Файл: Проблема личности в социальной психологии (Организация и методы исследования личностных качеств менеджера по персоналу и эффективности деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Личность как предмет изучения в социологии и психологии. Весь ход предыдущих рассуждений приводит нас к необходимости рассмотреть тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем приступить к анализу этих проблем, необходимо уточнить «срез», характерный для социальной психологии. Уже во многих и разнообразных определениях предмета социальной психологии существует определенная непоследовательность в суждениях относительно того, какое место должна занимать проблема личности в этой науке. Что привело к выбору нашей темы исследования:

Характеризуя основные позиции в дискуссии на тему социальной психологии, уже было сказано, что один из них понимал в первую очередь задачу социальной психологии для изучения личности, хотя и добавил, что личность должна рассматриваться в контексте группы.

Но так или иначе акцент был сделан на личности, на ее социально определенных характеристиках, на формировании в ней определенных качеств в результате социального влияния и т. д.

В то же время, другая позиция в дискуссии была основана на том факте, что для социальной психологии личность отнюдь не является основным объектом исследования, поскольку само «намерение» этой конкретной области психологических знаний состоит в том, чтобы изучать «групповую психологию».

С таким аргументом предполагалось, хотя и не всегда открыто выражалось, что личность сама выступает в качестве предмета изучения в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и заключается в другом фокусе интересов. В социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки, но в определенном аспекте. Характеристика этого аспекта, аргумент в его пользу и должен быть сделан.

Цель данной работы: раскрыть особенности проблемы, особенности проблемы личности в социальной психологии.

Цель привела к решению следующих задач:

1. Рассмотреть особенности проблемы личности в социальной психологии.

2. Раскрыть особенности социализации и развития личности.

3. Провести экспериментальное исследование личностных характеристик менеджеров и их влияния на эффективность профессиональной деятельности.

4. Проанализировать результаты и сделайте выводы

Объект исследования: личность.

Предмет исследования: личностные качества человека

Гипотеза: личные качества и склонность к стрессу зависят от профессиональной деятельности менеджеров.


1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ 

1.1 Проблема личности в социальной психологии

Существует три основных подхода к интерпретации концепции личности:

1) Антропологический. Он основан на представлениях о личности как о носителе общечеловеческих свойств; личность считается общим понятием, обозначающим представителя человеческой расы, и сравнивается с понятием личности.

2) Социологический. Рассматривает человека как объект и продукт общественных отношений. Человек - это человек, актер, который носит определенную маску и выполняет определенные роли, то есть человек - это система ролевого поведения. Из-за множества социальных отношений.

3) Персоналист. Рассматривает человека как абсолютно независимую и индивидуально уникальную целостность. Личность (по Парыгину) - это целостное понятие, характеризующее человека как объект и субъект биосоциальных отношений и объединяющее человеческие, социально-специфические и индивидуально-уникальные особенности.

То есть человек - это человек в системе таких психологических характеристик, которые социально детерминированы, проявляются в общественных отношениях и отношениях, устойчивы, определяют нравственные действия человека, которые имеют значительные для него и других отношения.

Г. М. Андреева понимает, что задачей психологии является изучение личности. В то же время, естественно, подчеркиваются социально обусловленные особенности личности, формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и, конечно же, социализации. К.К. Платонов отметил, что личность является лишь одним из объектов социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования личности, по мнению К.К. Платонов может состоять в изучении взаимодействия явления, обозначаемого термином «личность», с другими явлениями, изучаемыми социальной психологией.

E.S. Кузьмин считал, что специфику социально-психологических явлений, в том числе индивидуального, можно понять через социальную детерминацию достаточно высокого уровня. Они рассматриваются три уровня социальной решимости. На первом уровне социальное исправляет только естественное и биологическое; во-вторых, исторические условия носят общечеловеческий социально-демографический характер; и в-третьих, социально-экономические и политические условия становятся решающими причинами социализации личности, формирования ее непосредственного окружения и ее включения в более широкие сообщества. Значительное место в социально-психологических явлениях отводится диспозиционной структуре, установкам, ценностным ориентациям, ролям, восприятию и пониманию людьми друг друга, связанных с личностью.


Основу социально-психологического исследования личности, по мнению Е.В. Грубо говоря, это характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, его структуры, набора ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь. В этом случае основными задачами являются изучение социальной детерминации психического склада личности; социальная мотивация поведения; классовые, национальные, профессиональные особенности личности, проблемы внутренней несостоятельности личности и пути ее преодоления, самообразование и др.

В настоящее время социальная психология четко выделяет идею объединения социологического и общепсихологического подходов к рассмотрению личности (Б.Д. Парыгин, В. Ядов, С. Московичи и др.), С одной стороны, и делается попытка определить социально-психологический подход (Г. М. Андреева, В. А. Лабунская, В. Н. Куницына, Е. В. Шорохова, А. В. Петровский и др.) с другой.

