Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия(Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система управления конкурентоспособностью предприятия также является процессом, который использует совокупность методик, ресурсов, организационной структуры, для формирования условий, которые повлияют на создание конкурентных преимуществ предприятия.

Управление конкурентоспособностью предприятия происходит на всех уровнях: оперативном, тактическом и стратегическом. Система управления на этих уровнях отличается не только тем планирование выполнения задач,

но и самими задачами, структурой и методами достижения запланированных результатов. Следует учитывать, что глобальность конкурентной среды прежде всего влияет на стратегический уровень управления, когда происходит разработка конкурентной стратегии.

Стратегическое управление конкурентоспособностью ориентировано на долгосрочную перспективу развития предприятия и осуществляется на уровне высшего звена управления. Предпосылкой стратегического управления является анализ факторов конкурентной среды, при этом возможности предприятия рассчитываются исходя из их глобальных параметров даже если предприятие не хочет заниматься международной деятельностью, ведь на национальном рынке все равно присутствуют международные компании.

Стратегические конкурентные преимущества формируются путем определения основных целей обеспечения конкурентоспособности и разработки методов их достижения для выполнения стратегических планов компании. Для достижения таких долгосрочных преимуществ является необходимым разработка конкурентных стратегий, являются инструментами (системой действий) направленными на определение нынешней конкурентного преимущества и ее развитие в будущем, что недоступно для конкурентов.[8]

При выборе конкурентной стратегии необходимо руководствоваться системой факторов:

- уровень конкурентоспособности предприятия в данный промежуток времени;

- потенциал предприятия, который может быть использован при реализации стратегии;

- какую долю на рынке занимает компания;

- цель и цели менеджмента (укрепить позиции, стать лидером, избежать банкротства и т.д.).

Стратегическое управление конкурентоспособностью разделяют на следующие этапы:

1) мониторинг внешней среды - сбор информации о экономическую среду, изучение тенденций его составляющих, мониторинг интересов партнеров и главных конкурентов, определение основных рисков глобального экономического пространства;


2) оценка внешней среды - оценка стабильности внешней среды, анализ рынка на котором работает компания и международного рынка, определение ее тенденций, разработка долгосрочных прогнозов ее изменения;

3) анализ фактически имеющегося потенциала предприятия - оценка конкурентоспособности различными методами;

4) формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия;

5) воплощение выбранной стратегии на практике.

При разработке конкурентных стратегий желательно использовать различные подходы и направления проведения исследования и анализа.

Объектом оперативного менеджмента является текущее управление, осуществляемое непрерывно и в основном касается производства и реализации продукции. На данном уровне обеспечивается оптимальное соотношение между качеством и ценой продукции, развитием каналов продвижения, уровнем обслуживания потребителей. Также разрабатывается комплекс мер по устранению диспропорций в проведении политики управления в соответствии с проблемами, которые возникали ранее в данном направлении[9].

Управление конкурентоспособностью осуществляется в четыре этапа, которые изображены на рисунке 1.

Первый этап это планирование, он включает в себя мониторинг внешней среды, особенно изучение интересов партнеров, сбор информации о конкурентах, исследования стабильности внешней среды, анализ рынка на котором работает компания; проведение анализа внутренней среды предприятия и формирования непосредственного плана мероприятий.

Рис.1 - Схема управления конкурентоспособностью предприятия

Итак, первый этап обязательно должен учитывать анализ приведенных факторов, позволит оценить стабильность внешней среды и потенциал внутренней среды предприятия.

Второй этап является организация. На этом этапе формируются методы менеджмента, к которым относятся непосредственно способы управления с целью достижения уже определенных целей, происходит разработка комплекса управленческих решений, то есть формализация методов менеджмента, осуществляется непосредственный управляющее воздействие на объекты с целью достижения определенных целей по определенным направлениям.

На сегодня ученые выделяют следующие методы управления
конкурентоспособностью:

- формирование количественной оценки и анализ нормативов, характеризующих стратегическое развитие предприятия;

- формирование метода финансового рейтинга;

- маркетинговые методы, включающие в себя проведение анализа конкурентов на рынке и принятия соответствующих управленческих решений для реализации конкурентной стратегии и повышения результатов деятельности предприятия.


На третьем этапе происходит мотивация в двух направлениях - внешнем и внутреннем мотивируется не только персонал самого предприятия, но и контрагенты, с которыми оно взаимодействует.

Этап контроля предусматривает мониторинг выполнения задач, которые были определены на этапе планирования. Оценивается эффективность внедрения плановых мероприятий и общая конкурентоспособность предприятия. При недостаточной эффективности планы корректируются и процесс управления происходит с начала.[10]

При исследовании конкурентоспособности предприятия на этапе контроля оценивают показатели, которые характеризуют:

- Финансовое состояние предприятия;

- Отлаженность и эффективность сбытовой системы;

- Эффективность производства;

- Конкурентоспособность продукции;

- Имидж.

