Файл: Реформа электроэнергетики в России (Результаты проведения реформирования электроэнергетики в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начало реструктуризации монополии государственного типа в сфере электроэнергетики было положено принятием соответствующего закона в 1990 г., основные положения которого регламентировали вопросы энергоснабжения реорганизации электроэнергетической отрасли. Данный нормативно-правовой акт закреплял основные процедуры по преобразованию предприятий электроэнергетической отрасли в процессе проведения ее реформирования. Британская модель предполагала разделение процессов передачи и диспетчеризации электроэнергии, которые по-прежнему оставались секторами естественной государственной монополии в сфере производства и сбыта.

Таким образом, институциональные преобразования в электроэнергетике Великобритании задекларировали создание предприятий по производству электроэнергии с дальнейшей приватизацией [10; c.13]. На данные предприятия были возложены обязанности по продаже электроэнергии путем проведения централизованного аукциона, устанавливающего единые цены и объемы снабжения электроэнергией от отдельных продавцов на следующие 24 часа (тип рынка «вперед на сутки» или так называемый «энергетический пул оптового типа»). Подобная схема организации рынка предусматривала выполнение функции покупки электроэнергии региональными электроэнергетическими компаниями на энергетическом пуле с дальнейшим ее конечным распределением потребителям.

По данным некоторых источников первый эксперимент по организации элементов конкурентного рынка электроэнергии был проведен в Чили [19, c.49].

В целом специалисты характеризуют последствия институциональных преобразований отрасли, как положительные. Однако наряду с позитивным опытом проведения эффективной политики либерализации электроэнергетической отрасли в Великобритании, существуют примеры негативного опыта в других развитых странах.

Ярким примером неэффективных реформ в области электроэнергетики отметились США, когда в результате трансформаций в данной отрасли в штате Калифорния были отмечены факты отключения света с последующим нарушением жизнедеятельности целого штата [25].

Проведенный в Калифорнии переход к конкуренции затронул исключительно сферу электрического сектора экономики, но одновременно с этим выбор направления в реформах способствовал появлению многих других проблем. Процесс упорядочения ценообразования путем установления ценовых границ задел только розничные цены с целью защиты потребителей, но не затронул оптовые цены. К тому же энергосистема штата характеризовалась маленьким резервом мощности, поэтому по мере роста потребления оптовые торговцы электроэнергией начали обосновано повышать цены. В то время как распределительные компании, поставляющие электроэнергию предприятиям и жилищному сектору, не имели оснований для превышения установленных ценовых границ. И как следствие, многие крупные распределительные компании оказались у черты банкротства, поскольку не имели возможности осуществлять покупку электроэнергии по высоким ценам и терять собственные средства.


Пример США стал в определённой степени поучительным уроком для стран Европы, которые также стремились в своей политики к открытому и конкурентному рынку электроэнергии. При этом надежность и бесперебойность подачи электроэнергии, которые всегда были нормой для этих стран, стали первоочередным заданием на повестке дня, в тот момент, когда Европейская комиссия поддерживала введение конкуренции преимущественно в сфере преобладания государственной или частной монополии.

  1. Результаты проведения реформирования электроэнергетики в России

Характеристика начального этапа проведения реформ

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 г. с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Тулэнерго». Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 г. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 г. была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 г. началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 г. созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 г.) Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 г. также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 г. процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний уступают место новым компаниям целевой структуры отрасли. Почти все они уже учреждены, однако требуется время для завершения процесса их формирования, в ходе которого каждая компания приобретет целевую конфигурацию.


Итоги развития электроэнергетики в 2015г.

Привлеченные в результате реформирования частные инвестиции позволили существенно увеличить размер резервной мощности энергосистемы России. Данные о вводах новых генерирующих мощностей в России за 2011-2015 годы представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ввод генерирующих мощностей по России за 2011-2015 гг., ГВт [21]

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

1

2

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Установленная генерирующая мощность по России, в том числе

218,2

100

223,1

100

226,4

100

232,4

100

235,3

100

2

Ввод новых мощностей

4,7

2,2

6,3

2,8

4,0

1,8

7,6

3,3

4,9

2,1

Ввод новых производственных мощностей за 2011-2015 гг. равнялся 27,5 ГВт, что составляет 11,7% установленной генерирующей мощности России в 2015 г. (235,3 ГВт). Рекордным по вводу в эксплуатацию новых генерирующих мощностей (7,6 ГВт) стал 2014 год. В 2015 году ввод генерирующих мощностей снизился до 4,9 ГВт. За анализируемый период были введены в эксплуатацию Богучарская ГЭС, Няганская ГРЭС, Южноуральская ГРЭС-2, Усть-Среднеканская ГЭС. Строительство новых станций производится в России на основе передовых технологий [25, c. 22].

