Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий реагирования на стресс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с трудностями и неожиданностями, которые влияют на наше самочувствие и здоровье. Мы говорим, что находимся в состоянии стресса. Так что же такое стресс? Чаще всего под словом «стресс» подразумевается какая-то очень сложная экстремальная ситуация, приводящая обязательно к развитию болезней, но это совсем не так.

Чтобы разобраться в этих проблемах, необходимо правильно понимать механизм стрессовых нагрузок, их наиболее типичные проявления и последствия. Кроме того, необходимо знать - всегда ли вреден стресс и как справляться с его нежелательными последствиями. Жизнь иногда становится суровой и безжалостной школой для человека. Трудности, возникающие на его пути (от мелких проблем до трагической ситуации), вызывают у него эмоциональные насильственные реакции негативного типа, сопровождаемые целым рядом физиологических и психологических изменений. Частые конфликты и большие внутренние стрессы могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильный эмоциональный стресс приводит к состоянию стресса.

Исследования по дифференциальной психофизиологии мужчин и женщин показали, что пол оказывает существенное влияние на формирование уровня психосоциального стресса. Вопросы, связанные с характеристиками пола человека и его психологическими различиями, в последнее время стали одними из наиболее активно обсуждаемых в обществе.

Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы иногда даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие негативных эмоций угрожает возникновению психосоматических заболеваний, таких как инфаркт миокарда, язвенная болезнь желудка, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т. Д. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже самоубийство. Все вышеперечисленное актуально сегодня, что определяет выбор темы нашего исследования. Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.

Цели нашей курсовой работы:

- раскрыть понятие стресса;

- рассмотреть теорию и модель психологического стресса;

- выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;

- обработать результаты, полученные в ходе исследования;

- сделать выводы о поведении.

Объектом нашего исследования являются показатели и источники психосоциального стресса.


Предметом нашего исследования является уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин.

Гипотеза: существуют значительные различия в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.

Сформированные цели и задачи исследования определяют выбор таких методов исследования, как:

- разговор;

- наблюдение;

- тестирование.

В исследовании использовались такие методики, как: метод экспресс-диагностики уровня психоэмоционального стресса и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающий шкалу психосоциального стресса Л. Ридера. Практическая значимость нашего исследования заключается в диагностике и анализе уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.

Наша работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения и списка использованных источников.

В первой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы к изучению стресса, моделей и симптомов стресса.

Во второй главе мы рассмотрим стрессовую реакцию мужчин и женщин, обработаем полученные результаты и подведем итоги исследования.

1. Теоретическое обоснование проблемы стресса в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Многозначность понятия «стресс»

Массовому переходу психологов под знамена исследований стресса способствовала работа самого Г. Селье, в частности его широко известная книга «Стресс жизни», опубликованная в 1956 году.

Ментальные проявления синдрома, описанного Г. Селье, получили название «эмоциональный стресс» (Lazarus, 1969, 1977). Термин яркий, но породил несоответствие обозначенных им явлений. Содержание этого термина включает в себя первичные эмоциональные и психические реакции, возникающие во время критических психологических воздействий, а также эмоциональные и психические симптомы, вызванные травмами, аффективные реакции во время стресса и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Первоначально некоторые авторы были склонны понимать ситуацию эмоционального стресса, которая вызывает сильные эмоции, по-видимому, из-за английского значения слова «стресс», которое долгое время использовалось в строительстве и обозначало «стресс», «дисбаланс физических сил».


Понятие стресса, ввиду его ориентации на целостное понимание адаптивных реакций организма, привлекло внимание специалистов по разработке жизненных режимов человека в экстремальных условиях. Увлекаясь изучением неблагоприятных для организма проявлений стресса, под этим термином они понимали те адаптивные эмоциональные реакции, которые сопровождали болезненные физиологические и психофизиологические изменения. Когда была накоплена информация о существовании широкого спектра физиологических и психологических реакций, сходных в негативных и позитивных эмоциональных переживаниях, то есть о том, что неспецифичность проявлений фактического стресса сочетается со специфически дифференцированными эмоциями, широким спектром психических проявления сопровождаются выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.

Следует особо отметить, что Г. Селье писал: «Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс ... Полная свобода от стресса означает смерть». При этом он подчеркивает, что неспецифическая адаптационная деятельность в биологической системе всегда существует, и не только в ситуациях, которые достигли некоторого критического, опасного уровня отношений с окружающей средой. Будучи элементом жизнедеятельности, неспецифические адаптационные процессы (стресс) наряду с конкретными способствуют не только преодолению выраженной опасности, но и созданию усилий на каждом этапе жизни. Это замечание Г. Селье далеко не случайно. Ряд исследователей, адаптирующих биологические системы, склонны к поиску неспецифического субстрата, характерного для узких фрагментов адаптивной активности. Такие поиски логичны и могут быть плодотворными. Однако это подразумевает отнесение термина «стресс» не к общему адаптационному синдрому с его физиологическими, психическими и сходными проявлениями, а к отдельным наборам показателей. В наихудших случаях такого понимания «стресса» эти наборы «дополняются» либо более узкими целями исследователя, либо недостаточным выбором методов исследования.

