Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПРАКТИКА ЕГО ВЗИМАНИЯ В РФ
1.1. Назначение и объекты обложения налогом на добавленную стоимость
1.2.Налоговые ставки и льготы по НДС
1.3. Порядок исчисления налога в бюджет
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
2.1 Бухгалтерский учет НДС начисленного
2.2. Бухгалтерский учет НДС к возмещению
2.3. Отчетность по НДС: порядок формирования и сроки преставления
Учет НДС по расходам, для которых в бухгалтерском и налоговом учете предусмотрены нормы при налогообложении прибыли, необходимо вести раздельно. Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, сумма НДС принимаемого к вычету рассчитывается пропорционально норме таких расходов. НДС сверх норматива не может быть принят к вычету.
Удобнее вести учет НДС по нормируемым расходам на отдельных субсчетах:
- «НДС по представительским расходам»,
- «НДС по рекламным расходам».
При этом НДС по сверхнормативным расходам лучше не списывать в дебет счета 91 до конца года, т.к. сумма представительских и рекламных расходов, исчисленная в пределах норматива, в течение года может увеличиться.
Если одновременно осуществляют операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, то суммы «входящего» НДС учитываются в следующем порядке (п. 4 ст. 170 НК РФ):
- «входной» НДС принимается к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций, облагаемых НДС (если выполнены все необходимые для вычета условия);
- налог учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), если они используются для операций, не облагаемых НДС;
- «входной» НДС распределяется между операциями, облагаемыми и не облагаемыми НДС, если приобретенные товары (работы, услуги) используются как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.
Чтобы выполнить эти требования, налогоплательщик должен вести раздельный учет «входящего» НДС. Иначе он не сможет не только принять НДС к вычету, но и учесть этот НДС в расходах в целях налогообложения прибыли (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ). Эта норма относится к той части «входящего» НДС, которая приходится на операции, не облагаемые НДС. Организация может открыть следующие субсчета:
- «НДС по облагаемым операциям»;
- «НДС по необлагаемым операциям»;
- «НДС по облагаемым и необлагаемым операциям»
Представим бухгалтерские записи по учету входящего НДС в виде таблицы.
Таблица 2.6
Бухгалтерские записи по учету входящего НДС
Документы и содержание операции |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
1. Поступили от ЗАО «Дорога» по счету-фактуре № 285 материалы |
1451,69 |
10 |
60 |
НДС |
261,31 |
19 |
60 |
2. Поступили от «Объединения стойтехники» |
|||
а) по счету-фактуре № 315 инструмент и мелкий инвентарь |
1794,92 |
10.9 |
60 |
НДС |
323,08 |
19 |
60 |
б) по счету-фактуре № 380 запасные части по прейскурантным ценам |
1683,05 |
10.5 |
60 |
НДС |
302,95 |
19 |
60 |
3. Поступили от Завода «Материалы» по счету-фактуре № 215 разные материалы |
9447,46 |
10.6 |
60 |
НДС |
1700,54 |
19 |
60 |
4. Поступил от «Объединения № 18» по счету-фактуре № 518 обивочные материалы |
4344,07 |
10.1 |
60 |
НДС |
781,93 |
19 |
60 |
5. Принят к оплате счет от межхозяйственного предприятия № 181 за сырье и материалы |
2466,95 |
10.1 |
60 |
НДС |
444,05 |
19 |
60 |
6. Принят к оплате счет от Смоленского энергосбыта № 112 за электроэнергию |
2712,71 |
25 |
60 |
НДС |
488,29 |
19 |
60 |
7. Принят к оплате счет от Ообъединения техники № 218 за капитальный ремонт |
|||
в том числе: |
|||
а) за ремонт производственного оборудования |
615,25 |
25.1 |
60 |
НДС |
110,75 |
19 |
60 |
б) за ремонт грузовых автомашин |
602,54 |
23.2 |
60 |
НДС |
108,46 |
19 |
60 |
8. Принят к оплате счет от магазина счет № 81, в том числе: |
|||
а) за 2 телевизора и мебель для клуба |
130680,64 |
08 |
60 |
НДС |
23522,52 |
19 |
60 |
б) за канцелярские товары |
479,66 |
10.6 |
60 |
НДС |
86,34 |
19 |
60 |
9. Принят счет от ООО «Каменской» № 287 за оборудование |
139940,70 |
08 |
60 |
НДС |
25189,30 |
19 |
60 |
10. Принят счет от Объединения № 11 за купленные производственные технологии |
132957,60 |
08 |
60 |
НДС |
23932,40 |
19 |
60 |
11. Принят к оплате от областного объединения счет-фактура № 1069 за производственное оборудование |
332072,03 |
08 |
60 |
НДС |
59772,97 |
19 |
60 |
Покупатель, который перечисляет предоплату поставщику, вправе принять «авансовый» НДС к вычету. Данный налоговый вычет производится на основании счета-фактуры и при наличии договора поставки, в котором предусмотрена предварительная оплата (п. 9 ст. 172 НК РФ).
