтому, в настоящее время происходит формирование новой законодательной базы правового статуса личности, основанной на международно-правовых стандартах; формирование новых приоритетов взаимодействия интересов личности и государства, содержанием которых является признание лица высшей социальной ценностью, а его интересы - приоритетными; очистки категории правового статуса от идеологического и классового догматизма; переход от императивных методов регулирования правового статуса в диспозитивных.

В определении правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те основы, принципы, на основе которых осуществляется пользование этими правами и свободами - это их равенство, неотделимость, естественность, гарантированность. Это соответствующим основанием, основой осуществления любых правовых реформ в государстве, не только в сфере обеспечения прав и свобод человека, поэтому не следует путать эти основы с элементами правового статуса и не следует также относить к его содержанию.

Как справедливо подчеркивается в юридической литературе, «права человека - это минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждого человека, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе, независимо от особенностей его социально-правовой системы»[8].