Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ выбранного стиля руководства в организации ООО «Дунай»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Стиль руководства в организации и его виды.

1.1. Понятие стиля руководства и его формирование.

1.2. Классификация стилей руководства.

1.3. Тенденции выбора стиля руководства в организации

1.4 Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность

2 Теории рассматривающие стили руководства

2.1 Теории X и Y Дугласа МакГрегора

2.2 Модель Рэнсиса Лайкерта

2.3 Управленческая решетка Блейка и Мутона

2.4 Ситуационные модели управления

2.5 Подход « путь-цель» Митчела и Хауса

2.6 Теория жизненного цикла

3 Анализ выбранного стиля руководства в организации ООО «Дунай». Мероприятия и рекомендации по его совершенствованию

3.1. Характеристика ООО «Дунай»

3.2 Профессиональные качества управляющего ООО «Дунай»

3.3 Стиль руководства в ООО «Дунай»

3.4 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию управленческой культуры руководства ООО «Дунай»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Объектом управления в менеджменте является организация. Организация - это сложный организм, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели . Организации, добивающиеся успеха, отличаются от других организаций , тем что имеют более организованное и эффективное руководство.

Стиль руководства очень часто , определяет результаты деятельности организации. Есть множество примеров того, когда руководитель выбирает правильный стиль руководства и привод отстающий коллектив к пробуждению способностей, тем самым организация поднимается вверх. Но бывает так, что при выборе неправильного стиля руководства, руководитель может погубить эффективность своего коллектива.

Актуальность данной темы заключается в том, что вопросы связанные с эффективностью управления в организации , изучаются с давних времен. Но целенаправленное изучение началось только благодаря Фредерику Уилсону Тейлору. За это время было проведено множество исследований , но до сих пор нет определенного согласия того, какой стиль руководства нужно использовать в организации.

Объектом данной работы является организация ООО « Дунай».

Предметом исследования является анализ стиля руководства в ООО «Дунай»

Цель заключается в изучение понятия и видов стиля руководства.

Исходя из цели вытекают следующие задачи :

- изучить формирование, виды и тенденции стиля руководства

- изучить характеристики ООО «Дунай»

- проанализировать стиль руководства в данной организации , а также мероприятия и рекомендации по его эффективности

1.Стиль руководства в организации и его виды.

1.1. Понятие стиля руководства и его формирование.

Стиль руководства - это определенная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным ,дабы оказать на них влияние , для достижения целей организации. Степень оказанного влияния , типы власти, забота о своих подчиненных и выполнении задач- это все отражает стиль руководства , а он в свою очередь характеризует данного руководителя.

Формирование стиля руководства - это сложный процесс , в котором присутствует множество различных факторов. Стиль руководства складывается у руководителя в процессе его работы и опыта , он учитывает его профессиональную подготовку , развитие организации и коллектива, а также территориальное расположение.


Он формируется как осознанная потребность для поиска условий благоприятной деятельности, преодоления различных противоречий при достижении целей, а также переход от эмоционального к рациональному познанию среды.

Выбор стиля руководства определяет сочетание объективных и субъективных факторов воздействия.

Объективные факторы формируются под воздействием окружающей среды и проявляются в потребности управления и в условиях осуществления данной деятельности :

- целенаправленность;

- профессионализм;

- полномочия (полнота возможностей);

- разделение и специализация управленческой деятельности и т.д.

Субъективные факторы зависят от особенностей личности руководителя, они играют главную роль в управлении . К ним относятся :

- психологические черты;

- эмоциональная структура личности;

- личная организованность;

- интеллектуальный потенциал и т.д.

Таким образом, получается , что каждая организация представляет собой уникальную коллектив ,который объединяется целями , задачами, где руководитель - это уникальная личность, имеющая определенные способности, посредством различных факторов, определяют стиль управления применяющийся потом на практике.

1.2. Классификация стилей руководства.

Понятие о стилях руководства в своих работах, первым предложил Курт Левин со своими сотрудниками. Ими были выделены две основные стороны руководства:

- содержание решений, предложенных лидером их группы;

- и техника их осуществления.

С этих самых пор изучению стиля руководства уделялось большое внимание. Многие авторы предлагали описание стилей руководства в своих работах. Из этого сложилось несколько классификаций, но наиболее распространенная считается классификация на работах Курта Левина. Согласной ей выделаются :

- авторитарный (автократичный, директивный или диктаторский );

- демократический ( коллегиальный);

- либеральный ( попустительский или анархический).

Рассмотрим каждый из этих стилей поподробней.

Авторитарный стиль управления подразумевает жесткое управление. Он характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя. Руководитель может быть груб и резок, требует незамедлительного выполнения распоряжений , а порой принимает все решения единолично не давай проявиться себя коллективу.


Для этого стиля характерна четкая постановка целей, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний и т.д. Члены коллектива постоянно находятся под давлением, у них возникает неопределенность относительно своих будущих действий.

В данном стиле можно выделить три подтипа руководителей:

- Жесткий. Данный руководитель бывает строг, но справедлив. Он придерживается определенной субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место» в коллективе.