После принятия к учету полученного от поставщика товара, покупатель на основании счета-фактуры, производит вычет НДС с отгрузки (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Однако при этом покупателю следует восстановить ранее принятый к вычету НДС с суммы предоплаты (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Компания перечислила 100-процентный аванс поставщику в счет предстоящей поставки материалов в сумме 188 800 руб. (в том числе НДС - 28 800 руб.). Стоимость материалов, полученных от поставщика в счет предоплаты, без НДС составила 160 000 руб.
Таблица 2.7
Учет НДС с авансов выданных
Документы и содержание операции |
Сумма |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
||
оплачен аванс поставщику |
188800 |
60 |
51 |
сумма НДС с уплаченного аванса предъявлена к налоговому вычету |
28800 |
68 |
76.ВА |
сумма поступивших от поставщика товаров |
160000 |
10 |
60 |
сумма «входного» налога на добавленную стоимость |
28800 |
19 |
60 |
сумма «входного» НДС предъявлена к вычету |
28800 |
68 |
19 |
восстановлен НДС с аванса |
28800 |
76.ВА |
68 |
2.3. Отчетность по НДС: порядок формирования и сроки преставления
Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, и отмена его в ближайшем будущем не предвидится. Как правило, большинство хозяйственных операций на предприятии облагаются НДС.
Для формирования отчетности по НДС понадобятся следующие документы:
- - книга продаж и покупок;
- - журналы учета счетов-фактур выданных;
- журналы учета счетов-фактур полученных;
- - декларация НДС, утвержденная Минфином.
Покупатели-налогоплательщики обязаны вести учет счетов-фактур. Все приобретенные товары, работы, услуги отражаются в Книге покупок – специальной форме отчетности. А учет оплаты покупки и других затрат нужен для того, чтобы получить величину НДС, что может компенсироваться. Таким же налоговым регистром является и книга продаж, в которой лица фиксируют счета, выписанные предприятием в налоговом периоде.
Плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, представляют налоговую декларацию не позднее 25 числа следующего месяца за отчетным периодом (п. 5 ст. 174 НК).[5]
С 2015 года отчетность по НДС сдается по новым правилам. Изменения серьезные – они затронули не только форму декларации, но и порядок ее представления и корректировки. Теперь налогоплательщики должны включать в декларацию сведения из книг покупок и продаж по всем операциям за отчетный период, а посредники – данные из журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур в части посреднической деятельности. Еще одно новое требование – декларация по НДС представляется в электронном виде. Исключение сделано только для налоговых агентов, не являющихся плательщиками налога – они пока могут отчитываться на бумаге.
Наиболее важные нововведения при представлении отчетности по НДС:
- В новую декларацию по НДС включаются сведения из книг покупок и продаж в полном объеме.
- ФНС в рамках внутреннего камерального проводит тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.
- По каждому факту расхождения данных налогоплательщику отправляется запрос на уточнение.