Итак, термин «стресс» встречается в литературе как обозначающий следующие понятия:

1) сильное неблагоприятное воздействие, негативно влияющее на организм или только неприятное для человека. Такое понимание слова «стресс», как правило, уже давно не используется из-за введения Ганса Селье для обозначения стрессового эффекта (фактора) термина «стрессор»;


2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора. Это прагматически ограниченный взгляд на стресс;

3) физиологические, психологические, социально-психологические, рабочие и другие реакции, возникающие при всех реакциях организма на экстремальные требования внешней среды;

4) комплекс адаптационных реакций организма, но только те, которые похожи и одинаково протекают в разных адаптационных состояниях. Ханс Селье обратил внимание на то, что симптомы таких реакций похожи как с «плохими», так и с «хорошими» эффектами. Эти симптомы одинаковы в разных условиях и не специфичны ни для одного, ни для другого. В этом смысл термина «стресс», предложенный Хансом Селье и понимаемый им как «синдром общей адаптации».

Многое меняется у людей, находящихся в стрессе. Это особенно заметно при длительных экстремальных эффектах. Они приспосабливаются к ним, они защищены от них, мобилизуют физические и умственные ресурсы адаптации, активизируют их интеллект и эмоциональное поведение.

Для анализа разнообразия стресса и защиты людей от его неблагоприятных проявлений необходимы не только разные методы, но и разные методологические подходы. Из-за этого еще в 60-х годах. XX век. Я «изолировал» от разнообразной картины длительного стресса его «подсиндромы». Эта дифференциация требовала использования различных дисциплинарных подходов для их изучения, то есть одновременно использовались методы исследования психологии, физиологии, социологии, инженерной психологии и т. Д.

Психологические, психофизиологические, психосоциальные исследования стресса у людей с экстремальными эффектами (стрессорами) разной природы и различной продолжительности позволили выявить ряд форм адаптивной активности (каждая из которых характеризовалась большим количеством симптомов, принадлежащих к какому-либо одному классу проявления человеческой деятельности), то есть формы «общего адаптационного синдрома», который можно рассматривать как «стресс-субсиндромы».

Уже во время кратковременных и многодневных экспериментов в экстремальных условиях жизни, исследуя самый тяжелый стресс (то есть «дистресс» в терминологии Дж. Селье), я обнаружил, что изначально адаптивно-защитные изменения эмоций и поведения предметы стали заметными (манифест). Эти изменения были названы «синдром эмоционального и поведенческого стресса». Их описание было посвящено второй главе монографии «Психология стресса» (Китаев-Смык, 1983).


Напомним, что в случае неблагоприятных и неприятных для человека ситуаций его тело, его психика должны срочно защищать себя, противостоять стрессору. Биологическая, психологическая (и в сообществах, и психосоциальная) защита является неотложной («как бы пожарной тревогой», пишет Г. Селье) мобилизацией тех адаптационных резервов человека (биологических, психологических, поведенческих), которые «всегда наготове» ,

Некоторые люди могут иметь злобную агрессию, другие могут бежать в страхе. Хотя эмоциональное сопровождение этих форм защитного поведения различно, обе стрессовые формы предназначены для активного снятия стрессора. Первое «удаление» означает разрушение стрессора. Последние буквально удалены от него. С другой стороны, наоборот, во время стресса, исчезновение или даже обморок от страха, или только осторожно опасное удержание, может произойти немедленно. Это стрессовое пассивное защитное поведение, чтобы переждать опасность. По словам Г. Селье, этот тип реагирования примерно соответствует поведению пожарных (первый) и жертв пожара (второй и третий) при пожаре.

Физиологические системы (вегетатика), конечно же, служат как движениям, так и угасанию при стрессе. Даже Юлий Цезарь обращал внимание во время «отбора» своих солдат на то, краснеют ли они или бледнеют перед опасностью.

Есть также четвертые, которые радостно (или творчески) подчеркивают «овладение» обстоятельствами, создающими стресс. Образно говоря, они «едят» либо добычу, либо врага. Таким образом, эти субъекты якобы избавляются от стресса от голода или даже от стрессора - врага. По-прежнему можно подчеркнуть творческое создание приятных сортов жизни, разрушающих стресс от однообразной повседневной жизни. При этой форме стресса люди конструктивно прекращают свой неблагоприятный стресс (дистресс). Любовный стресс тоже возможен.

Как указывалось выше, это, по словам Ханса Селье, является первой стадией стресса, «тревожной» (не «с тревогой», а «по тревоге»). Это происходит в критической ситуации и становится преодолением кризиса и перестройкой человеческой психики и физиологических систем при переходе от спокойной жизни к существованию в экстремальной ситуации (Китаев-Смык, 1983; Китаев-Смык, Галле, Гаврилова и др., 1972; Китаев-Смык, Галле, Клочков и др., 1969).

В это время вегетативные, то есть физиологические, неконтролируемые процессы сознания у людей, подвергающихся стрессу, «обслуживают» эмоционально-моторные стрессовые реакции. Интеллектуальная деятельность и общение происходят в основном под влиянием эмоций. Другими словами, в самом начале длительного стресса (как и при кратковременном стрессе) доминируют эмоционально-поведенческие адаптационные реакции. Этот период стресса в наших экспериментах длился от нескольких минут до полутора-двух часов. Это было идентично первому этапу стресса по Дж. Селье - с мобилизацией всех поверхностных адаптивных ресурсов «пожарной сигнализации».