Вице-адмирал Ядов предлагает определить предмет социальной психологии человека как конкретное историческое исследование характеристик психических свойств и внутренней структуры человека как субъекта социальных отношений, взятых в определенных социально специфических обстоятельствах. Определяя внутренние психологические структуры, он говорит о мотивации, ценностных ориентациях, социальных установках и других «диспозиционных» формациях.

По мнению Б.Д. Парыгина, специфика социально-психологического исследования личности заключается в раскрытии всей структурной сложности личности, которая является одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. Такое понимание специфики социально-психологического анализа личности вполне адекватно и «предусматривает» довольно широкое «поле деятельности» для социального психолога. Однако такой подход вызывает много критики. Так, Г.М. Андреева считает, что он неправ в той степени, что эта идея не может быть воплощена только в социально-психологическом подходе к личности. То есть общая психология и другие отрасли могут быть включены в процесс такого изучения. Между тем для изучения проблем социальной психологии личности необходим комплексный подход.

Специфика социально-психологического исследования личности, по мнению В.В. Новикову предстоит рассмотреть социально детерминированную личность, где основным ориентиром являются взаимоотношения личности с группой, изучение социально детерминированной структуры личности, значение социальных ситуаций для проявления ее ориентации.


Таким образом, в понимании предмета мнения исследователей заметно различаются, и вопрос остается открытым. В то же время ясно, что социально-психологическое изучение личности предполагает, прежде всего, изучение того, как происходит социализация личности и как она объективирует свою сущность.

Традиционно к социальным и психологическим проблемам личности относятся проблемы социализации и ее институтов, то есть по каким группам происходит влияние общества на человека, проблемы социальных установок, социальных и психологических качеств личности.

Проблемы личности неизменно остаются одними из самых противоречивых в социальной психологии. Это было связано с самой его темой - изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности была подкреплена невозможностью найти однозначный ответ на его основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека, не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем» с одной стороны, и не отрицая возможности личного самоопределения, - с другой.

Считается, что изучение личности в социологии посвящено ее рассмотрению как представителя определенной социальной группы. В общей психологии личностные проблемы (типологии, проблема социализации, структура личности) рассматриваются в контексте конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, как социальной собственности индивида, совокупности социальные функции интегрированы в него.

Исследование личности в социальной психологии направлено на выяснение того, в каких группах индивид приобретает социальные влияния, как он осознает свою социальную сущность. Таким образом, социально-психологические проблемы связаны с взаимоотношениями личности с группой, проблемами социализации личности и проблемами социальных установок.

Русская психология значительно обогатила социально-психологические представления о развитии личности. К числу теорий, ориентированных на индивида, относятся психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, теория отношений Д. Н. Узнадзе, комплексный подход Б. Г. Ананьева, социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, деятельностный подход А.Н. Леонтьева и другие.

Общим направлением в разработке исследовательских подходов к анализу различных аспектов структур идентификации личности стал все более переходный от представлений об их содержании и функциональной определенности к представлениям об их динамической изменчивости и неопределенности.


Таким образом, развитие проблемы личности в социальной психологии всегда было тесно связано с существующими вариациями в понимании социальности в целом. Постепенный сдвиг его интерпретаций от «жесткой», внешней роли к более «размытой», социокультурно заданной, множественности обусловил соответствующую динамику представлений о личности как социальном субъекте.

Для социальной психологии это выражается в наличии фактически трех равных логик анализа «неуловимой» личности нашего времени: понимания ее неопределенности, во-первых, как следствие объективных изменений во всей социальной реальности, идущих в одном и том же Во-вторых, как следствие парадигматических изменений в самой социальной психологии, все большее смещение интереса исследователей к анализу изменений и, в-третьих, как отражение объективных изменений личности наших современников, которые все больше теряют свою социальную уверенность.

1.2 Социализация и развитие личности

Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:

1) рассматривает человека одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;

2) объясняет механизмы социализации личности;

3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;

4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.

Контроль над сознанием подчиняется только «Супер-Я», которое является законами общества и морали. «Супер-Я» формируется в процессе жизни человека под влиянием традиций и законов общества, в котором живет человек. Уровень Эго или «Я» находится в подсознании, где существует постоянный конфликт между «Супер-Я» и «Оно», которое находится в подсознании и представляет врожденные инстинкты и потребности тела.

Согласно Фрейду, человек (человек) и общество обречены на конфронтацию и враждебность из-за плохо контролируемых наклонностей «Оно», которые противоречат принципам морали общества.

Согласно Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью (как амбивалентный источник положительных эмоций и запретов) и отцом (как с лидером).

По Фрейду, развитие цивилизации - это инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).

К. Юнг считал, что решающую роль антиобщественной жизни человека играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого человека и одинаково для всех, что заставляет людей объединяться в нации, нации, и человечество.