Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Исследование инвестиционной сферы экономики всегда находилось в центре внимания экономической мысли. Это обусловлено тем, что категория инвестиций является базовым элементом повседневной хозяйственной деятельности субъектов рынка и процесса экономического рост государств мира. экономическая природа инвестиций раскрывается процессом расширенного воспроизведения, а именно из-за использования части национального дохода для увеличения внутреннего валового продукта. Для частного владельца процесс расширенного воспроизведения также составляет экономическую природу инвестиций, но отличие в том, что расходы на расширенное восстановление является сохранением владельца.

Ожидаемая инфляция на 2016 год - 12,2%. Ее пик пришелся на весенние месяцы, когда индекс потребительских цен в годовом выражении достигал 17,5 %. Для сравнения, в 2015 году инфляция составила 11,4 %, в 2013 году - 6,5 %. Многие зарубежные бренды, планирующие свой выход на рынок России в 2014-2015 годах, заняли выжидательную позицию, но, несмотря на сложные экономические и политические условия российский рынок, продолжает свой рост, хотя и не так быстро.

От государства во многом зависит создание благоприятных условий развития экономики, предполагающих стабильность и предсказуемость макроэкономической политики, минимально необходимый уровень вмешательства государства в экономическую деятельность, простоту и понятность административных процедур. Поэтому необходимой составляющей государственной политики в сфере экономики является создание максимально благоприятных условий для предпринимательской деятельности, включая выявление и устранение избыточных административных барьеров. В последние годы предоставление равных условий на рынке для всех хозяйствующих субъектов, устранение избыточных административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, государственная поддержка предпринимателей стали основными направлениями законотворческой деятельности государства по созданию благоприятного климата для предпринимательской активности в стране. Данная позиция государства нашла отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка. В краткосрочном периоде они приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупций, так как там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности. Кроме введения административных барьеров любое государство законодательно формулирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым  определяет их организационно-экономический  уровень.


Государство проводит в каждый период времени определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, формулирует правила использования ресурсов на своей территории, в первую очередь порядок разработки недр, использования угодий, запасов, земли. Оно может вводить нормы обязательного страхования, устанавливать показатели срока окупаемости капитала, нормировать среднюю прибыль фирм, воздействовать на формирование ценообразования. Все перечисленные факторы также могут способствовать росту барьеров на отраслевом рынке.

Предметом исследования выступают экономические отношения, существующие в процессе возникновения и преодоления административных барьеров входа на российские рынки.

Объектом исследования являются административные барьеры входа на российские рынки.

Целью данной работы является исследование процессов входа на российские рынки, выявить влияние административных барьеров на экономическое развитие малого и среднего предпринимательства, выявить несовершенства в законодательных актах, препятствующих развитию экономики, рассмотреть варианты преодоления административных барьеров.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1) Рассмотрение механизмов возникновения административных барьеров;

2) Влияние на предпринимательскую деятельность и способы преодоления административных барьеров;

3) Проведение оценки инвестиционных рисков и административных барьеров входа на российские рынки;

4) Меры по предотвращению возникновения административных барьеров.

Глава 1. Общие положения барьеров входа на российских рынках

1.1 Сущность административных барьеров

Усиление и расширение глобализационных процессов, охватывающих все сферы жизни человеческого общества, значительно обострили проблему конкурентоспособности Российской Федерации. В условиях постоянного снижения межгосударственных барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий и информации проблема национальной конкурентоспособности России в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также удержания собственных ресурсов приобретает первостепенное значение. Решение этих проблем возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством. [15, с.230]


Структурная перестройка экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг требуют значительных инвестиций в обновление производственных мощностей, в запуск новых проектов, в освоение современных технологий.

Избыточное администрирование, недостаточное качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие отечественной экономики.

