Файл: Реформа электроэнергетики в России (Результаты проведения реформирования электроэнергетики в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Электроэнергетика является системообразующей отраслью российской экономики и вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие страны. Залогом успешного экономического развития России является конкурентоспособность национальной экономики, а надежное функционирование и устойчивое развитие электроэнергетики как основы жизнеобеспечения определяет энергетическую безопасность страны.

Современный этап развития электроэнергетической отрасли большинства стран мира, в том числе и России, характеризуется различными структурными трансформационными сдвигами, основная цель которых не ограничивается только лишь процессом либерализации отношений субъектов отрасли, а предполагает формирование оптимального комплекса институтов в контексте устойчивого развития данной сферы в перспективе. Но при этом следует обратить внимание на наличие определенных существенных различий регуляторного характера, присущих энергетическим отраслям в разных странах. Здесь доминируют тенденции к сокращению количества выбросов вредных веществ в странах Европы и Северной Америки, наряду с ростом генерации электроэнергии в азиатских странах. Указанное позволяет предположить, что в долгосрочном периоде нарастающие темпы роста мощности мировой энергетики будут происходить на одинаковом уровне.

Объектом исследования в курсовой работе являются электроэнергетика Российской Федерации.

Предмет исследования – проводящиеся в электроэнергетике России реформы.

Цель исследования – углубленное изучение реформ, затрагивающих электроэнергетику России, и перспектив развития этой отрасли экономики.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. изучить причины и сущность реформирования электроэнергетики в России;
  2. проанализировать результаты проведения реформ электроэнергетики в России;
  3. охарактеризовать перспективы развития электроэнергетики в России.

Методологической основой исследования в курсовой работе являются учебная и методическая литература, статьи в периодической печати и Интернет-ресурсы.

  1. Причины и сущность реформирования российской электроэнергетики


Предпосылки проведения реформ в электроэнергетике России

Негативные тенденции в электроэнергетике России начали проявляться с середины 1980-х гг.: на фоне общего спада экономики электроэнергетика фактически становилась донором для других отраслей промышленности.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:

  • по технологическим показателям российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах;
  • отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению;
  • в отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис;
  • отсутствовала платежная дисциплина;
  • предприятия отрасли были информационно и финансово непрозрачными;
  • доступ на рынок был закрыт для новых, независимых участников.

В электроэнергетике сложилась следующая ситуация (рис.1)

Рисунок 1. Структура электроэнергетики в 2000г.

Отсутствие стимулов к снижению производственных затрат предприятиями отрасли породило ценообразование на основе издержек. Цены (тарифы) нередко включали все фактические расходы. Отсутствие прозрачности функционирования энергетических компаний, невозможность достоверно определить ресурсы, необходимые для поддержания и развития предприятий, сдерживание тарифов регулирующими органами (электроэнергия дорожала медленнее большинства других товаров) на фоне раздутых производственных издержек привели к тому, что перед началом реформы более половины предприятий отрасли оказались убыточными. На фоне сокращения собственных средств энергокомпаний резко уменьшился объем инвестиций, катастрофически не хватало средств на поддержание и модернизацию оборудования. Даже в самых благополучных энергосистемах европейской части России износ основных производственных фондов превысил 50% и стал приближаться к значениям, при которых ремонт оборудования обходится дороже его замены [7, c. 34].

Действующая модель электроэнергетики негативно отражалась и на развитии других секторов экономики. Нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно - коммунального хозяйства, недооценка стоимости энергоресурсов, отсутствие стимулов к энергосбережению привели к тому, что удельная энергоемкость экономики России (расход энергии на единицу ВВП) в 2–3 раза превысила соответствующий показатель развитых стран. Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили бы существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.


Таким образом, к 2001 г. стала очевидной необходимость реформирования электроэнергетики.

Сущность реформирования электроэнергетики в России

Стратегическая цель реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Задачи реформы определены Постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» и заключались в обеспечении устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышения эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей (рис.2).