- Налогоплательщик обязан подтвердить получение запроса от ФНС в шестидневный срок. Игнорировать запрос нельзя, поскольку ИФНС может заблокировать расчетный счет.
- Налогоплательщик обязан разобраться в причинах расхождений, внести исправления в налоговые и первичные документы и представить в ФНС уточненные сведения.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию.
Уплата налога за истекший налоговый период по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода (квартала) равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В переходный к рынку период национальная система налогообложения является одним из основных экономических инструментов регулирования развития экономики. Эффективность функционирования субъектов хозяйствования зависит от того насколько рационально выстроена система налогообложения.
В связи с этим с экономической точки зрения налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, которое осуществляется государством в целях обеспечения финансовыми средствами тех секторов и сфер, которые ощущают потребность в финансовых средствах, но не могут самостоятельно обеспечить себя ими.
Основной задачей налогового регулирования доходов является сосредоточение в руках государства и местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития.
Само существование государства неразрывно связано с механизмом взимания налогов. Для обеспечения государственных функций (среди которых содержание армии, реализация социально- экономической политики и др.) необходимо поступление налоговых платежей в полном объеме, в противном случае задачи, поставленные правительством, выполняются не до конца. В налоговой системе России особое внимание стоит уделить косвенному налогу: НДС, т.к. недостаточное регулирование механизма его взимание приводит к описанным выше последствиям.
Целью курсовой работы было изучение особенностей исчисления, формирования отчетности и уплаты организацией налога на добавленную стоимость
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- Изучена экономическую сущность налога на добавленную стоимость;
- Охарактеризованы объекты обложения НДС;
- Изучена система начисления и возмещения НДС ,
- Изучены порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость,
- Рассмотрен порядок синтетического и аналитического учета налога на добавленную стоимость,
- Рассмотрена система формирования отчетности по НДС.
Налог на добавленную стоимость стоит особняком в налоговой системе Российской Федерации по двум причинам: во-первых, он обеспечивает высокий уровень поступлений в бюджет; во-вторых, он выступает как косвенный налог с механизмом возмещения сумм из бюджета. Наличие указанной второй составляющей мешает осуществлению фискальной функции НДС в той мере, в которой это максимально возможно. Механизм взимания НДС, предусмотренный налоговым кодексом, предоставляет налогоплательщику право уменьшить общую сумму налога на установленные 171 статьей налоговые вычеты.
Основным и главным отличием косвенного налогообложения является механизм действия - переложение налогового бремени первоначальным плательщиком на потребителя его продукции путем повышения продажных цен при ее реализации.ᅟ
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В процессе проведения исследования удалось выделить основные отличия НДС от других косвенных налогов:
- распространяется и возлагается на сферу производства;
- действует на производственную деятельность, бремя которого особенно тяжело ощущается для предприятий с большой долей комплектующих изделий и материалов в составе продукции с длительным производственным циклом;
- отраслями, освобожденными от НДС, являются отрасли, которые "оттягивают" на себя более половины добавленной стоимости, создаваемой общими усилиями народного хозяйства (операции с ценными бумагами, банковская деятельность, страхование и т. п.);
- характерной чертой налоговой системы, в которых НДС занимает центральное место, в т.ч. РФ, является быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе.
Недостатками косвенных налогов и в.ч. НДС являются: саморегуляция плательщиком индивидуальной налогоспособности, относятся к отдельным лицам непропорционально их капитала/дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения, ограничивают размер прибыли предпринимательства.1
Основным источником для взимания НДС является промышленность и торговля. Финансовый сектор полностью освобожден от взимания налога, поступления от экспортно-ориентированных добывающих отраслей, как правило, невелики. Поступления по НДС напрямую связаны с размером внутреннего валового продукта - чем больше экономика, тем больше валовая сумма налога.
Налогообложение добавленной стоимости установлено во многих странах мира и но при этом льготы по НДС являются одним из способов государственной поддержки. Тому существует ряд причин.
Прежде всего, предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Крупные предприятия перечисляют значительную часть НДС в бюджет, но при этом малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может быть одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России.