Файл: Реформа электроэнергетики в России (Результаты проведения реформирования электроэнергетики в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, переход к конкурентной целевой модели (100% РСВ) не может произойти скачкообразно до момента ликвидации перекрестного субсидирования. В связи с этим при переходе к целевой конкурентной модели в НОРЭМ вводится рынок регулируемых договоров (РД). РД придет на смену существующему регулируемому сектору, действующему на оптовом рынке. По РД к покупателю будет привязано определенное количество поставщиков. Условием привязки является равенство стоимостей продаваемой поставщиками и покупаемой покупателями для своих потребителей электроэнергии. Существенным отличием РД является то, что электроэнергия больше не будет покупаться по тарифу на электроэнергию с учетом мощности, устанавливаемому ФСТ РФ для каждого участника оптового рынка. На его смену придет стоимость пакета РД на начальный момент запуска НОРЭМ, равная стоимости, определяемой по данному тарифу. В дальнейшем предполагается, что МЭРТ РФ будет индексировать стоимость пакета РД каждый год, одновременно снижая долю покупки электроэнергии по РД.

Действующая модель оптового рынка предполагала систему штрафов за отклонения в потреблении электроэнергии. В случае отклонения фактического потребления потребителей от их планового потребления, энергосбытовые компании (ЭСК) несли убытки. В данном случае, отклонения электроэнергии оплачивались покупателями по ценам, превышающим установленный для них тариф на электроэнергию с учетом мощности. ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» в системе договоров поставки с покупателями розничного рынка не предусматривает систему переноса стоимости отклонений на своих потребителей, о чем нельзя сказать про независимые энергоснабжающие организации (ЭСО), действующие на территории Воронежской области. Потребителям ЭСО часто приходится нести убытки за свои отклонения в потреблении.

В НОРЭМ предполагается изменение работы сектора отклонений на базе создания нового отдельного вида рынка – балансирующего рынка (БР). На БР будут докупаться/продаваться объемы электроэнергии, не прошедшие по РД и на РСВ.

Объем потребления электроэнергии может оказаться как выше, так и ниже запланированного в РД. По правилам НОРЭМ такие отклонения будут покупаться (продаваться) на свободном рынке. Основой рынка на сутки вперед является проводимый НП «АТС» конкурентный отбор ценовых заявок с определением часовых равновесных узловых цен и объемов поставки (покупки). Модель РСВ имеет два существенных отличия от действующего сектора свободной торговли.


Первым отличием РСВ является то, что если участник не смог купить необходимый объем электроэнергии на РСВ, у него нет возможности докупить эти объемы в РД сверх того, что он уже имеет по этому пакету договоров. Оставшийся объем покупается на БР, где цены на электроэнергию существенно выше. Таким образом, «возврат» покупателей в регулируемый сектор (основная характеристика существующего ССТ) прекращается.

Во-вторых, больше нет фиксированного 30%-го ограничения покупки электроэнергии на рынке на сутки вперед. На РСВ продаются/покупаются «лишние/недостающие» объемы электроэнергии по РД, а также объемы электроэнергии, используемые поставщиками для исполнения своих обязательств по РД, не собственным производством, а с помощью иных поставщиков.

С введением правил нового оптового рынка участники больше не разделяются на участников регулируемого сектора и участников сектора свободной торговли. Все они являются участниками оптового рынка, при этом:

– участники, потребление которых ФСТ РФ включено в плановый баланс и для которых установлены соответствующие тарифы, покупают всё своё потребление на НОРЭМ;

– участники бывшего сектора свободной торговли, а также любые другие покупатели, отвечающие техническим требованиям НОРЭМ, не менее 85% своего часового потребления (процент фиксируется до выхода потребителя на НОРЭМ) обязаны купить на розничном рынке у своей энергосбытовой компании (гарантирующего поставщика). Оставшееся потребление они покупают на РСВ. Такие покупатели называются «частичными» [11, c.107].

