Файл: Реформа электроэнергетики в России (Результаты проведения реформирования электроэнергетики в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важной причиной низкого уровня эффективности электростанций является значительный объем устаревшего энергетического оборудования. Поэтому главным внутренним вызовом энергетической политики России является необходимость глубокой и всесторонней модернизации электроэнергетики. Сведения о степени износа основных фондов коммерческих организаций России, за исключением субъектов малого предпринимательства, в сопоставлении с показателями по виду деятельности производства и распределения электроэнергии, газа и воды за 2004-2015 гг. представлены нами по данным Росстата России (рис. 6).

Рисунок 6. Износ основных фондов организаций, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа, воды за 2004-2015 гг.,%

Согласно сведениям, представленным на рис. 6, в 2004 году степень износа основных фондов электроэнергетики составляла 54,5%, что превышало среднее значение по всем видам экономической деятельности (43,5%). В результате реформирования отрасли степень износа основных фондов в электроэнергетики в 2015 году сократилась до 40,2%, при среднем значении по всем видам экономической деятельности, составившем 48,2% [24]. Однако доля вновь введенного оборудования энергетического оборудования в России за последние годы остается достаточно низкой. Недостаточные инвестиции в обновление основных производственных фондов, а также в их реконструкцию и модернизацию могут привести к техническим ограничениям и снизить надежность энергоснабжения потребителей. Проблема физического и морального устаревания электроэнергетического оборудования является очень острой и представляет угрозу энергетической безопасности России. Высокий уровень изношенности энергетического оборудования увеличивает также риски возникновения аварий на объектах электроэнергетики. Только вывод из эксплуатации устаревшей инфраструктуры и масштабные инвестиции в новые эффективные мощности позволит повысить конкурентоспособность и эффективность отечественных энергетических компаний, улучшит экологические характеристики отрасли, снизит риски возникновения аварий.

Внутренние и внешние проблемы развития электроэнергетики в России и стратегия развития


С целью дальнейшего реформирования и повышения эффективности электроэнергетики Правительством Российской Федерации была разработана Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р. В связи с геополитическим кризисом 2014 года, введением рядом стран финансовых и технологических санкций против России, волатильностью мировых цен на энергоносители и ужесточением глобальной конкуренции на ресурсы Министерством энергетики РФ был разработан проект Энергетической стратегии до 2035 года (ЭС-2035), находящийся на стадии согласования.

В настоящее время важнейшими внешними вызовами российской электроэнергетики являются масштабная трансформация и нестабильность мировых энергетических рынков, а также чрезмерная зависимость оборудования и инновационных технологий от импорта. Подробное обоснование этого и ряда других факторов, а также актуальных задач по их устранению представлено нами в табл. 3.

Таблица 3. Внешние вызовы развития электроэнергетики России [21]

Внешние вызовы

Актуальные задачи развития

Трансформация и нестабильность мировых энергетических рынков под влиянием:

– геополитической и межтопливной конкуренции (традиционных и возобновляемых источников энергии),

– высоких темпов научно-технического развития,

– волатильности цен на энергоносители,

– неизбежности экономических кризисов

Повышение конкурентоспособности электроэнергетики России, создание благоприятных условий для ее диверсификации и поддержки участия российских компаний в международных проектах в энергетической сфере. Содействие развитию экспорта электроэнергии прежде всего в страны Северо-Восточной Азии. Формирование общего рынка электроэнергии Евразийского экономического союза

Технологическое отставание отрасли от уровня передовых стран в использовании прогрессивных оборудования и технологий. Низкая инновационная активность компаний отрасли

Стимулирование и поддержка инновационной активности, инвестиций в НИОКР и инновации, использования перспективных технологий и оборудования

Чрезмерная зависимость электроэнергетики России от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала в условиях экономических санкций

Необходимость энергетического самообеспечения: увеличения закупок отечественного оборудования, программного обеспечения, технологий и услуг


В то же время электроэнергетика России сталкивается с комплексом внутренних проблем, которые в совокупности с задачами развития электроэнергетики России, систематизированы нами в табл. 4.

Таблица 4. Внутренние проблемы развития электроэнергетики России [21]

Внутренние проблемы

Актуальные задачи развития

Замедленное посткризисное развитие экономики и электроэнергетики России

Рост финансовой стабильности субъектов отрасли и надежности электроснабжения

Старение и высокий уровень износа основного энергетического оборудования, низкие темпы его обновления. Эксплуатация энергетического оборудования за пределами нормативных сроков при недостатке стимулов для вывода его из эксплуатации или модернизации. Ограниченные возможности для привлечения долгосрочных финансовых ресурсов

Разработка и реализация новых механизмов привлечения инвестиций в развитие электроэнергетики, модернизацию и обновление энергетического оборудования, вывода из эксплуатации или модернизации экономически неэффективного, физически и морально устаревшего оборудования с введением необходимого объема новых мощностей

Высокий уровень энергоемкости и электроемкости ВВП, низкая энергоэффективность отрасли

Развитие потенциала энергосбережения и энергоэффективности. Снижение уровня энергоемкости и электроемкости ВВП

Низкая доля возобновляемых источников энергии и малой распределительной генерации в структуре производства электроэнергии, необходимость структурной трансформации электроэнергетики

Оптимизация структуры электроэнергетики по типам генерации и видам используемых энергоресурсов, эффективное сочетание централизованного энергоснабжения, распределенной генерации и ВИЭ

Негативное влияние электроэнергетики на окружающую среду

Снижение до технологического и экономического предела показателей загрязнения.

