Файл: Невербальные признаки обмана. Оценка достоверности сообщаемой информации по невербальному поведению.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1.1. Содержание и особенности невербальной коммуникации
1.2. Теоретические исследования невербального проявления эмоций
ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Невербальные признаки обмана. Оценка достоверности
2.2. Невербальное проявление эмоций на примере практики обнаружения террористов
Вместе с тем, и мужчины, и женщины обладают одинаковым восприятием будущего как исполненного надежд.
1) степень влияния события на надежду;
2) степень значимости события;
3) степень влияния жизненного события на будущее.
1) «жизненные события, вселяющие надежду»;
2) «жизненные события, лишающие надежды»;
3) «жизненные события, незначительно влияющие на выраженность надежды».
Невербалика призвана передавать самый широкий спектр эмоционального коммуникативного поведения. По мнению некоторых исследователей, особенно богаты на невербалику ситуации, в которых проявляется агрессивное поведение коммуникантов.
В большинстве случаев агрессия может быть причислена к ситуациям негативного, неэкологичного общения. Приведем в качестве иллюстрации невербальные проявления агрессии, представленные в работе Е. М. Мартыновой. Исследователь отмечает, что «оптико-кинетическая система невербального поведения может характеризовать интенции говорящего как агрессивные с помощью соответствующей мимики, резких, быстрых жестов, гневного, пронзительного, продолжительного взгляда, а примером тактильно- кинестетического насилия, помимо открытой физической агрессии, может служить фамильярное похлопывание по плечу[17].
С точки зрения проксемики, агрессивным следует считать сокращение благоприятной для собеседника дистанции общения, «нависание» над слушающим. Что касается ольфакторной системы, то некоторые естественные или искусственные запахи могут рассматриваться конкретным индивидом как агрессивные, что может отрицательно сказаться на ходе коммуникации. Об агрессии, передаваемой по акустическому каналу, могут свидетельствовать такие просодические элементы, как темп воспроизведения высказывания (быстрый, замедленный), модуляция высоты голоса (резкая), громкость голоса говорящего (высокая), неравномерный, прерывистый ритм, напряженность, интонация.
Экстралингвистические элементы акустической системы передачи информации также могут отражать агрессивные интенции говорящего. Под экстралингвистическими элементами понимают характерные, специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, стон, шепот, вздохи; разделительные звуки (кашель); нулевые звуки (паузы); звуковые «назализации» («хм», «э-э») [18].
Отметим, что помимо агрессии, представленные выше невербальные средства могут характеризовать не только негативное, неэкологичное общение. Для сравнения рассмотрим невербальное поведение индивидуумов на примере ситуации «признание вины», поскольку, по нашему убеждению, данную коммуникативную ситуацию по типу выполняемых функций можно отнести к ситуации экологичного общения.
Психологи считают, что чувство вины образовалось в процессе социализации индивидуума и является своеобразным инструментом обеспечение выживания человеческого вида, как социального существа, это основа развития культуры человеческого общества. Основным идентификационным ядром коммуникативной ситуации «признание вины» является коммуникативный акт признания вины. Коммуникативный акт признания вины в коммуникативной ситуации «признание вины» имеет несколько составляющих, представляющих собой определенные вербальные и невербальные действия[19].
Исследование вербальных и невербальных способов и средств выражения эмоций показало, что поведение персонажей в эмоциональной коммуникативной ситуации «признание вины» мотивируется и определяется сложным эмоциональным состоянием, в котором сочетаются различные эмоции, основными из которых являются эмоции, составляющие кластеры стыд, страх, тоска, злость и симпатия[20].
Спецификой экспликации эмоций в коммуникативной ситуации «признание вины» можно считать то, что они являются мотивами, побуждающими субъекта к признанию вины и так или иначе связаны с осознанием неправомерности своего поступка.
Рассмотрим невербальные проявления вышеупомянутых эмоций в исследованных при мерах коммуникативных актов признания вины. Самыми частотными являлись эмоции кластера стыд (32,3% от общего количества примеров). К невербальной экспликации стыда относятся: направление взгляда, «уменьшение» в размере, потение, голосовые модуляции (понижение голоса), вздохи, прикусывание губы.
Вторым по частотности экспликации были эмоции кластера «симпатия» (31,9%). Невербальные средства выражения симпатии, любви в коммуникативной ситуации «признание вины» включали поцелуи, объятия, касания. Довольно часто в коммуникативной ситуации «признание вины» эксплицируются эмоциональные состояния кластера страх (26,66%). Вокальными невербальными маркерами страха были паузы, заминки, различные интонационные модуляции.
Для экспликации страха были характерны соматические и психофизиологические проявления (нарушения сердца и дыхания, крик, сухость во рту, дрожь). О страхе также свидетельствовали умолчание, мимика и плачь. Действия кинесико–проксемического характера при переживании страха в основном заключались в удалении персонажей от объектов страха.
Менее частотными в коммуникативной ситуации «признание вины» являлись эмоции, которые мы условно обозначили эмоциями кластера тоска (32 примера – 15,24% от общего количества). К характерным невербальным действиям при переживании тоски можно отнести особенности мимики и внешнего вида, голосовые модуляции, а также демонстрацию желания заплакать. В некоторых случаях (13% от общего количества) поведение персонажей в коммуникативной ситуации «признание вины» сопровождалось эмоциями кластера злость.
Невербально эмоции кластера злость эксплицировались в основном через кинесику, в которой преобладали резкие агрессивные движения. На вербальном уровне в большей степени выражены эмоции кластеров злость и симпатия. Разнообразные невербальные проявления характерны для стыда и страха. Соматические и психофизиологические явления в большей степени маркируют эмоции кластера страх.
Анализ вышеупомянутых невербальных проявлений, сопутствующих выражению эмоций в исследованных коммуникативных актах «признание вины» показывает, что основные эмоций сопровождались, на наш взгляд, негативными, в некоторой степени неприятными для продуцента признания вины невербальными проявлениями. Пожалуй, лишь невербальные проявления любви можно было охарактеризовать как положительные. Однако данные негативные проявления не служили цели навредить собеседнику, а как раз наоборот, (за исключением случаев неискреннего признания вины, а также признания вины под чьим-либо давлением), свидетельствовали о том, что винящийся осознает неправомерность или негативную сторону своего поступка.
Таким образом, очевидно, что ситуации экологичной коммуникации могут сопровождаться негативными для инициатора данной коммуникации невербальными проявлениями. Однако на наш взгляд, речь идет в основном о психосоматических и акустических явлениях. Здесь можно согласиться с утверждением, что «произнесенное слово никогда не является нейтральным»[21].
На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: невербальные проявления не могут однозначно свидетельствовать об экологичности или неэкологичности самого коммуникативного акта.
Выводы
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации.
Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
В то же время ситуации экологичной коммуникации могут сопровождаться негативными для инициатора данной коммуникации невербальными проявлениями. Однако на наш взгляд, речь идет в основном о психосоматических и акустических явлениях. Здесь можно согласиться с утверждением, что «произнесенное слово никогда не является нейтральным».
На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: невербальные проявления не могут однозначно свидетельствовать об экологичности или неэкологичности самого коммуникативного акта.
ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Невербальные признаки обмана. Оценка достоверности
сообщаемой информации по невербальному поведению