С момента запуска НОРЭМ потребители должны проводить тщательный анализ последствий от перехода к другой энергоснабжающей организации. В ранее действующей модели рынка потребители нередко переходили на поставку электроэнергии от своей энергосбытовой компании (АО-энерго) к независимым ЭСО. ЭСО привлекали к себе низкими тарифами, льготными условиями, часто не упоминая об оплате отклонений. В модели НОРЭМ требуется дважды подумать потребителю, прежде чем «перебежать» к новой ЭСО. Новые ЭСО будут являться в своем роде очередными перепродавцами. Большую часть электроэнергии с учетом мощности они будут приобретать все у той же энергосбытовой компании, а оставшуюся часть электроэнергии – на РСВ. Таким образом, новые ЭСО уже не смогут завлечь потребителей низкими отпускными тарифами.

Запуск НОРЭМ несет для его участников и потребителей новые риски. Проект правил функционирования ОРЭ предполагает множество «степеней свободы». Возникающая при этом неопределенность параметров будущего рынка является источником рисков для участников ОРЭ. Среди таких неопределенностей можно выделить следующие:


  • величина индексации цены, установленной при первоначальной привязке по РД, и поведение макроэкономических показателей;
  • состав контрагентов покупателей по регулируемым договорам;
  • влияние НОРЭМ на надежность энергоснабжения потребителей;
  • понимание новой договорной системы судебными и налоговыми органами;
  • темпы перехода от РД к РСВ, устанавливаемые МЭРТ;
  • отклонения фактических объемов потребления потребителей от плановых значений;
  • уровень цен на РСВ и на БР.

Отметим, что одна часть перечисленных неопределенностей не зависит от действий покупателей и их потребителей, в то время как другая полностью или частично ими определяется. Это влияет на степень управляемости соответствующих рисков и на выбор механизмов их снижения.

Попробуем разобраться в рисках, которые возникнут после запуска НОРЭМ. Основой анализа послужили проект Постановления Правительства о правилах функционирования оптового рынка электроэнергии (НОРЭМ), принципы НОРЭМ и информационные обзоры электроэнергетических изданий. Риски покупателей, связанные с вводом правил НОРЭМ, можно разделить на две категории: технические и экономические. Первые включают в себя риск снижения качества электроэнергии и надежности энергоснабжения, что может непосредственно сказаться на потребителях. Риски второй категории имеют четыре основные составные части:

  • отклонение роста инфляции от роста средневзвешенной цены по РД;
  • превышение цены на РСВ существующего прогноза роста цен;
  • высокие темпы снижения доли электроэнергии, покупаемой по РД;
  • высокие объемы отклонений фактического потребления от планового потребления.

Несмотря на то что риск снижения надежности и качества энергоснабжения потребителей всегда существует, сам факт перехода к НОРЭМ не должен оказать влияния на степень этого риска. Правила НОРЭМ изменяют финансово-экономическую надстройку функционирования электроэнергетики, но не технологическую базу. Оперативное диспетчерское управление будет осуществляться тем же системным оператором, и регламенты отработки внештатных ситуаций останутся неизменными. Более того, реформа предполагает повышение долгосрочной надежности поставок по мере развития рынка мощности.

При этом покупатели могут продолжать работу по хеджированию данных рисков путем введения в договоры со своими поставщиками и сетевыми организациями ответственности за снижение качества приобретаемой мощности. Вводимые принципы взаимодействия при отклонениях в качестве мощности позволят компенсировать энергосбытовыми компаниями убытки своих потребителей.


Переход от ежегодного регулирования тарифов к долгосрочным договорам с определенными правилами снижает неопределенность и ценовые риски для покупателей. В то же время существует вероятность установления формулы индексации, допускающей превышение цены РД над ростом инфляции. Однако вероятность этого риска низка, т.к. государство стремится сдерживать рост цен на электроэнергию.