- Хозяйский. В основном такой подстиль встречается у тренеров спортивных команд . Руководитель навязывает свою позицию отцовской заботы о подчиненных. Он часто вмешивается в их личные дела, уделяет повышенное внимание о их материальном достатке и т.д. Такой подстиль руководства лишает подчиненных самостоятельно развиваться .

- Непоследовательный. Как правило, к данному подтипу можно отнести деспотичного, несобранного, а где-то даже неумелого руководителя. Он резок, груб, проявляет видимость своего могущества, но в тоже время может быть не уверен в себе, в своих ответах и задачах. В основном выдвигает для решения задач более слабого, умного, но покорного подчиненного.

Демократический стиль - это такой стиль где руководитель решает все вопросы совместно с коллективом. Он является наиболее действенным стилем, т.к. он обеспечивает наибольшую вероятность принятия правильных решений в тех или иных задачах, инициативу и активность подчиненных, благоприятный психологический и эмоциональный климат в коллективе, а так же его сплоченность.

В данном стиле руководства отсутствует жесткость, агрессия и поэтому руководитель, который придерживается данного стиля, должен компенсировать большей включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и тактика -это главное «оружие».

Демократический стиль можно разделить на две типа управления ;

- Парсипативное управление- направленно на раскрепощение талантливых, активных, творческих работников. Например, если работник заинтересованно принимает участие в делах фирмы и получает от этого удовлетворение, то он работает более эффективно и качественно.

- Консультативный управление сводится к тому что руководитель полностью доверяет своему коллективу, обращается к ним за советом. Ответственность за неудачи в работе он разделяет со своим коллективом.

Либеральный стиль отличается от всех отсутствием собственной инициативы, нежелание принимать какие либо решения и не ответственным поведением за свои решения, особенно, те которые связаны с определенным риском. В основном по характеру такие руководители нерешительны, слишком добродушными, бояться каких либо конфликтов или ссор в коллективе. Задачи стоящие перед фирмой он пускает на самотек и вмешивается в них только тогда, когда члены его коллектива самостоятельно обращаются к нему за советом.


1.3. Тенденции выбора стиля руководства в организации

Что значит управлять? Управлять организацией - это значит воздействовать на него таким образом, чтобы оно достигало поставленных перед ним задач сохраняя устойчивость показателей деятельности труда в изменяющих условиях внешней среды.

Для этого руководителю трудно следовать шаблонам классифицированных стилей и удовлетворять всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль руководства невозможно выбрать, он складывается подсознательно и постепенно исходя из опыта, пока из всего этого не сложится определенная совокупность приемов общения и управления подчиненными, позволяющая находить правильное решение тех или иных задач.

Помимо этого на формирование стиля руководства сказывается вид деятельности организации и конкретные ситуации в ней. Например, в одних у него может авторитарно-деловой стиль , а в других демократический.

Так же для осуществления контроля руководитель руководствуется тремя переменными:

- отношение руководителя с подчиненными. Она отражает уровень поддержки, доверие , уважение проявляемые подчиненными в отношении руководителя.

- структурированность работы- это ясность цели донесенная руководителем до подчиненных, определение действий для ее достижения и т.д.

- должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень власти в занимаемой им должности.

Из этого следует что не стиль руководства определяет руководителя, а руководитель стиль. Тенденция выбора стиля зависит от множества ситуаций, но всех их объединяет одно, это эффективное достижение поставленных целей и задач.

1.4 Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность

Стиль руководства - это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.

Необходимо отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших» стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.


Преимущества авторитарного стиля состоят из:

- успешности при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;

- обеспечения четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;

- обеспечения в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;

Недостатки авторитарного стиля выражаются в подавлении инициативы и творческого потенциала подчиненных, слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее. Их работа носит рутинный характер. Исполнители не могут быть в полной мере удовлетворены своим трудом, так как их мнение, опыт игнорируются. Цена ошибок при таком стиле руководства очень велика, так как несет в себе не только экономические потери, но и наносит психологичекую травму во взаимоотношения подчиненных и руководителя. Адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается. Общение в таком коллективе беднеет, творческий рост исключается уже только потому, что в последствии перспективный сотрудник может составить конкуренцию руководителю.

«На первое место из всех отрицательных качеств руководителей данного типа большинство опрошенных ставит грубость. С полной определенностью можно сказать, что ничто так не отталкивает людей, как грубость. В.И. Лебедев (1990) отмечает, что грубость и хамство имеют свои корни и причины. Первая из них – подражание руководителя коллектива руководителю более высокого уровня и порой неосознанное копирование его стиля управления. А так как грубость - одна из черт административно-командной системы, то она не будет изжита до тех пор, пока такая система будет существовать.

Вторая причина состоит в том, что некоторым руководителям легче командовать, приказывать, кричать, чем по-настоящему организовывать производственный процесс.

К третьей причине относится недооценка мнения подчиненных. Руководитель считает, что нет смысла советоваться, считаться с ними, так как их знания не соответствуют уровню его компетенции.

Четвертая причина заключается в ошибочном мнении, что подчиненные должны бояться руководителя.