Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение и способы его распознавания).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
NN испытуемого |
наиболее выраженные экспрессивные каналы |
уровень речевой тревожности |
испытуемый 1 |
громкость речи, образность речи, двигательная активность |
средний |
испытуемый №2 |
интонация, мимика |
средний |
испытуемый №3 |
недифференцирован |
высокий |
испытуемый №4 |
темп речи |
средний |
испытуемый №5 |
лишние движения, интонация, образность речи |
средний |
испытуемый №6 |
мимика, сбой речи |
высокий |
испытуемый №7 |
интонация, громкость речи |
средний |
испытуемый №8 |
образность речи, интонация |
средний |
испытуемый №9 |
мимика |
высокий |
испытуемый №10 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №11 |
темп речи, громкость речи |
средний |
испытуемый №12 |
интонация, образность речи |
высокий |
испытуемый №13 |
образность речи, интонация |
средний |
испытуемый №14 |
недифференцирован |
средний |
испытуемый №15 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
испытуемый №16 |
громкость речи, образность речи, лишние движения |
средний |
испытуемый №17 |
громкость речи |
высокий |
испытуемый №18 |
интонация, лишние движения |
средний |
испытуемый №19 |
громкость речи, темп речи |
средний |
испытуемый №20 |
мимика, лишние движения |
средний |
испытуемый №21 |
темп речи |
средний |
испытуемый №22 |
лишние движения, сбой речи |
высокий |
испытуемый №23 |
лишние движения, мимика |
высокий |
испытуемый №24 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №25 |
темп речи, интонация |
средний |
испытуемый №26 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №27 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №28 |
темп речи, двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №29 |
сбой речи, мимика, лишние движения |
высокий |
испытуемый №30 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний. Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достичь маниакальных размеров. По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, а также об оживленном, эмоциональном многогранном и активном восприятии происходящего. Наблюдается также беспрерывная жестикуляция и речь, неустойчивая эйфория и поверхностная деловитость, а также беспорядочность мыслей.
Предлагается 6 рисунков-схем, изображающих руку собеседника, сидящего за столом. Приведем некоторые из возможных интерпре таций.
1. Настойчивость в достижении своих целей граничит с непреклонной жесткостью. Если прижатые пальцы расслаблены, то негативные качества могут проявляться периодически — после некоторых периодов уступчивости и внимательности к окружающим.
2. Человек способен на смелый шаг, но он в основном не уверен в себе и с готовностью примет помощь или совет от других. Заметны застенчивость и робость.
3. Очень общительный человек. Индивидуальные черты характера могут проявиться в полной мере только «на людях», когда человек уверен, что его поддерживают. Воля ослаблена, но не отсутствует вовсе.
4. Что называется, «глубокий человек». Впечатлительный, чуткий, внимательный к другим. Довольно легко подчиняется чужим желаниям, чужой воле — ради спокойствия. Не любит конфликтов. Конформный тип. О таком говорят, что он «не умеет добиваться своего». Домашним своим этот человек не может не нравиться, хотя подчас он заслуживает упреков в мягкотелости.
5. Сдержанность, умение владеть собой, скрытность характера. Взаимопонимание с таким человеком достигается с трудом. Считается, что если большой палец не прячется в кулаке, то человек честен, принципиален, не умеет «юлить». И такому человеку можно смело поверять свои тайны — он не болтлив и порядочен.
6. А здесь большой палец спрятан — человек скрытен, боится, что будут обнаружены его слабости и недостатки всякого рода. Повседневные заботы заслоняют от такого человека крупные цели, он не интересуется чужой жизнью и чужими судьбами. Поэтому у него мало друзей, окружающие относятся к нему с подозрением.
Позы 1. Движение рук означает: «Я готов вас выслушать со вниманием и побеседовать всласть». 2. Так сложены руки у человека, который вполне компетентен при обсуждении данной темы беседы. 3. Человек привык ценить точность суждений, любит «дойти до сути» и не терпит поверхностных и неряшливых формулировок, которых и сам старается не допускать. 4. Момент агрессии. Человек любит ловить собеседника на слове, обличать его в неправоте или лжи. 5. Проявление неуверенности, застенчивости. Поправляется в таких случаях не только галстук, но и прическа; часто изменяется положение ног, рук, наклоны головы. 6. Это не выражение уверенности, а демонстрация ее. На самом деле уверенности нет, как нет и твердости в отстаивании своего мнения. При настоящей уверенности человек не съеживается, не прячет рук (здесь одна рука спрятана).
Заключение
Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи – это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение» чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.
Понятие «невербальное общение» является более широким, чем «невербальная коммуникация». Невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система».
В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Именно факторы эмоциональной природы, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Являются причиной затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой или коммуникатором и реципиентом. Понятие перцепции характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.