Защитой покупателя от непропорционального роста тарифа является его право сократить объем закупки электроэнергии по пакету РД в пользу РСВ и/или договориться с поставщиком о снижении цены. Снижение доли РД, а следовательно, увеличение доли РСВ приведет к другому риску – высокой цене на РСВ. Средние цены на свободных рынках (РСВ и БР) превысят средние цены по РД для большинства участников, что обусловлено системой тарифообразования и возможностью покупателей по своей инициативе снижать долю электроэнергии, покупаемую по РД. Таким образом, разницу между объемами, запланированными по РД, и объемами фактического потребления придется покупать по цене, превышающей среднюю по РД.

Покупателям угрожают колебания цен по причине аварийных ситуаций, изменения спроса, низкой активности на рынке и нарушений правил функционирования рынка со стороны его участников. Хеджирование рисков ценовых колебаний возможно через заключение свободных двусторонних договоров на свободном рынке, где могут быть оговорены фиксированные объемы, либо указаны условия покупки (продажи) отклонений. Проект правил НОРЭМ предусматривает введение антимонопольного законодательства. Это позволит пресечь неконкурентные действия поставщиков, направленные на необоснованное завышение цены на РСВ.

В рамках НОРЭМ покупатели периодически будут играть роль поставщиков (в случае недопотребления своими потребителями объемов, предусмотренных в РД). Если в часы продажи электроэнергии сложившиеся цены на РСВ (БР) будут ниже цены покупки по РД, то покупатель понесет убытки. Такая ситуация может, например, сложиться в случае непредвиденно теплой погоды в январе, когда все потребители одновременно снизят потребление. Покупателю придется продавать излишки электроэнергии на РСВ (БР). Однако существенное понижение цен на свободном рынке маловероятно, так же как и необходимость продажи излишков электроэнергии в период низких цен.


Зарубежный опыт проведения реформ электроэнергетики

Начало 80-х гг. ХХ в. характеризовалось сосредоточением более 90% мощностей электростанций мира в национальных энергосистемах бывшего СССР, США, Канады, Японии и в европейских странах. Существовавшие межгосударственные энергообъединения в значительной мере способствовали разделению и объединению энергосистем западных и восточных штатов США и Канады, стран Северной Европы и др. Также следует подчеркнуть, что страны, в которых преобладает частное и смешанное владение энергохозяйством, и межхозяйственные объединения характеризуются процессами слияния энергосистем путем подписания долгосрочных соглашений купли-продажи электроэнергии, применения сезонного обмена электроэнергией и т.п. [14; c. 26].

Немаловажная роль в институциональной структуре энергосистем отводится таким институтам как координационные и консультативные советы, союзы и группы, которые успешно определяли условия внедрения текущих режимов, согласовывали различного рода рекомендации относительно сотрудничества и развития энергосистем. Для операций купли-продажи электроэнергии этого периода было свойственно их проведение между энергокомпаниями внутри их объединений, а для операций обмена электроэнергией – между компаниями соседних объединений. При этом приоритетным заданием управленческой деятельности энергопредприятий и их объединений было принятие таких решений, которые формировались на основе тщательного анализа ситуаций стабильного обеспечения конечного потребителя качественной электроэнергией в объемах, закрепленных на основе договора с максимально возможной при этом выгодой.

Государством, которое первым направило свое развитие по пути либерализации электроэнергетики, была Великобритания, разработавшая закон про электроэнергетику, который вступил в действие в 1983 г. Согласно данному акту были устранены существовавшие на тот период барьеры для частных генерирующих предприятий по вхождению на отраслевой рынок, которые обеспечивали неограниченный доступ к национальным электросетям для независимых производителей электроэнергии, что было невозможным до принятия данного закона. В 1988 г. правительство Великобритании опубликовало план по мероприятиям приватизации национального электроэнергетического сектора, которым были регламентированы следующие основополагающие цели национальной политики в области электроэнергетики: дифференциация субъектов электроэнергетической отрасли на отдельные предприятия в разрезе видов деятельности; ликвидация вертикальных интеграционных связей; либерализация генерации; реформирование структуры распределения электрической энергии между регионами и розничного энергоснабжения на региональном уровне; внедрение пошаговой либерализации розничного энергоснабжения [16, c.178].