Продолжение табл.4

Внутренние проблемы

Актуальные задачи развития

Незавершенность модели функционирования внутренних энергетических рынков, недостаточный уровень конкуренции на рынке электроэнергии и мощности.

Проблема перекрестного субсидирования и установления экономически обоснованных цен (тарифов) на электроэнергию.

Отсутствие обязательных требований к субъектам и объектам электроэнергетики, их созданию и эксплуатации, техническим характеристикам, персоналу

Повышение конкуренции и эффективности функционирования энергетических рынков. Развитие энергетической инфраструктуры.

Ликвидация всех видов перекрестного субсидирования и переход к полноценному долгосрочному ценообразованию.

Совершенствование государственной системы регулирования, формирование нормативной правовой базы, защищающей права инвесторов. Устранение необоснованных административных барьеров

Нехватка квалифицированных кадров

Полное обеспечение квалифицированными кадрами


С целью дальнейшего реформирования и повышения эффективности электроэнергетики Правительством Российской Федерации была разработана Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р. В связи с геополитическим кризисом 2014 года, введением рядом стран финансовых и технологических санкций против России, волатильностью мировых цен на энергоносители и ужесточением глобальной конкуренции на ресурсы Министерством энергетики РФ был разработан проект Энергетической стратегии до 2035 года (ЭС-2035), находящийся на стадии согласования.

Цель и ключевые задачи Энергетической стратегии России до 2035 года представлены на рис. 7.

Рисунок 7. Цель и задачи Энергетической стратегии России до 2035 [21]

Энергетическая стратегия России предполагает выполнение задач по В основу Энергетической стратегии России положено структурно и качественно новое состояние энергетического сектора страны, максимально содействующее ее динамичному социально-экономическому развитию [5, c.13], обеспечению потребностей социально-экономического развития страны энергетической продукцией и услугами по объему, номенклатуре и качеству, гарантирующими энергетическую безопасность страны и надежность производственной структуры энергетики. Задача же по совершенствованию территориально-производственной структуры ТЭК предполагает гармоничное энергетическое развитие российских регионов, создание новых топливно-энергетических и энергопромышленных комплексов, стимулирующих развитие российских регионов, экономически обоснованное развитие распределенной генерации, использование местных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии. А обеспечение технологической независимости энергетического сектора России предполагает стимулирование инновационного импортозамещения, развитие национального рынка высокотехнологичной продукции и технологий, повышение технологической конкурентоспособности российского ТЭК вплоть до активного участия России в формировании мировых технологических трендов.

В целях достижения устойчивой структуры генерирующих мощностей ЭС-2035 предусматривается развитие всех типов электростанций, в том числе малых распределительных генерирующих установок и электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Последние представлены в России, главным образом, гидроэнергетикой, также с 2015 года в России функционируют 3 геотермальные, 23 солнечные и 29 ветряных электростанций. В настоящее время главной проблемой использования возобновляемых источников энергии является их низкая конкурентоспособность. В то же время Россия обладает значительным потенциалом развития возобновляемой энергии, что превращает Россию потенциального «зеленого гиганта» энергетики [23].


Даже при условии низких темпов роста спроса на электроэнергию в средне – и долгосрочной перспективе важнейшим приоритетом остается реконструкция и модернизация мощностей генерации, что может стать гарантией для развития отечественной промышленности. Актуальной проблемой является разработка нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику после реализации уже заключенных договоров поставки мощности 2011-2015 гг., в том числе путем совершенствования системы налогового стимулирования инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Целевым показателем ЭС-2035 является рост среднегодовых инвестиций в энергетический сектор в 1,15-1,25 раза после преодоления краткосрочного спада [5, c.70].

Таким образом, анализ производственных показателей, свидетельствует о том, что электроэнергетика России находится в стадии активного развития. Дальнейший успех реформы во многом будет определяться своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиями.

Заключение

Электроэнергетика России за короткое время прошла через огромные преобразования: изменилась система государственного регулирования, структура отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии и мощности, созданы новые компании. Реформирование российской электроэнергетики осуществлялось с целью привлечь дополнительные инвестиции для модернизации отрасли и повышения ее эффективности.

Реформа отрасли в значительной степени способствовала развитию электроэнергетики России. В то же время важнейшими проблемами продолжают выступать технологическое отставание от уровня развитых стран, высокий уровень износа основных фондов, низкая доля возобновляемых источников энергии и объектов малой генерации в структуре производства электроэнергии. Вызовом для энергетики России является необходимость энергетического самообеспечения в условиях экономических санкций и высокой зависимости от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала. Дальнейший успех реформ в электроэнергетике во многом будет определяться своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиями.

По состоянию на 2015 г. в России функционируют 105 энергосбытовых организаций. Энергосбытовая деятельность потенциально является одним из наиболее конкурентных сегментов электроэнергетической отрасли. Уже сегодня на региональных энергосбытовых рынках присутствует конкуренция между выделяющимися из АО-энерго энергосбытовыми компаниями, традиционными оптовыми перепродавцами электроэнергии в лице муниципальных распределительных сетей и новыми игроками рынка. По мере дальнейшей либерализации энергосбытового рынка конкуренция будет только ужесточаться и энергосбытовым компаниям необходимо уже сегодня начинать подготовку к эффективному функционированию в новых условиях.