Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение и способы его распознавания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.

На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.

На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.

На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.

На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.

Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.

Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.

Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.

На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Как распознать ложь?

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот, враньё по отношению расположения к вам возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует угроза по отношению к вам. Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно  – он вам доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также существуют такие признаки:

Колебания в разговоре либо длительные паузы.

Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.

Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.

Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.


Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.

Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.

1.2 Невербальные средства общения: кинесика

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное


В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST  (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями(глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

В профессиональной психотехнике мимика используется для:

  • усиления речевого высказывания;
  • воздействия на собеседника;
  • установления психологического контакта;
  • формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
  • маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
  • улучшения самочувствия.

Мимика динамична и, как правило, отражает:

  • отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
  • психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
  • отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
  • отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
  • некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:

  • выражение глаз;
  • направление взгляда;
  • особый рисунок носогубных складок;
  • особый рисунок складок лба;
  • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
  • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).

2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Прервать контакт

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Усилить контакт

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Продолжить контакт

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Продолжить контакт

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Страх и желание уйти

Уйти от контакта


Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.