Необходимо также определить параметры, которые сравниваются на четвертом этапе управления. В общем, сферами сравнения параметров при анализе конкурентоспособности являются:

- технологическая сфера (степень автоматизации процесса производства, качество технологических процессов и степень их инновационности)

- продукция (качество, цена, обслуживание, ассортимент и номенклатура, реклама, особые характеристики продукции, уникальность);

- финансово-экономический (показатели рентабельности, деловой активности, платежеспособности, кредитоспособности, финансовой автономии)

- управленческая (организационная структура менеджмента, системы тактического и стратегического планирования, контроль, механизм принятия управленческих решений);

- маркетинговая (система мониторинга внешней и внутренне рынка, рекламный механизм, PR-менеджмент и PR-технологии);

- кадровая (уровень квалификации и компетенции персонала, эффективность работы кадровой службы).[11]

Данные этапы управления конкурентоспособностью предприятия указывают на то, что каждое предприятие разрабатывает свою собственную политику в данном направлении. При разработке такой политики придерживаются таких условий, чтобы максимально использовать имеющиеся ресурсы предприятия, необходимо задействовать инновации, усовершенствовать технологии производства и управления. Этап планирования является важным, поскольку должен учесть многофакторность влияния среды на конкурентоспособность предприятия и адаптировать управленческие решения к ним.

Выводы по разделу 1:


В результате проведенных исследований установлено, что подходы ученых к определению понятия конкурентоспособности основаны на различных аспектах: высокое качество и потребительская ценность продукции, потенциал предприятия, финансовая эффективность по сравнению с конкурентами и другие. Результатом учтенных недостатков проанализированных понятий, стало дальнейшее развитие сущности данной категории, нашел отражение в обобщении понятия

«Конкурентоспособность предприятия», которое определяется нами как способность субъекта хозяйствования накапливать и эффективно использовать внешние и внутренние ресурсы, при учете влияния факторов экзогенного среды, с целью удовлетворения потребностей потребителей и получение долгосрочных преимуществ над конкурентами.

Исследование этапов управления конкурентоспособностью предприятия позволило обобщить подходы и объяснить поэтапность механизма функционирования системы управления конкурентоспособностью, состоящий из: оценки показателей конкурентоспособности, разработки и планировании внедрения конкурентной стратегии, организации реализации конкурентной стратегии, мотивации персонала и контроля.

Анализ этапов и уровней управления конкурентоспособностью позволяет сделать вывод, что данный процесс является непрерывным и требует перманентной аналитической и маркетинговой деятельности, связанной с оценкой сред предприятия, результатов и эффективности деятельности, правильности поставленных задач и выполнения управленческих решений.

Глава 2 Анализ деятельности предприятия ООО «Море»

2.1.Экономическая характеристика деятельности предприятия

Кафе ООО «Море» создано и действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Общая площадь здания кафе - 500 кв. м.

Кафе находится на земельном участке площадью 818 кв. м.

Документы оформлены в собственность.

Имеются все инженерные коммуникации, мощные системы вентиляции и кондиционирования воздуха «Daikin», система фильтрации водопроводной воды, собственная газовая котельная.

На территории всего кафе организована система видеонаблюдения. Кухня и бар кафе полностью оснащены современным оборудованием, которое соответствует всем нормам и требованиям Управления Роспотребнадзора.

Кафе, расположившегося возле моря в Форосе, недавно было отреставрировано. Интерьер кафе выполнен в едином стиле и цвете, с использованием декоративных элементов. Используется естественное и искусственное освещение и вентиляция зала. светло голубой цвет стен и синие стулья. Потом уже появились большие квадратные столы из полированного дуба, мягкие диваны и кресла, столики из палисандра. А также живые цветы на столах, оживляют пространство и делают его современным. Кафе ООО «Море» вмещает в себя основной зал рассчитанный более чем на 50 посадочных мест, и 1 вип-зал на 10-15 человек. Так же следует отметить, что особенностью предприятия является режим его работы: с 12.00 и до последнего клиента. Стоимость среднего заказа - 1500. Средняя загруженность кафе 75-80 %.


Основным видом деятельности ресторана ООО «Море» является общественное питание.

Рис. 2 - Организационная структура кафе ООО «Море»

На рассматриваемом предприятии существует линейно-штабная структура, которая есть разновидность линейно-функциональной структуры управления, до сих пор широко используемой во всем мире; предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.

Главной задачей линейных руководителей здесь – координация действий функциональных служб (звеньев) и направление их в русло общих интересов организации.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности кафе ООО «Море» используются данные из формы «Отчет о финансовых результатах».

Таблица 2

Основные показатели, характеризующие финансовый результат кафе ООО «Море»

Наименование

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменения

2015 г. в % к 2014

Выручка от продаж товаров

7135

8723

11788

4653

135,1

Себестоимость прод. товаров,

4878

5904

7337

2459

124,3

Валовая прибыль

2257

2820

4451

2194

157,8

Коммерческие расходы

345

370

439

94

118,6

Управленческие расходы

648

777

968

320

124,6

Прибыль (убыток) от продаж

1263

1674

3044

1781

181,8

Доходы от участия в других организациях

2,6

14

11

8,4

78,6

Операционные доходы

33

2750

2665

2632

96,9

Операционные расходы

76

2755

2624

2548

95,2

Прочие доходы

20

72

100

80

138,9

Прочие расходы

21

476

531

510

111,6

Прибыль до налогообложения

1221

1280

2664

1443

208,1

Отложенные налоговые активы

-

1,7

4,5

2,8

264,7

Отложенные налоговые обязательства

-

46

29

-17

63,0

Налог на прибыль

183

333

658

475

197,6

Прочие расходы

-

13

-

13

-

Чистая прибыль

1038

889

1982

944

222,9