Рисунок 2. Разделение монопольных и конкурентных секторов

В результате реформирования должен быть организован конкурентный рынок электроэнергии, позволяющий повысить инвестиционную привлекательность организаций электроэнергетики. В ходе реформы предполагалось изменить структуру отрасли: разделить естественно-монопольные (передача электроэнергии, оперативно - диспетчерское управление) и потенциально конкурентные (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функции, а вместо прежних вертикально-интегрированных компаний создать структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности (рис.3).

Рисунок 3. Разделение АО-энерго с последующей интеграцией

Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе планировалось перевести в частную собственность, что обеспечит конкурентные условия их функционирования. В естественно-монопольных сферах, напротив, должно было происходить усиление государственного контроля [8, c.14].

Создание условий для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки, позволит повысить эффективность всей отрасли.


С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в «Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005–2008 гг. «5+5».

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализирующиеся на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и др.) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов либо являются общероссийскими. Магистральные сети переводятся под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрируются в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору [9, c.41].

Активы генерации объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («ГидроОГК») – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Новая модель рынка электроэнергии, задуманная как промежуточный этап между регулируемым и свободным рынками, упраздняет деление на участников регулируемого сектора и сектора свободной торговли: все они становятся участниками оптового рынка. Она предполагает наличие нескольких механизмов торговли: долгосрочного рынка регулируемых договоров, краткосрочного рынка «на сутки вперед» (РСВ) и балансирующего рынка (БР), где участники рынка будут продавать/покупать отклонения своего фактического графика от планового. Новшеством является введение рынка на сутки вперед, основанного на принципе конкурентного отбора.

С введением правил нового оптового рынка электроэнергии больше не должно быть деления на участников регулируемого сектора и участников сектора свободной торговли. Все, кто покупает или продает электроэнергию (мощность) в любом из секторов, являются участниками оптового рынка.


Основой НОРЭМ (Нового оптового рынка электроэнергии и мощности) станет система регулируемых договоров на поставку электрической энергии (мощности). В соответствии с условиями таких договоров поставщик обязан поставить договорной объем электроэнергии (мощности), а покупатель в свою очередь обязан оплатить договорной объем вне зависимости от величины собственного планового потребления. Причем объемы электрической энергии устанавливаются на каждый час периода действия договора. Поскольку дефицит электроэнергии в стране все время нарастает, такие жесткие условия будут в значительной мере дисциплинировать участников оптового рынка.

Помимо регулируемого договора как способа торговли электроэнергией на НОРЭМ сохраняются свободные двусторонние договоры, а также вводится новый сектор – рынок на сутки вперед. Основой рынка на сутки вперед является конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед с определением часовых равновесных узловых цен и объемов поставки или покупки. На этом секторе рынка участники смогут продавать «лишние» либо покупать недостающие объемы электроэнергии, но уже совсем по иным ценам, чем определенные регулируемыми договорами.

Еще одной особенностью новой торговой системы является то, что, начиная с 2007 г., ежегодно устанавливаются предельные максимальный и минимальный объемы электрической энергии и мощности в регулируемых договорах, исходя из их ежегодного уменьшения в пределах от 5 до 15%. Это входит в сферу деятельности Минэкономразвития России совместно с Минпромэнерго России, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой. Предельный гарантированный объем закупаемой электроэнергии будет с каждым годом уменьшаться, а доля закупок по свободным рыночным ценам будет расти.

Новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (НОРЭМ) существенно меняют принципы работы рынка. В результате участники рынка – поставщики и покупатели (энергосбытовые компании и независимые энергосбытовые организации) получат как новые возможности, так и новые риски, обусловленные введением новых правил. Новая модель НОРЭМ позволяет ближе подойти к конкурентной целевой модели функционирования оптового рынка электроэнергии. В дальнейшем предполагается, что роль государства сведется к минимуму. Покупатели будут оплачивать электроэнергию по конкурентным ценам, которые будут складываться на оптовом рынке – РСВ. Каждый потребитель будет платить ровно столько, сколько стоит произвести электроэнергию, оплатить услуги и передать ее до данного потребителя.