Это обусловлено слабой насыщенностью и высокой инвестиционной привлекательностью отрасли, особенно если рассматривать экономически развитые регионы. [8, с.114]

Широкого теоретического исследования административных барьеров в экономической науке не представлено, поэтому считаем необходимым определить теоретические подходы к административным барьерам для последующей их интерпретации при государственном регулировании хозяйственной (экономической) деятельности в частности, субъектов малого и среднего предпринимательства.

Существование административных барьеров ведет к потерям общества, выраженных в злоупотреблении чиновниками / политиками легитимным правом с целью извлечения частных рент. [11, с.95]

В экономической науке экономическая деятельность понимается как способность различных отраслей промышленности сопоставлять и выполнять свои экономические задачи в интересах общества. В теории антимонопольного регулирования рассматриваются две величины экономической деятельности - эффективность и технический прогресс.

При анализе первой в условиях сравнения монополии и совершенной конкуренции, возникает неэффективность, созданная монополией в виде конкуренции между экономическими агентами за право стать монополистами и потери общества от существования монополии. Однако с появлением расширительной трактовки потерь общества от существования монополии стало очевидным, что потери общества существенно недооценивались. Рожденная этим прорывом теория поиска ренты рассматривала фирмы, борющиеся за право стать монополистами посредством вложения ресурсов в деятельность монополизации до тех пор, пока предельные затраты не сравняются с предельными издержками

Определив теоретические подходы к понятию административных барьеров, можно установить, что не только извлечение ренты, но и сам факт угрозы изъятия ренты ведет к ряду потерь для общества, выражающихся в снижении отдачи от капитала, безвозвратных издержках сокрытия капитала, снижению ценности капитала и высокими. [5, с.38]


С другой стороны, административные барьеры представляют собой совокупность правил ведения хозяйственной деятельности как институтов, а издержки преодоления административных барьеров, по сути, порождают трансакционные издержки, т.к. первые отвлекают ресурсы от продуктивной деятельности.

Структура правил и способов их соблюдения, определяющих формат хозяйственной деятельности, содержит в себе, в том числе, совокупность институтов как набор правил, позволяющий агентам организовывать свою деятельность на рынках. [15, с.117]

Перед началом хозяйственной деятельности необходимо получить и определить права собственности. Эти права предполагают существование формального правила (закона) и включает в себя специфический способ его интерпретации хозяйственными агентами. Начало хозяйственной деятельности сопряжено с притязаний на ресурсы, связанных с входом на рынок, присвоением права собственности, исключением либо ограничением доступа других агентов к этим правам и т.д.

Однако в российской действительности положительные стороны регулирования не проявляются должным образом, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства. [13, с.77]

В течении последних 15 лет развитие малого бизнеса в России тормозится избыточным регулированием со стороны органов власти всех уровней и органов местного самоуправления. В результате возникают специфические препятствия развитию бизнеса, которые и образуют административные барьеры (рисунок 1):

Рисунок 1. Административные барьеры препятствующие развитию бизнеса в России

Практика деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования. Многие исследователи считают, что административные барьеры - это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов. [12, с.68]


По мнению Всемирного банка, основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, являются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция (рисунок 2):

Рисунок 2. Рейтинг барьеров для ведения бизнеса в России

Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: "помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти". С позиции узкого понимания административные барьеры представляют собой чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые, могут выражаться, как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством. [10, с.157]

При теоретическом анализе административных барьеров можно сделать вывод о факторах и условиях возникновения административных барьеров в общем случае институциональной деятельностью по извлечению ренты политиками и государством как агентами государства, с сопровождающими ее потерями в благосостоянии общества.

Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, государственного управления генерируются нормы, правила и другие внерыночные меры, ограничивающие конкуренцию как на общенациональном, так и на локальных рынках.

Возникает парадоксальная ситуация в связи с тем, что государство в лице различных его органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, осуществляет мониторинг нарушений закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ведущих к монополизации и ущемлению прав хозяйствующих субъектов.

В результате государство в лице одних своих органов создает институциональные барьеры на пути конкуренции, а в лице других - борется с ними. В связи с этим для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо выявить природу барьеров, создаваемых государством. [18, с.141]