К числу ключевых показателей, характеризующих состояние электроэнергетики России относятся объемы выработанной и потребленной электроэнергии, коэффициент использования и структура установленной мощности электростанций, уровень износа основных производственных фондов и другие.

Российская энергосистема включает в себя тепловые электростанции, объекты атомной энергетики и гидроэнергетики. Динамика производства электроэнергии в Российской Федерации по типам электростанций за 2006-2015 гг. рассчитана нами по данным ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» и представлена на графике (рис. 4).


Рисунок 4. Динамика производства электроэнергии в России за 2006-2015

Производство электроэнергии в России за 2006-2015 гг. увеличилось с 995,8 млрд. кВт*ч. до 1026,9 млрд. кВт*ч., то есть на 3,12% [21, c.15]. Целевое видение развития электроэнергетики в соответствии с Проектом ЭС-2035 предполагает рост производства электроэнергии в 1,3-1,4 раза к 2035 году, что соответствует среднегодовому темпу роста 1,5-1,9% [5, c.32].

Установленная мощность электростанций представляет собой сумму паспортных мощностей всех генераторов электростанций и изменяется в результате реконструкции действующих генераторов или ввода в эксплуатацию нового оборудования. Исходя из данных ОАО «Системный оператор единой энергетической системы», мы проанализировали структуру установленной мощности по видам электростанций России за 2010-2015 гг. (табл. 2).

Таблица 2. Структура установленной мощности по видам электростанций России за 2010-2015 гг.,% [21]

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014г.

2015 г.

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

3

1

Всего по России

214,9

100

218,2

100

223,1

100

226,3

100

232,4

100

235,3

214,9

2

ТЭС

146,3

68,1

149,3

68,4

152,6

68,4

154,5

68,3

158,5

68,2

160,2

146,3

3

ГЭС

44,3

20,6

44,5

20,4

45,3

20,3

46,6

20,6

47,6

20,5

47,8

44,3

4

АЭС и прочие ЕС

24,3

11,3

24,4

11,2

25,2

11,3

25,2

11,1

26,3

11,3

27,3

24,3


Россия является четвертой после США, Китая и Японии страной по объему установленной мощности [14, c.470]. За 2010-2015 гг. установленная мощность электростанций России возросла с 214,9 ГВт до 235,3 ГВт, главным образом, за счет ввода новых генерирующих мощностей в ходе реформирования отрасли, что свидетельствует о результативности реформ в данном направлении. Структура установленной мощности российской электроэнергетики в 2010-2015 гг. отличается стабильностью. Наибольший (около 68%) удельный вес в структуре установленной мощности приходится на тепловые станции, удельный вес гидроэлектростанции составляет около 20%, атомных электростанций – не многим более 11% [5, c.22].

Производство электроэнергии на основе ВИЭ в 2015 году составило 2,3 млрд. к Вт-ч, что составляет 0,22% от общего объема производства электроэнергии и является крайне низким. В мировом энергобалансе в 2015 году доля возобновляемых источников энергии составляла около 6% [17, c.45]. Стратегическим ориентиром ЭС-2035 является рост производства электроэнергии на основе ВИЭ в 13-20 раз (с 2,3 млрд кВт*ч в 2015 году до 29-46 млрд кВт*ч в 2035 году), которого предполагается достичь за счет привлечения инвестиций в сектор ВИЭ и повышения их экономической эффективности на основе отечественных научных разработок [5, c.64]. Установленная мощность объектов генерации на основе ВИЭ к 2024 году должна составить 5,9 Гвт [17, c.50]. Развитие возобновляемой энергетики в России нуждается активной государственной поддержке и стимулировании, в том числе, на основании использования механизмов налогообложения. В свою очередь, развитие возобновляемой энергетики позволит обеспечить устойчивый экономический рост и энергетическую безопасность России, особенно в отдаленных районах.

Эффективность использования установленной мощности электростанций ЕЭС России характеризуется коэффициентом использования установленной мощности, динамика которого за 2010-2015 годы по видам электростанций России (без учета электростанций, принадлежащих промышленным предприятиям) составлена нами на основе данных ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» и представлена на графике (рис. 5).

Рисунок 5. Коэффициент использования установленной мощности по видам электростанций России за 2010-2015 гг.,% [21]

Наиболее эффективное использование производственных мощностей, как видно из рис. 5, наблюдается в атомном секторе электроэнергетики, где коэффициент использования установленной мощности за 2010-2015 гг. вырос с 81,6% до 84,7%. Коэффициент использования установленной мощности по объектам ТЭС и ГЭС за анализируемый период, напротив, сократился с 52,9% до 47,2% и с 40,8% до 38,3%, соответственно. Средний уровень эффективности угольных электростанций в России по состоянию на 2014 год составляет 34,9%, станций, работающих на газе – 38,3% (сравненим с уровнем эффективности в странах ОЭСР, где угольных станций 45% и современных парогазотурбинных установок 58%) [23].